search
main
0

Аналогов нет. Главное предназначение – всемерное стимулирование

Подмосковье комплексный проект модернизации осуществляет уже второй год. Его главное предназначение – всемерное стимулирование нового качества образования. Важнейшими стимулами становятся дифференциация в оплате труда педагогов, обеспечивающая поддержку высокорезультативной работы, расширение открытости школы и возможностей общественности влиять на управление школой через государственно-общественные советы – школьные и муниципальные. Министр образования правительства Московской области Лидия АНТОНОВА результатами этого масштабного проекта в целом довольна.

– Лидия Николаевна, какие эффекты реализации РКПМО вы считаете наиболее значимыми на сегодняшний день?

– В первую очередь могу отметить рост мотивации педагогов к достижению нового качества образования. Данный эффект заслуживает тем более высокой оценки потому, что в Московской области в последние годы наметилась устойчивая тенденция к росту заработной платы в системе образования. Повышение заработной платы в связи с введением НСОТ воспринято уже не как «возвращение государством долгов», но в значительной степени как финансово-экономический механизм стимулирования качества образования (при его более широком и современном понимании).

В сознании большинства педагогов происходит слом стереотипа, согласно которому нормой в оплате труда служит уравнительное распределение, а конкуренция в педагогическом коллективе либо невозможна, либо имеет заведомо неконструктивный характер. Можно говорить о принятии большинством учителей принципа увеличения вознаграждения при высоком качестве образовательных услуг и повышении заинтересованности в получении доплат за результативность.

Еще более сложной задачей стало признание значения, да и самой возможности оценки результатов деятельности педагогов со стороны потребителя образовательных услуг, родительского и местного сообщества.

Но и здесь благодаря разработанному в регионе эффективному механизму участия советов в распределении стимулирующей части ФОТ, проведенной разъяснительной работе, обучению удалось снять первоначальное напряжение и минимизировать конфликты. Закрепление данной практики как нормы не происходит в одночасье, но у нас весьма оптимистичный прогноз.

Таким образом, создаются условия для последовательного преодоления корпоративно-профессиональной замкнутости системы в обсуждении вопросов оценки качества.

Система образования становится более открытой, обеспечивается доступность населению информации о содержании и качестве образовательных услуг. В целом общество признано в качестве полноправного субъекта управления образованием. Большинство школ Московской области создали свои сайты, подготовили и опубликовали публичные отчеты о результатах своей деятельности. На муниципальном уровне и в школах созданы советы (общественные, управляющие), в которые вошли родители, авторитетные граждане.

Более того, в деле расширения общественного участия в управлении образованием появились лидеры, и мы сочли необходимым отметить их активность и закрепить их статус. Для этого в марте 2008 года в области был проведен первый слет лидеров государственно-общественного управления с награждением председателей управляющих советов, ученических комитетов, директоров школ.

В 2008 году будет организовано участие общественности в экспертизе условий организации образовательного процесса; в муниципальных образованиях пройдут общественные слушания, сходы местных жителей и родительские собрания по вопросам развития сети.

– Какие из условий реализации проекта вы считаете наиболее существенными на данном этапе?

– Прежде всего, надо сказать об управлении проектом. В самом министерстве в 2008 году создано Управление реализации общенациональных проектов в образовании, призванное координировать все усилия по реализации нацпроекта в целом и РКПМО в частности.

Поскольку проектное управление требует повышенной гибкости, быстроты реакции, решения многих задач, связанных с разработками, обучением, повышением квалификации, ясно, что большой административный ресурс министерства необходимо дополнить. Наш оператор обладает проектным опытом, квалифицированными кадрами экспертов и широкими связями в системе образования – это наша Академия социального управления, и она оказывает большую помощь в комплексном сопровождении проекта.

На муниципальном уровне действуют координаторы РКПМО и ответственные за реализацию каждого из его направлений, действующие в составе муниципальных управленческих команд. И на школьном уровне движущей силой реализации проекта стали школьные команды. Эти проектные команды – главный потенциал РКПМО.

Важная и действенная часть инфраструктуры управления проекта – сайт сопровождения проекта – http://kpmo.momos.ru. С первых дней своего существования сайт стал важным ресурсом информационной и методической поддержки муниципальных и школьных команд. Он обеспечивает оперативность распространения новых нормативных и инструктивно-методических документов и материалов, рассказывает о проводимых в рамках проекта мероприятиях, будь то семинары, «круглые столы», совещания или обучение.

– Известно, что за реализацией проекта на всех уровнях, начиная от школьного, ведется электронный мониторинг. Как удалось создать требуемые для этого условия?

– При наших масштабах и количестве школ это потребовало серьезных затрат времени и усилий. Прошли обучение координаторы мониторинга из всех муниципальных образований. В итоге нам удалось обеспечить оперативное вхождение Московской области в систему электронного мониторинга проекта и создать надежные заделы для ритмичной работы мониторинга в текущем году. Для того чтобы оптимизировать перемещение и обработку информации о системе образования для оперативного принятия решений на уровне региона, мы планируем до конца 2008 года создать условия для построения региональной системы электронного мониторинга.

– Комплексный проект требует значительных затрат. Из каких источников осуществляется финансирование?

– Из федерального бюджета на софинансирование регионального проекта модернизации образования Московской области в 2007 году было выделено 405470800 рублей, из областного бюджета на эти цели было направлено 487890 тысяч рублей. Средства израсходованы:

– на приобретение мебели и учебно-наглядного оборудования;

– на проведение капитального ремонта школ;

– на повышение квалификации и переподготовку педагогических и руководящих кадров, а также выполнение научно-исследовательской работы по научно-методическому сопровождению КПМО;

– на дополнительный фонд оплаты труда на выплаты стимулирующего характера для общеобразовательных учреждений, являвшихся участниками РКПМО.

Реализация регионального комплексного проекта модернизации образования в Московской области продолжается в этом году. В рамках проекта из средств федерального бюджета в 2008 году образованию Московской области выделено 200 миллионов рублей. Доля федеральных средств распределена: 30 процентов – на приобретение мебели и оборудования, 59,3 – на капитальный ремонт зданий, 10,7 – на повышение квалификации, научно-исследовательскую работу. Размер средств бюджета Московской области, направляемых на реализацию КПМО в 2008 году, составляет 300 миллионов руб. Доля областных средств распределена: 87 процентов – на приобретение мебели и оборудования, 13 – на повышение квалификации, научно-исследовательскую работу. Общая сумма софинансирования, запланированная за счет средств муниципальных бюджетов в 2008 году, составляет 1 миллиард 142 миллиона 719 тысяч рублей.

– Имеет ли реализация РКПМО в 2008 году какие-то существенные особенности по сравнению с 2007 годом?

– Главной особенностью служит то, что в проект в полном масштабе включились абсолютно все 72 муниципальных образования области, практически все наши школы (напомню, что на предыдущем этапе полномасштабная реализация осуществлялась в 15 пилотных муниципалитетах). И, конечно, уточнены приоритеты и акценты в содержании проекта. Нам предстоит двигаться в выполнении РКПМО и вширь – вводя в дело новые муниципальные образования и школы, запуская в полном объеме все направления проекта и одновременно усиливая их взаимодействие и синергию, и вглубь – обеспечивая глубокие, качественные и необратимые институциональные преобразования.

– При расширении количества участников проекта неизбежно возникает опасность снижения качества результатов. Как можно минимизировать этот риск?

– Жертвовать качеством и результатами выполнения проекта мы не можем. Следовательно, его развертывание в полном масштабе повышает ответственность всех структур и лиц, вовлекаемых в его реализацию.

14 марта Коллегия Министерства образования Московской области закрепила ответственность подразделений министерства, регионального оператора – Академии социального управления, других областных структур, а также всех муниципалитетов и школ за полное и эффективное выполнение проектных обязательств, расходование бюджетных средств, определила порядок контроля, движения информационных потоков, схему взаимодействия всех участников.

– Назовите, пожалуйста, самые ответственные направления проекта на текущий год.

– Это совершенствование системы оплаты труда и введение нормативного подушевого финансирования. Будет осуществлено, во-первых, более полное введение в действие всех компонентов новой системы оплаты труда в соответствии с рекомендациями модельной методики, утвержденной Минобрнауки РФ. И, во-вторых, продуманное массовое введение нормативного подушевого финансирования с 1 сентября. Это направление мы рассматриваем как ключевое, ударное, критически важное, потому что некоторое отставание региона в этой сфере все больше затрудняет продвижение в остальных направлениях проекта, снижает стимулирующую роль вводимых новых механизмов.

Если говорить конкретно, то в числе основных задач на 2008 год – установление прямой зависимости заработной платы учителя не только от нагрузки, но и от количества учащихся, с которыми он работает; учет внеаудиторной занятости учителя; учет приоритетности и сложности предметов в зависимости от реализуемой общеобразовательной программы.

Нам предстоит также обеспечить формирование бюджетов школ на 2009 год на нормативной основе с учетом и других форм бюджетного финансирования, в том числе и на конкурсной основе.

– Каким образом при постановке задач на будущее учитываются опыт и результаты деятельности 2007 года?

– Приведу только два примера. На основе анализа опыта распределения стимулирующей надбавки к заработной плате педагогов мы планируем в 2008 году разработать примерное положение об оценке результативности деятельности учителя по индивидуальным образовательным достижениям учащихся.

Второй пример. В 2007 году мы провели анализ состояния муниципальных образовательных систем. Взяв его результаты за отправную точку, мы начали новое исследование, которое позволит проследить динамику изменений различных аспектов качества образования в муниципальных системах и оценить качество образования в конкретных школах.

– А как в целом вы оцениваете значение 2008 года для реализации РКПМО?

– В целом мы рассматриваем 2008 год как решающий в плане достижения общего успеха нашего регионального проекта.

Нам предстоит укрепить институциональные условия и заделы, созданные в 2007 году. Это позволит не только выйти в 2009 году на реализацию взятых регионом обязательств, но и существенно модернизировать систему общего образования, создать новые условия для повышения качества образования, отработать модели и механизмы, которые в дальнейшем будут распространены на другие звенья образовательного комплекса области (дошкольное, дополнительное, профессиональное образование).

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте