search
main
0

Анатолий ВАССЕРМАН: Главная задача образования – формирование целостной картины мира

Обаятельный интеллектуал, известный публицист, профессиональный политконсультант и депутат ГД РФ VIII созыва Анатолий Вассерман – новый герой нашей рубрики. Многим он знаком еще со времен интеллектуальной игры «Брейн-ринг», когда этот эрудит удивлял коллег и восхищал зрителей. Свою жизнь Анатолий Вассерман посвятил общественной деятельности и работе. За его плечами сотни публикаций, десятки книг и научных статей на разные темы. Именно к нему за советом обращались первые лица нескольких регионов нашего государства для решения важных вопросов. А сегодня он сам часть законодательного сообщества: будучи членом Комитета ГД РФ по просвещению, занимается вопросами дошкольного и среднего образования. Об этом и многом другом Анатолий Александрович и рассказал в эксклюзивном интервью «УГ».

 

Анатолий ВАССЕРМАН.
Фото с сайта ecologyofrussia.ru

 Анатолий Александрович, хотела бы поздравить вас с вступлением в новую должность и принятием депутатского мандата. В 2016 году вы баллотировались от партии «Справедливая Россия», но не прошли. Почему решили попробовать второй раз?

Политика для меня сфера знакомая и интересная, а я целеустремленный и упертый, поэтому пробоваться в Думу снова было вполне естественным желанием. До Госдумы я занимался помимо политконсультирования аналитической работой. Да, действительно, в прошлый раз баллотировался от партии «Справедливая Россия», а сейчас был самовыдвиженцем: лично и с помощью сотен активистов собирал подписи.

С этой партией вы знакомы давно и работали у них экспертом. Скажите, в чем вам близка политика «Справедливой России»?

– Скажем так: из всех фракций «Справедливая Россия» наименее далека от моих убеждений. Это фракция, в чьей программе меньше всего положений, с которыми я не согласен.

Вы тонко уходите от ответа, но все же, с какими положениями согласны?

– Например, сейчас на пленарном заседании и на пресс-подходе Сергей Михайлович Миронов сказал, что одна из программных целей нашей фракции – ликвидация отдельных фондов: пенсионного, социального страхования, обязательного медицинского страхования. Мы считаем необходимым вернуть эти обязанности непосредственно правительству. Так вот, это положение в разное время в разных формулировках входило в мои собственные публикации.

Какие планы и задачи перед собой как депутатом вы ставите?

– Незадолго до выборов я опубликовал небольшую брошюру со своими первоочередными законодательными инициативами. Там семь разных инициатив. Четыре из них сформулированы по результатам общения с избирателями в ходе предвыборной кампании. В частности, это исключение из законов трактовки образования и здравоохранения как услуг и обозначение того, что цель образования – формирование целостной картины мира, цель здравоохранения – именно охрана здоровья народа и страны. А все остальное может рассматриваться как вспомогательные мелочи. Далее я предлагаю поделить налог на доходы физических лиц поровну между теми местами, где эти доходы добываются, и теми местами, где эти физические лица живут. Это решит большую часть финансирования спальных районов, в то же время районы деловые и промышленные практически не пострадают.

Также я считаю необходимым признать парниковую теорию глобального потепления, впервые опровергнутую еще в 1909 году, не просто ошибкой, а мошенничеством – ложью с корыстными намерениями. Ну и, соответственно, вывести Российскую Федерацию из всех соглашений, так или иначе опирающихся на эту теорию.

Это главные моменты в моих предложениях.

– Вы состоите в Комитете ГД РФ по просвещению. Чем конкретно занимается этот комитет?

– Он занимается дошкольным и средним образованием.

– Вы считаете, что необходимо отменить все реформы образования, произведенные за последние 30 лет. Что не так с нашим образованием?

– На протяжении большей части истории человечества образование постепенно развивалось в сторону формирования целостной картины мира. Напомню, что целостная картина мира – прежде всего понимание того факта, что все наблюда­емое нами разнообразие процессов и явлений является следствием сравнительно небольшого числа закономерностей, поддающихся изучению и пониманию. Во вторую очередь – знакомство с этими закономерностями. И в третью – умение с ними работать, выводить из них простейшие следствия, понимать хотя бы в общих чертах механизмы их взаимодействия. Когда это все есть, вам несравненно легче понимать все, что происходит с вами и миром, чем если бы вы воспринимали мир как россыпь никак не связанных между собой фактов.

Но, к сожалению, на протяжении уже полувека во всем мире, а в России на протяжении четверти века, образование меняется в сторону разрушения целостной картины мира. Человек, окончивший американскую обычную среднюю школу и европейский болонизированный на всю голову вуз, по самой сути учебных программ эти очень уважаемые друг другом заведения, даже не должен представлять, что целостная картина мира в принципе возможна. Заинтересованы в этом в основном те, кто под видом фактов хочет предложить разную бредятину. Грубо говоря, человека, имеющего целостную картину по биологии, невозможно соблазнить этикеткой «не содержит холестерина» на упаковке растительного масла. Потому что растительное масло в принципе холестерина не содержит.

– Где самое лучшее образование?

– Трудно сказать. Дело в том, что есть еще несколько критериев его оценки. Сейчас, судя по данным, доходящим до меня, пожалуй, наилучшее образование в КНР и КНДР. Но я владею не всей информацией, чтобы сделать все выводы. Поэтому однозначно утверждать не могу…

– Как вы относитесь к ЕГЭ и к переводу детей на домашнее образование? Я имею в виду не временное дистанционное, а возникновение некой тенденции в принципе перевода детей на домашнее обучение…

– ЕГЭ именно инструмент оценки знаний. К нему я отношусь нейтрально, как к любому другому инструменту. У него есть свои достоинства и недостатки. Более того, судя по тем материалам ЕГЭ, что изредка попадаются мне на глаза, ЕГЭ постепенно эволюционирует в правильную сторону. То есть там все больше вопросов на понимание, а не на знание. Вдобавок очень опасаюсь, что большая часть нареканий связана вовсе не с самим ЕГЭ, а именно с той системой образования, которую стали внедрять незадолго до ЕГЭ, нацеленной не на понимание закономерностей, а на зазубривание фактов. Это как ругать термометр, а не выявлять причину заболевания. Поэтому я не рассматриваю ЕГЭ как самостоятельную единицу, а считаю необходимым изменить саму систему образования, вернуться от зазубривания материала к изучению целостной картины мира. Кстати, замечу, что я сам учился в те времена, когда все экзамены сдавались по билетам, и знаю, что у этой системы есть немало достоинств, но и немало недостатков. Формат ЕГЭ позволяет проверить более широкий спектр знаний, за один раз оценить знание и понимание учеником большей части учебной программы, чем работа билетной системы.

Если говорить о добровольном дистанте, я отношусь к нему отрицательно. Хотя понимаю, что у родителей страх за здоровье детей. Но дистант лишает нас одной из функций школы: научения общению по горизонтали – на равных. Потому что в семье общение детей с родителями идет сверху вниз и снизу вверх. Если ребенок вовремя не получит общения по горизонтали, общения с равными ему, он не обретет колоссального бесценного опыта, нужного на протяжении всей жизни. Общение на равных – это семья, друзья, работа. И этот навык коммуникации нигде, кроме школы, не приобретешь. На мой взгляд, нынешнее поколение уже имеет большие проблемы оттого, что общается в Интернете, ограничивая свое реальное общение.

– Вы заговорили про Интернет… В своем блоге в сети Instagram вы делитесь разными наблюдениями. Например: «Превыше всего я ценю в людях честность». Разве быть политиком и оставаться честным возможно?

– Будучи министром иностранных дел Пруссии, Бисмарк говорил своим послам: «Говорите правду и только правду, но не всю правду…» На самом деле сказать всю правду невозможно, потому что общий объем фактов по любому вопросу значительно превышает человеческую способность восприятия. А применительно к политике недоговаривать не ложь, по крайней мере, формально. И, к сожалению, в политике часто бывают случаи, когда какую-то информацию нельзя огласить.

– Вам часто приходилось идти на компромисс со своими принципами и убеждениями, потому что этого требовали ситуация, профессия и т. д.?

– Честно сказать, над этим не задумывался…

– Значит, в целом ваша деятельность не идет вразрез с убеждениями?

– Поскольку я в первую очередь не законодатель, а публицист, я всегда пишу только то, в чем убежден. Это не значит, что мои труды на 100% безошибочны. Часто мои публикации посвящены разборам моих же предыдущих публикаций с выяснением направлений и причин заблуждений в них. Но во всяком случае я всегда публикую то, в чем на данный момент уверен. И всегда находятся желающие оплатить мои публикации: страна и мир столь разнообразны, что единомышленники есть у любой мысли. Поэтому мне нет смысла врать, гораздо выгоднее говорить то, что думаешь.

– Последний месяц вся страна следила за полетом киногруппы в космос. Общественность разделилась на два лагеря: одни переполнены гордостью за нашу страну, другие считают, что это похоже на пир во время чумы. А что думаете вы?

– Насколько я наблюдал, большая часть тех, кто возмущается этим событием, – это люди, протестующие в принципе по любому поводу, будь то прививочная кампания, полет в космос и т. д. Они в принципе против любого события, способствующего развитию нашей страны. Для космической и киносферы полет съемочной группы – колоссальный прорыв. Если не ошибаюсь, по сюжету неподготовленный врач спасает жизнь тяжело заболевшего космонавта. И кинополет – испытание реально созданного метода ускоренной подготовки к космическому полету людей неподготовленных. Ведь в реальности такая потребность вполне возможна.

– А если бы вам предложили полететь в космос, согласились бы?

К сожалению, мне уже не предложат (улыбается). Но если гипотетически, конечно, я бы ухватился зубами и когтями за такую уникальную возможность!

– У меня к вам вопрос как журналиста к публицисту. В 2017 году вы критиковали инициативу Е.Б.Мизулиной по запрету мата в Интернете. Почему? Вы сами употребляете мат в своей речи?

– Лично я мат в своей речи не употребляю. Поверьте, можно добиться сильного эмоционального эффекта другими словами. А если мой оппонент в диалоге переходит на мат, значит, доводы у него закончились. Моя выдержка в диалоге связана еще и с тем, что спор – метод убеждения аудитории, а не противника.

Я против позиции Мизулиной, потому что она перехлестывает. А крайности я не люблю. Что такое мат? Это выражение определенным образом – словом – крайнего накала эмоций. Право на эмоции есть у каждого. Запрет использования мата в Интернете (а сегодня это главная площадка ведения диалогов в мире) слишком радикальная мера. Другое дело, что если матом не ругаешься, а разговариваешь, то сам себя лишаешь способа выражения крайних эмоций.

– Вас знают не только как интеллектуала и эрудита, но и как обаятельного человека, имеющего свой образ. Я говорю о знаменитой жилетке Вассермана. Скажите, с приходом в Думу новый предмет в карман добавился?

– Ничего не добавилось (улыбается)! Другое дело, что чаще всего в Думу прихожу налегке. В повседневной жизни мне часто приходится пользоваться мелкими инструментами, и я вынужден таскать их с собой. Но мой путь из дома до работы и обратно быстрый и в метро, так что большинство инструментов заведомо не понадобятся. Правда, на днях я вернулся из Санкт-Петербурга, где был в полном снаряжении, и прямо с поезда поехал в Думу. Проблем на входе в здание не возникло, охрана меня пропустила спокойно. Но чаще она меня узнает по бороде и очкам, что тоже неплохо (улыбается)!

 

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте