search
main
0

Анализируем, корректируем, развиваемся

Ежегодно в московский рейтинг вносят новые позиции, которые позволяют с каждым годом все более разносторонне и глубоко оценивать результаты образовательной деятельности педагогических коллективов. Не стал исключением и 2014 год: в рейтинге появились позиции, связанные с деятельностью дошкольных отделений.

В ​2014 году коллектив нашей школы, родителей, выпускники испытывали, пожалуй, самые серьезные волнения. Мы понимали, что все наши коллеги очень серьезно работают над повышением результативности и качественности образовательной деятельности в своих организациях; мы знали, анализируя свою деятельность в предыдущие годы, что многое зависит и от количественных показателей, а в Москве в 2013-2014 учебном году появилось очень много крупных амбициозных образовательных комплексов.Наши волнения объяснялись еще и тем, что в 2013-2014 учебном году школа завершала юридические процессы реорганизации и, конечно, были организационно-педагогические сложности, которые могли повлиять на позиции молодого комплекса в рейтинге. С февраля 2014 года школа №1251 имени генерала Шарля де Голля уже не просто «французская» школа на Соколе, а крупный многопрофильный и многофункциональный ОК с четырьмя дошкольными учреждениями и тремя школьными корпусами, располагающимися в десяти зданиях только «сталинской» постройки, в котором 236 сотрудников обучают и воспитывают около 2200 детей от 2 до 18 лет. В нем открыты пять профилей для старшеклассников; есть развитые дополнительные образовательные услуги для жителей района Сокол и других районов Северного и Северо-Западного округов.Практически ситуация анализа роли рейтинга в нашей деятельности приводит к выводу о необходимости особой заботы об образовательной конкурентоспособности школы-комплекса. Такая забота о результатах рейтингов, конечно, не самоцель в деятельности коллектива и тем более не проявление формального подхода к ее результатам. Входя в верхние строчки рейтинга в Москве (школа уже имела к 2014 году дипломы и I, и II, и III степеней и соответствующие гранты), начиная с 2011 года мы стали использовать анализ результатов рейтинга как один из инструментов повышения качества образования, развития возможностей школы в интересах родительской общественности округа и столицы, развития здоровой конкурентоспособности организации.Наши волнения оказались ненапрасными: оставшись в сотне наиболее результативно работавших школ Москвы, мы все же потеряли некоторые позиции. Однако к результатам московского рейтинга, которые были обнародованы в августе, в конце сентября были добавлены итоги общероссийских топов. Школа №1251 имени генерала Шарля де Голля заняла очень достойные позиции еще в трех из них: 500 лучших школ России (второй год подряд); 200 лучших школ России, обеспечивающих лучшие условия для работы с талантливой молодежью, и 100 лучших школ России, обеспечивающих высокие результаты по профилю «филология». Мы гордимся, что вместе с другими московскими школами в 2014 году и наш образовательный комплекс внес вклад в развитие образования Москвы! Совокупность этих результатов стала лучшим подарком коллективу нашего молодого образовательного комплекса к профессиональному празднику «День учителя»!Мы давно понимаем, что грамотный анализ достигнутых успехов позволит школе и в дальнейшем держать высокую планку в обеспечении качества образования. На наш взгляд, расширение критериев для включения школ в рейтинг в 2014 году более объективно отражает качественность и результативность образовательных организаций и новые образовательные реалии (образование ОК). Высокие результаты в рейтинге достигаются несколькими путями, но первый, основной и социально значимый – обеспечивать качественное образование как можно большему числу учеников. И, конечно, объединение ресурсов нескольких школ и дошкольных учреждений в ОК становится ресурсом и для углубления и расширения социальной функции школы.Разделяя позицию руководителя Департамента образования Исаака Калины о том, что «лучшая школа – своя для каждого ребенка», мы в предыдущий год своей деятельности попытались соединить принципы построения «лучшей школы для ученика с душевной атмосферой», с командными принципами жизни, с принципами родительского и общественного соуправления, с принципами профессиональной педагогической ответственности перед личностью каждого ребенка, с убеждением, что каждый ребенок имеет право на высококачественное образование, но при этом сосредоточиться и на точечной индивидуальной работе с каждым одаренным, мотивированным на особенные знания учеником. То есть мы взяли курс на гармоничное объединение массовой качественной работы с детьми и индивидуальной работы с одаренными ребятами с использованием всех возможностей особой школьной образовательной среды.Анализируя качественный скачок нашей школы в 2011-2012 учебном году и сравнивая тот год с результатами 2013-2014 учебного года, мы сделали вывод о роли новых экономических принципов финансовой деятельности образовательной организации. Реализация новых систем финансирования и оплаты труда потребовала не только глубокой проработки новых принципов и нормативно-правовой базы, но и помогла реализовать основную задачу: увязать высокую заработную плату педагога с конкретным личным ростом, успехом в образовании конкретного ребенка и школы в целом. Этот же самый принцип был положен управляющим советом школы в основу распределения денежных грантов по итогам 2011, 2012, 2013 годов. Управляющий совет предложил расширить рамки гранта и включил индивидуальных спонсоров в предоставление премий лучшим ученикам школы, что получило большой общественный резонанс. Хочется выделить особую роль в создании образовательной среды и общественного статуса школы внутри социума созданного в последний год управляющего совета. Управляющий совет – один из основных общественных рычагов, позволяющий нам реально решать задачи повышения качества образования!С 2011 года, когда был завершен грандиозный общешкольный социальный проект по присвоению школе имени генерала Шарля де Голля, ставший для нас практически моментом истины, педколлектив аккумулировал серьезные усилия на построение авторского образовательного пространства. Это многолетняя работа по гуманитарному и международному проектированию; это работа школы в качестве одного из городских и общероссийских центров по изучению французского и других европейских языков, инициатора по созданию Лиги учителей французского языка; это соединение в работе школы европейских стандартов образования с российскими и столичными традициями образования; это эффективная воспитывающая деятельность. Созданная авторская модель нашего образовательного пространства показала свою успешность. Этот вывод, по сути, совпадает с формулировкой сертификата Московского института развития образования: «Педагогическому и ученическому коллективу – автору проекта о присвоении школе имени генерала Шарля де Голля как проектного решения, имеющего важное значение для развития города». Столичные власти, родительская, педагогическая и научная общественность города признали высокую эффективность и результативность школьной модели образовательного пространства.Как в этой модели реализуются разнообразные профессиональные и личностные особенности педагогов, амбиции и надежды родителей, самое главное, способности каждого ребенка? Приводит ли эта модель к успехам школы в целом? Результаты показывают, что да! Созданная в школе образовательная среда доказала свою социальную эффективность. Особенности образовательной программы нашей школы и школ округа, Москвы и Европы, с которыми мы реализуем разнообразные педагогические и социальные, учебные, международные проекты (ассоциированные школы ЮНЕСКО, школы европейского билингвального отделения, ассоциация школ Москвы по учебному проектированию, «Россия – Италия», ПРИЯ, европейское объединение театров на французском языке «Маски», школа майевтики) вызвали потребность формирования своеобразной индивидуальной циклической модели проектной и научно-исследовательской деятельности учащихся в течение учебного года.Осенние сезоны начинаются Де Голлевскими чтениями, которые имеют ярко выраженный социальный политологический международный характер и совершенствуют языковые образовательные компетенции учащихся. Зимние сезоны включают в себя Ломоносовские чтения и активное участие в фестивалях «Леонардо», «Открытия», «Горизонты открытий». Зимние фестивали и чтения оттачивают общенаучные и специальные научные знания и практические навыки обучающихся. В ходе зимних сессий школьные кафедры углубляют научно-исследовательскую деятельность ребят, которые объединены в школьное научное общество НЕГТО (научное естественно-гуманитарное технологическое общество).Завершается цикл отчетной научно-практической межшкольной майской конференцией. Эту конференцию мы всегда посвящаем памяти подвига нашего народа в Великой Отечественной войне. Уже известны результаты олимпиад, конкурсов, фестивалей, независимых мониторингов, впереди осталась только итоговая аттестация (ОГЭ и ЕГЭ), поэтому на конференции подводят итоги профессиональной педагогической деятельности учителями, учебной и внеучебной деятельности – учениками. Оценку этой деятельности школы дают представители научных, педагогических и общественных институтов, управляющий совет школы. Самый волнующий момент – предложение выпускниками этого года тем научно-исследовательской и проектной работы остающейся без них школе на следующий год, которые всегда имеют метапредметный и философский характер (тема 2010-2011 года – «Человек мира, мир человека», тема 2011-2012 года «Война и мир», тема 2012-2013 года «Древо жизни», 2013-2014 года – «Создать мир легче, чем понять его»). С 2011 по 2014 год наши авторские конференции, сезоны и сессии приобрели характер городских сетевых стажировочных площадок. Таким образом, в своей работе над эффективностью и результативностью образования мы использовали важнейший столичный ресурс – сетевое взаимодействие и сотрудничество!Понятно, что может возникнуть законный вопрос о степени включенности в эту креативную деятельность педагогов и детей. Настойчивая работа в этом направлении привела к тому, что сейчас мы уже можем сказать: в ученической среде активно включены в эту работу не менее 60% обучающихся со 2-го по 11-й класс и до 80% педагогов (против 40% и 60% в 2011 году). Эта деятельность перестала иметь штучный характер, она приближается к массовому охвату, и результатом ее стала наша гордость – новые личности ученика и учителя, которые мотивированы на сотворчество, не находятся в плену знаниевой «школярской» парадигмы, подготовлены в дальнейшем к выполнению социально значимых функций.Совершенно естественный, ставший для нас привычным инструмент работы, инновационная деятельность школы, которую мы ведем почти 20 лет, исходя из потребностей района, округа, а сейчас Москвы, России и европейского образовательного пространства. Эту работу мы построили фактически в интересах семей наших школьников, развивая личностные и образовательные потребности самих ребят. Инновационная деятельность позволила нам работать с содержанием образования, со стандартами, с современными технологическими и структурными новшествами в образовании, в педагогике; расширить и углубить партнерские связи с образовательными, научными, культурными организациями Москвы, России и Европы. Мы питались от этой среды, мы питали эту среду – воспитывались в этой среде наши дети, росла личность нашего педагога!Стабильно высокие результаты олимпиад, конкурсов, итоговой аттестации (ЕГЭ и ОГЭ), мониторингов (с 2010 года принято принципиальное решение участвовать во всех мониторингах – действенном общественном контроле), эффективность и действенность внутришкольного контроля, высокий профессионализм и потенциал кадрового состава школы, личность выпускника школы де Голля – это и есть результат нашей совместной работы по созданию эффективной в социальном плане, востребованной у московских семей, высококачественной образовательной среды школы.Анализируя механизм достижения сегодняшних результатов, мы видим и ресурсы для дальнейшего развития школы, свои возможности в объединительных процессах в образовании, готовы обеспечить дифференцированное, по направлениям, по интересам детей и запросам семей, в разных вертикалях, классах, с другими образовательными организациями района и города, в условиях государственно-общественного соуправления, грамотное формирование многопрофильного многофункционального учебного комплекса, эффективно и результативно работающего. Понимаем его как механизм сохранения конкурентоспособности нашего образования и социальной консолидации в столичном регионе. В этом заключается образовательная и педагогическая миссия нашего образовательного комплекса и признание ее ценности для нашего города, нашедшее отражение в получении гранта мэра Москвы III степени в 2014 году.Татьяна КРАВЕЦ, директор школы №1251

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте