В Воронеже состоялась XXIII Международная научно-практическая конференция «Цифровое образование: в поисках смысла», организованная на базе Воронежского института развития образования (ВИРО) имени Н.Ф.Бунакова. Мероприятие проводилось в смешанном формате: участникам, среди которых были ученые, педагогические работники школ, вузов, дошкольных организаций, студенты и даже представители бизнеса, предоставили возможность побывать на разных мероприятиях как заочно, через Интернет, так и очно, находясь в аудиториях ВИРО.
А тут было на что посмотреть. К традиционным формам проведения, таким как пленарные и секционные выступления, а также мастер-классы, добавилась творческая и очень зрелищная экспозиция, на которой можно было не только увидеть, но и самому опробовать работу различных устройств, приборов и программных продуктов, созданных или используемых педагогами. На конференции все дни были тематическими: первый день посвящался обзору и анализу стратегических направлений цифровизации, об этом рассказывали ученые Российской академии образования, Московского государственного университета и Московского педагогического госуниверситета. В работе секций участвовали педагоги из Белгородской и Воронежской областей, Оренбурга и Ульяновска, ученые Воронежского и Витебского государственных университетов. Были также тематические дни, посвященные работе учителей-предметников, воспитателей и учителей начальных классов, а один день полностью посвящался учителям информатики. Со своими докладами и мастер-классами выступали не только хозяева конференции, но и педагоги из Ярославской области, республик Беларусь и Казахстан.
В день учителя информатики как раз и проводилась творческая выставка устройств, приборов и программных продуктов, многие из которых были придуманы и созданы самими учителями, причем не только информатиками. Федор Меер, педагог дополнительного образования Нововоронежского дома детского творчества и руководитель детского объединения «Леонардо», представил целый набор изделий для детского технического творчества. В прошлом выпускник Воронежского политехнического института, он подготовил уже более 30 комплектов различных действующих моделей, которые дети совместно с педагогами могут собрать сами, предварительно изготовив все необходимые детали из обычной тонкой плиты ХДФ, один квадратный метр которой в магазине стоит 170 рублей. Рассказываю об этом так подробно, потому что Федор Федорович сам обратил на это мое внимание, все, кто занимается с детьми техническим творчеством, прекрасно знают, что цена исходных материалов имеет особое значение.
– Я давно задумываюсь над тем, что детское техническое творчество сегодня находится в застое, – поясняет Федор Меер. – Основная проблема в отсутствии финансов и квалифицированных кадров. Для того чтобы как-то исправить ситуацию, я решил создавать комплекты моделей на основе доступных материалов, сопровождая их инструкциями по сборке. Благодаря этому даже у начинающего педагога будет готовое решение, которое он сможет воплотить в жизнь с помощью моих рекомендаций, компьютера, 3D-принтера и лазерной резки.
Кстати, написание инструкций, по словам преподавателя, – это самая трудная часть работы. Обычно она составляет около 30 листов, в которых он рассказывает не только о том, как изготовить ту или иную модель, но и немного о самой модели. Например, делая модель карта, нельзя обойтись без рассказа об истории картинга и о том, что это вообще за спорт. Плюс использование простых подручных материалов развивает фантазию как у преподавателя, так и у ребенка. Например, осью для резиномоторного шасси «Драгстер» может служить кусочек простого карандаша, и ребенок в этом случае научится видеть ось в карандаше!
– У педагога есть файл для лазерной резки, – рассказывает Федор Меер, – и обычно он сам вырезает детали и раздает детям. Но, если ребенок деталь сломал, учитель научит и объяснит, как из общей схемы вытащить одну деталь и затем вырезать ее лазером. Я сторонник того, что не надо изучать отдельно 3D-моделирование, надо давать знания комплексно, так эффективнее. У нас на сборку одной машинки уходит примерно шесть часов, а после сборки мы проводим тесты, и ребенок видит и оценивает результат своей работы.
К началу следующего учебного года педагог планирует создать еще около 30 моделей дополнительно к тем, которые уже имеются. Все чертежи с инструкциями по сборке он разместит в Интернете, чтобы каждый желающий мог бесплатно использовать их в своей работе.
– Это будет в помощь любому педагогу, который занимается с детьми техническим творчеством, – говорит Меер.
А пока модели уже тестируются заинтересованными коллегами в некоторых регионах – в Воронеже, в городе Никольское Пензенской области, в Глазове и Волгодонске. Чтобы продукт был хороший, надо знать его недостатки, считает Федор Федорович. Люди тестируют, помогают, говорят, в чем испытывают трудности при создании моделей. Ведь в идеале нужно, чтобы не только педагог, но и сам ученик смог открыть инструкцию, в которой ему было бы все понятно, и собрать модель самостоятельно.
Кстати, в Нововоронеже конструкторы и конструирование активно используют не только в допобразовании, но и в школах, и это уже дало свои результаты. Один из интересных мастер-классов на конференции провела Ольга Павловна Чернышова, региональный методист, учитель информатики нововоронежской школы №3. Она рассказала, как конструктор «Знаток» для Arduino Basik может пригодиться и на физике для физических экспериментов, и при программировании, и даже при повторении правил дорожного движения, если вы собираете, например, светофор. Главное – иметь в школе такие наборы, они и по цене доступны, и практическое применение у них очень большое. Для нововоронежских школ их закупили шефы-атомщики – в городе находится одна из крупнейших в России атомных электростанций.
Результаты такого удачного шефства уже заметны. По словам организаторов конференции Людмилы Алексеевны Бачуриной, завкафедрой цифровых технологий в образовании ВИРО имени Н.Ф.Бунакова, и преподавателя кафедры Наталии Викторовны Ярчиковой, результаты сдачи экзаменов ОГЭ по информатике после девятого класса в Нововоронеже заметно выше, чем в других районах. Многие уже к девятому классу понимают, что хотят связать свое будущее с профессией атомщика, и стремятся к этой цели. Параллельно Воронежский госуниверситет открыл специальность в этом направлении.
В числе самых интересных работ, представленных на выставке, оказался 3D-принтер, сконструированный и собранный из подручных запчастей педагогами школы №2 поселка Каменка Каменского района Воронежской области Андреем Николаевичем Бичевым, инженером-программистом, педагогом дополнительного образования, и учителем физики Евгением Михайловичем Анненко. В их школе центр «Точка роста» был открыт в 2020 году, тогда-то им и поставили первый 3D-принтер. Но на одном работать было неудобно, поэтому педагоги собрали еще один, собственный, в котором также присутствует резка. Аналогов нет! Потом закупили наборы Arduino и на их основе собрали анализатор светового спектра, который сами разработали. Просто ребята захотели создать теплицу, а в нее нужно оборудование, обеспечивающее жизнедеятельность растений. Для определенного растения подходит определенная длина световой волны, поэтому и нужен анализатор. Готовые приборы стоят до пяти тысяч рублей, а созданный педагогами обошелся в 500 рублей с учетом деталей из конструктора и печати на принтере.
Не остались без внимания участников конференции и программные продукты, например программа-тренажер «Генератор задач по информатике», разработанная учителем информатики воронежской школы №70 Владимиром Евсеевичем Циперманом. А учитель начальных классов Первомайской школы Эртильского района Воронежской области Анастасия Николаевна Дронова поделилась опытом создания «оживающих» фото. Сейчас она вместе со своими более старшими учениками работает над большим проектом «Экскурсии по Эртильской земле».
Ольга Владимировна Степаненко, учитель информатики гимназии №1 города Борисоглебска, рассказала о создании индивидуального проекта «Маршрут в профессию инженера». При этом представила богатый наглядный материал для проведения уроков, создаваемый педагогами с помощью лазерного принтера.
Ну и, конечно, никого не оставили равнодушными простейшие модели роботов, представленные учителем информатики Воронцовской школы Павловского района Владимиром Николаевичем Рыбалкиным.
– Уже со 2‑3‑го класса я собираю группу мотивированных для робототехники детей. Мы создаем простейшие модели роботов и на их примере рассматриваем элементы механики, а начиная с 5‑6‑го класса – элементарного программирования.
Владимир Николаевич представил «незатейливого» робота-паука, которого дети «уже 50 раз собрали и разобрали»! И некоторые авиамодели, на примере которых ребята знакомятся с авиамоделированием и простейшей электротехникой – пропеллером. А недавно разработали модель попрыгунчика – с виду незатейливый двойной треугольник, который сам прыжками передвигается по столу, но в перспективе кузнечик или даже лягушка.
Творчество – великая движущая сила!
Татьяна МАСЛИКОВА, фото автора
Комментарии