– Анастасия Владимировна, в начале лета вас назначили заместителем министра просвещения страны. Скажите, пожалуйста, почему вы приняли это предложение?
– Мне кажется, что система образования России сегодня находится в очень интересной точке развития. С одной стороны, предпринимаются конкретные шаги, для того чтобы сформировать единое образовательное пространство, которое за последние годы было изрядно разбалансировано. Можно много говорить о вариативности, но наша главная задача – это доступность качественного образования для каждого ребенка. С другой стороны, большой профессиональный интерес представляют процессы, связанные с информационными технологиями, резко вошедшими в систему образования на фоне пандемии коронавируса.
Информационные технологии никогда не заменят учителя, они в помощь. За время пандемии многие педагоги оценили их возможности, а для детей это уже привычная среда обитания.
Таким образом, возвращение к единому образовательному пространству и новые технологии – это те серьезные вызовы, которые стоят перед отечественной системой образования. Мне очень интересно участвовать в процессе поиска ответов на них.
Кроме того, министр просвещения России Сергей Кравцов, на мой взгляд, собрал очень профессиональную и работоспособную команду, члены которой имеют опыт работы как на уровне регионов, так и в различных федеральных органах исполнительной власти. Поэтому я с большим удовольствием приняла его предложение к ней присоединиться.
– Ранее вы возглавляли Федеральный центр тестирования, который отвечает за проведение единого государственного экзамена, формирование и ведение информационных ресурсов. Что бы вы ответили критикам ЕГЭ, в том числе требующим его полной отмены?
– Признаюсь, я абсолютный фанат ЕГЭ. Считаю, что это уникальная система, которая, во-первых, объективна, во-вторых, технологична. И мне кажется, что демонизация ЕГЭ – сюжет, который регулярно возникает, когда люди пытаются, как сказали бы современные подростки, поймать на этом хайп. С 2009 года ЕГЭ проводится по единой технологии, что означает равенство возможностей для каждого ребенка, где бы он ни жил, в какой бы семье ни рос. Многие забыли, что до единого экзамена каждый вуз разрабатывал свои собственные задания, и эти задания зачастую выходили за рамки школьной программы, а абитуриент мог подать документы только в одно учебное заведение. Для ребенка из глубинки поступить в сильный, престижный вуз нередко было задачей непреодолимой сложности. А сегодня, посмотрите, выпускники школ имеют возможность рассылать результаты ЕГЭ сразу в несколько вузов, не выходя из дома.
ЕГЭ также часто критикуют за то, что это экзамен с высокими ставками. Но вообще любой экзамен – всегда стресс. Если смотреть в общемировом масштабе, то ЕГЭ на самом деле один из самых гуманных выпускных экзаменов. У нас, к примеру, есть возможность его пересдать, дополнительно подготовиться и улучшить свой результат. А, например, в Китае экзамен пересдать нельзя, результаты остаются с вами на всю жизнь.
– Эксперты нередко говорят о необходимости ужесточить правила олимпиад школьников. Это связано в том числе и с тем, что в некоторых вузах возникла ситуация, когда абитуриентов, набравших 100 баллов на ЕГЭ, и победителей олимпиад было больше, чем бюджетных мест…
– У нас есть две системы олимпиад. Это Всероссийская олимпиада школьников, которая находится в ведении Министерства просвещения, она проводится по 24 учебным предметам. Количество победителей и призеров Всероссийской олимпиады школьников в этом году составляет немногим менее 3000 человек. И есть олимпиады, которые проводят вузы.
Профильные ведомства постоянно работают по их совершенствованию.
– Одна из амбициозных целей, поставленных президентом перед системой образования, – войти до 2024 года в Топ-10 стран по качеству образования. В какой точке достижения этой цели мы находимся сегодня?
– Давайте сначала обсудим, как определяется место в рейтинге.
Это средневзвешенный показатель по трем международным сравнительным исследованиям. Первое – международное исследование качества чтения и понимания текста PIRLS, речь про начальную школу. Здесь мы по результатам 2019 года занимаем первое место в мире. Следующие результаты будут в 2022 году. Второе – Международное мониторинговое исследование качества школьного математического и естественно-научного образования TIMSS. Замеряется естественно-научная грамотность в четвертых и восьмых классах, здесь мы тоже на лидерских позициях. И третье исследование, которое учитывается в этом контексте, – это международная программа по оценке образовательных достижений учащихся PISA. Это исследование 15‑летних школьников, которое в отличие от TIMSS не очень похоже на нашу школьную программу, там идет ориентир на практическое использование в жизни тех знаний, которые дает школа. Наши школьники демонстрируют здесь не самые лучшие результаты.
– Что планирует министерство сделать в оставшиеся два года для удержания и улучшения этих результатов?
– Сейчас мы усиливаем работу, направленную на повышение функциональной грамотности школьников. Поручили координацию этой деятельности на уровне всей страны Институту стратегии развития образования РАО. Уже разработан банк тренировочных заданий, который размещен в открытом доступе, выпущены печатные учебные пособия с заданиями по 6 направлениям функциональной грамотности: читательской, математической, естественно-научной, финансовой, а также по глобальным компетенциям и креативному мышлению. В регионах сформированы команды методистов по каждому из этих направлений.
Кроме того, начиная с 17 сентября институт проводит еженедельные онлайн-семинары, которые мы условно называем «методической пятницей по вопросам формирования функциональной грамотности».
Кстати, вы, наверное, знаете, что на Государственном совете по образованию, который проходил в августе этого года, президент страны сказал, что не столь важны места, а очень важно, чтобы дети могли применять знания, полученные в школе, в реальной жизни.
Уверена, что та системная работа, которую мы сейчас ведем, действительно поможет школьникам лучше применять свои знания на практике.
– Вы с коллегами курируете ряд профессиональных конкурсов, включая и Всероссийский конкурс «Учитель года России». Каким, на ваш взгляд, должен быть современный учитель? А учитель будущего?
– Министерство просвещения России ежегодно проводит много разных конкурсов профессионального мастерства, в том числе «Учитель года», «Директор года», «Воспитатель года», «Учитель-дефектолог», «Педагог-психолог», совместно с АНО «Россия – страна возможностей» – «Учитель будущего». Мы стараемся охватить все сферы профессиональной деятельности работников образования и каждый раз в рамках конкурсных состязаний видим, насколько многогранны подходы педагогов.
Говоря о профессии «учитель», невольно хочется обратиться к словам Льва Николаевича Толстого, который считал, что «хорошему учителю достаточно иметь только два качества – большие знания и большое сердце». Я думаю, что для учительской профессии эти слова будут актуальными всегда.
Главная же задача учителя сегодня – раскрыть таланты ребенка, помочь ему в получении новых знаний, используя современные информационные технологии и эффективные методы обучения, а также уметь формировать у ребят информационную компетентность, развивать познавательный и творческий интерес и, конечно же, научить уважать историю и традиции нашей страны.
На мой взгляд, современный учитель, как и учитель будущего, – это прежде всего профессионал своего дела, отличительными чертами которого являются постоянное самосовершенствование, умение учиться, эрудиция и высокая культура. Это человек, любящий свою работу и своих воспитанников.
– В этом году особое внимание президента страны приковано к порядку проведения и освещения в СМИ конкурса «Учитель года России». Какие изменения были внесены в этой части? И будет ли запущено телевизионное шоу по типу «Форта Боярд»?
– Я уверена, что конкурс, разменявший вот уже четвертый десяток лет, невероятно увлекательный и популярный в профессиональной среде педагогов, должен максимально широко освещаться в СМИ. Уникальные подходы к обучению и воспитанию учеников огромного количества учителей-профессионалов могут и должны быть интересны не только их коллегам, но и родителям, детям, всей широкой общественности. С этого года мы подошли к конкурсу иначе. Прежде всего с точки зрения позиционирования. Мы выводим его в сферу самых узнаваемых публичных конкурсов, делаем его событием, которое с интересом будут обсуждать между собой и родители, и все, кому не безразлична система образования, то есть практически вся страна. В самой же методике не так много изменений, она отточена мнением сотен тысяч педагогов на протяжении тридцати лет.
Все вводимые новшества направлены на то, чтобы участники конкурса стали узнаваемыми не только в своем регионе, но по-настоящему вышли на федеральный уровень, чтобы страна гордилась ими.
Как известно, дети уже более двадцати лет являются полноправными участниками конкурса не только как зрители, но и в качестве членов детского жюри и волонтеров. В текущем сезоне это представители широко известного в молодежной среде проекта «Большая перемена».
Отвечая на вопрос о телевизионном шоу, скажу, что мы уже начали консультации по этому вопросу с федеральными телевизионными каналами.
– В 2020 году более тридцати государственных вузов перешли в ведение Министерства просвещения России. Скажите, какие меры предпринимаются сегодня для модернизации высшего педагогического образования?
– Сегодня Министерство просвещения курирует 33 педагогических вуза. На мой взгляд, это очень правильное решение, потому что педагогические вузы долгое время не стояли в приоритете. Не могу сказать, что про них совсем забыли, но тем не менее внимания уделяли им мало. Сегодня даже говорят о ренессансе педагогического образования. Звучит немного пафосно, но мне кажется, что это действительно так.
Не случайно в этом году президент поручил выделить 10 миллиардов на развитие педагогических вузов. Половина этой суммы – 5 миллиардов – уже направлена на создание современных педагогических технопарков, которые станут локомотивом повышения качества подготовки студентов. Очень важно, чтобы материальная база педвузов не отставала от инфраструктуры школ, куда потом приходят работать выпускники. Кроме технопарков до 2024 года в каждом из педвузов появятся педагогические «Кванториумы».
Вы знаете, что какой бы хорошей ни была материальная база, если отсутствуют идея, концепция, программа, стратегия, как хотите назовите, мы не подготовим учителей, способных справиться со все нарастающими вызовами. Поэтому так важна концепция развития педагогического образования, доработка которой завершается. Мы проанализировали подготовку учителей математики и истории по трем составляющим – методической, предметной и практической подготовке. Увидели, что программы вузов кардинально отличаются.
В одних, к примеру, практике студентов уделяют мало внимания, у других вузов чувствуется недостаток в предметной подготовке. Сейчас Минпросвещения обсуждает с экспертным сообществом ядро высшего педагогического образования. Оно должно обеспечивать единство требований к формированию универсальных общепрофессиональных компетенций. Важно отметить, что мы не говорим о том, что все вузы должны иметь одинаковую программу, но разумные единые требования должны быть. Например, не менее 20% времени обучения должно отводиться на практическую деятельность. Такой подход позволит унифицировать качество подготовки выпускников педагогических вузов.
– А как, на ваш взгляд, Анастасия Владимировна, удержать выпускников педагогических вузов в профессии? Ведь, по статистике, которую ранее приводило министерство, лишь 30% выпускников работают по специальности.
– Мы понимаем, что если выпускник вуза задержался в школе на два года, то, скорее всего, он останется в ней надолго. Основной процент оттока происходит в первые два года, когда молодой педагог пробует себя в профессии.
Субъекты по-разному решают этот вопрос, реализуют различные меры поддержки. Где-то это единовременные выплаты к зарплате в течение первых трех лет, предоставление грантов для молодых специалистов, компенсация части расходов на жилье. Большинство регионов используют механизм целевого набора, когда в том числе выплачиваются дополнительные стипендии студентам педагогических специальностей, а также студентам, заключившим соглашения о целевом обучении. Так, к примеру, в 2021 году более 12 тысяч будущих педагогов заключили такие договоры о целевом обучении.
Но хотелось бы подчеркнуть, что конкретная работа с каждым отдельным молодым специалистом происходит на уровне школы. Очень важен институт наставничества, причем не только со стороны школы, но и со стороны вуза, когда выпускник понимает, что альма-матер готова помогать ему встать на ноги, не бросает его в начале профессиональной деятельности.
Кроме того, сейчас успешно реализуется программа «Земский учитель». В ней предусмотрена единовременная выплата в размере одного миллиона рублей для учителей, которые прибывают на работу в сельские населенные пункты либо поселки с населением до 50 тысяч человек. А также два миллиона рублей учителям, которые переезжают в субъекты Российской Федерации, расположенные в Дальневосточном федеральном округе. В 2021 году было предусмотрено финансирование 1167 вакансий, и все эти вакансии на сегодняшний день заполнены. Программа востребована, и регионы обращаются к нам с просьбой о ее расширении. Есть, с одной стороны, потребность в учителях, которые будут работать в сельской местности, с другой – есть люди, которые благодаря дополнительному стимулированию могут переехать в сельские территории.
– Нередко высокопоставленные чиновники говорят о скорой перспективе изменения системы оплаты труда педагогических работников. Весной текущего года даже прозвучало заявление о том, что предложения направлены в Правительство РФ, «создана рабочая группа, ведется экспертное обсуждение и расчеты». А совсем недавно стало известно, что шесть российских регионов станут площадками для эксперимента по внедрению новой системы оплаты труда учителей на основе единых требований. Что на сегодняшний день происходит в части системы оплаты труда педагогов?
– Достойная и гарантированная заработная плата – важный аспект любой сферы деятельности. Система образования не исключение из этих правил, нам требуются новые подходы и взвешенные перемены в системе оплаты труда.
В ноябре 2020 года были внесены изменения в 144‑ю статью Трудового кодекса, которыми Правительство Российской Федерации наделяется правом утверждать требования к системам оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений, в том числе в части установления окладов, ставок, перечней выплат компенсационного и стимулирующего характера.
Ключевыми принципами, положенными в основу этих требований, являются выполнение майских указов, снижение дифференциации в оплате труда педагогических работников в пределах субъекта Российской Федерации, повышение прозрачности начисления заработной платы.
Новые требования будут способствовать повышению гарантированной части заработной платы (ставки/оклада), сделают ее понятной, а также должны привести к единообразию начисления компенсационных и стимулирующих выплат в масштабах страны.
В настоящее время проходит процедуру согласования проект постановления об апробации новых требований к системе оплаты труда. Определены 6 пилотных регионов – это Белгородская, Нижегородская, Сахалинская, Ярославская, Кировская области и Республика Мордовия. Указанный проект постановления содержит в себе «дорожную карту» мероприятий, и как только он будет утвержден, министерство приступит к его реализации уже в текущем году.
Вопрос внедрения новых требований крайне деликатный и требует существенной работы как на уровне министерства, так и регионов.
Но надо отдельно сказать, что это будет происходить не во всех школах единомоментно, а в каждом регионе мы отберем по 4‑5 школ, чтобы, что называется, в ручном режиме посмотреть, как это может работать, сколько потребуется дополнительного финансирования и так далее. Повторюсь еще раз, тема сложная, мы будем делать все очень аккуратно и продуманно, учитывая мнение Общероссийского профсоюза образования и экспертного сообщества.
– Как в этом контексте должно измениться соотношение окладов и стимулирующих выплат?
– В рамках апробации подходов должно произойти увеличение гарантированной части, должны быть определены прозрачная система стимулирующих выплат и понятные принципы выплат компенсационного характера. Вот три кита, на которых базируются наши предложения. Мы будем очень аккуратно апробировать этот вопрос совместно с профсоюзом, для того чтобы потом делать выводы о путях совершенствования системы оплаты труда.
– Другой проблемный сюжет – избыточная отчетность учителей. В интервью «Учительской газете» в 2016 году вы говорили, что идеальная ситуация в этом смысле – запрет запрашивать у школ любую информацию, которая размещена в открытом доступе. В 2020 году Министерство просвещения России и Рособрнадзор заявили о сокращении бумажной нагрузки на учителей. Тем не менее учителя и сегодня нередко жалуются на эту проблему. Скажите, что сегодня может предпринять учитель, от которого требуется избыточная отчетность?
– Как вы правильно отметили, 19 декабря 2020 года Минпросвещения совместно с Рособрнадзором определили перечень отчетной документации, которую можно запрашивать у образовательных организаций. По моим ощущениям, это письмо сработало. Лакмусовой бумажкой в таких вопросах являются обращения граждан, которые приходят к нам в большом количестве по разным вопросам. Так вот, обращений по поводу нагрузки учителей стало значительно меньше. Безусловно, это не является следствием одного письма, а результатом всей этой работы, которая проводилась на протяжении последних лет.
Мы постоянно обращали внимание руководителей регионов, муниципалитетов на эту проблему, ведь очень много данных содержится на сайтах школ. Кроме того, многие регионы создали свои информационные системы, и для того чтобы получить информацию от школы, не нужно ее запрашивать, достаточно нажать на кнопку, и необходимая выгрузка осуществляется.
Эта проблема не потеряла своей остроты, поэтому совсем недавно Министерство просвещения запустило горячую линию по вопросу избыточной бюрократической нагрузки. Пользуясь случаем, хочу обратиться к учителям: если такая проблема есть в вашей школе, в вашем муниципалитете или в вашем регионе, обязательно сообщайте об этом. Мы будем предпринимать все меры, для того чтобы продолжать снижать эту нагрузку.
– Как вы восстанавливаетесь?
– Общаясь со своими сыновьями. Мне важно, чтобы они мне доверяли, делились со мной своими проблемами, чтобы мы вместе как можно чаще обсуждали волнующие их вопросы, в том числе и чисто житейские. Для меня доверие – это определяющий фактор в отношениях между детьми и взрослыми: учителями и учениками, родителями и детьми. Сначала это доверие нужно вырастить, а потом всю жизнь стараться не разрушить необдуманным словом или действием. Я люблю читать. Стараюсь не пропускать новинки художественной литературы. Люблю театр, но бываю в нем все меньше и меньше. На кино тоже практически не остается времени. И, конечно, абсолютно переключаюсь, когда в какой-то из выходных вырываюсь на дачный участок.
– Можете сформулировать одним предложением ваш главный принцип воспитания?
– Я уже сказала про доверие. Но добавлю еще одну вещь. Дети должны видеть и знать, что слова и действия взрослых всегда совпадают. Не помню, кто сказал, но сказал очень верно, что дети слышат не то, что мы им говорим, а то, о чем взрослые говорят между собой, не обращая внимания на присутствие детей.
– Что бы вы хотели пожелать российским учителям в День учителя?
– Прежде всего хочу пожелать здоровья. Это то, чего мы всегда друг другу желали, но последние два года показали, что важнее этого ничего нет. Я хочу пожелать получать радость от своей работы, благодарных учеников. Наконец, я хочу пожелать, чтобы вы с радостью шли на работу в школу и с такой же радостью возвращались домой.
Петр ПОЛОЖЕВЕЦ, Арслан ХАСАВОВ
Комментарии