search
main
0

Анализировать нужно серьезно

​Анализ деятельности каждого участника образовательного процесса (учащегося, учителя, руководителя), школы в целом мы проводим с использованием программ Н.Фоминой «Анализ контрольной работы», «Анализ класса», «Анализ школы». В настоящее время в школе апробируются новые системы оценки качества воспитания.

Всю систему повышения качества образования в нашей школе можно свести к следующим действиям: – анализ; выявление проблемных компонентов; – принятие управленческого решения в отношении участников образовательного процесса; – составление плана работы по выявленной проблеме; – коррекционная работа; оказание методической, административной помощи; – ВШК: персональный контроль, классно-обобщающий контроль; – анализ на новом уровне. В 2010-2011 учебном году школа поставила перед собой задачу создать комплексную систему анализа класса, которая включала бы в себя анализ обучения, овладения общеучебными умениями и навыками, воспитания, уровня здоровья и развития, психоэмоционального состояния учащихся. Работу школы над созданием портфолио класса можно рассмотреть на примере 5-го класса. Выбор именно 5-го класса не случаен, так как это один из самых сложных школьных периодов в жизни детей. Переход на новую ступень обучения часто сопровождается определенными трудностями: новый классный руководитель и учителя, кабинетная система, непривычное расписание, понижение контроля со стороны классного руководителя (он не целый день находится с детьми, а ведет несколько уроков в неделю), учащиеся  4-х классов были самыми старшими в начальной школе, а в средней они снова маленькие, иногда происходит смена состава классного коллектива. В нашей школе портфолио класса формируется по таким разделам работы:     Обучение. Для сравнения результатов обучения класса берутся данные из программы Н.Фоминой «Анализ класса»: ИРО, ИКО, ИСО, число отличников, ребят, успевающих на «4» и «5»; определяется % успеваемости и % качества, при этом указываются проблемные компоненты: неуспевающие, имеющие одну «3», имеющие одну «4», не освоившие стандарт. Аналогично из этой же программы для анализа обучения каждого учащегося берутся такие данные: индивидуальный балл за контрольные работы и оценочный показатель за триместр. Используя сравнительный анализ за разные периоды обучения класса, можно сделать выводы о стабильности или нестабильности уровня класса, возникающих проблемах в обучении в классе в целом и у отдельных учащихся.     Сформированность ОУУН у пятиклассников. Для успешного продолжения обучения на основной ступени образования у учащихся начальной школы должны быть сформированы общеучебные умения и навыки. Используя диагностические работы, учителя-предметники отмечают, насколько сформированы определенные надпредметные умения и навыки у пятиклассников (в конце сентября), проставляя балл от 0 до 3 в зависимости от степени освоения. Рекомендуется предложить заполнить программу учителю русского языка, математики, иностранного языка, природоведения, истории. Далее можно сравнить результаты по разным предметам, определить, какие ОУУН сформированы на низком, высоком уровне, выявить проблемные компоненты, спланировать работу по коррекции с отдельными учащимися и с классом в целом.     Здоровье. Для определения индивидуальной траектории обучения ребенка важнейшим показателем становится его группа здоровья. Традиционно школьные заболевания  – это нарушение осанки, зрения. Анализируя данные группы здоровья и хронические заболевания у детей при поступлении в школу и после диспансеризации в 5-м классе, можно сделать выводы об ухудшении или улучшении уровня физического и психического здоровья ребенка и рекомендовать коррекционную программу, а также оценить систему работы по сохранению и укреплению здоровья школьников в начальной школе.     Воспитание. Практика работы показывает, что на учебные достижения класса и отдельных учащихся влияют показатели, связанные с уровнем воспитанности. Для определения этих показателей мы используем диагностическую методику П.Степанова «Личностный рост». Она состоит из двух частей. Первая позволяет определить отношение подростка к тем или иным базовым ценностям общества: к себе и другим, к природе и здоровью, к Отечеству и знаниям, к миру и труду, к иным людям и своему духовному «я». Вторая часть опросника помогает оценить степень активности школьников (в качестве участника или организатора) при участии в организованных школой делах общественной направленности. Оценка качества воспитания школьников производится применительно к каждому имеющемуся в образовательном учреждении классу и к каждому учащемуся (ему присваивается номер), а результаты неперсонифицированы. Результаты опросов помогут оценить проблемы в воспитании школьников, потенциал детей, грамотно спланировать свою деятельность классному руководителю, дать рекомендации родителям, ориентируясь на полученные результаты. При принятии окончательного решения о направлениях работы по результатам проведения этой методики, необходимо иметь в виду, что она отчасти имеет ситуативный характер, может зависеть от настроения респондента, а значит, не следует полагаться на нее на все 100%, нужно обязательно сопоставлять результаты со своими педагогическими наблюдениями и психологическими диагностиками.     Психология. Успешность адаптации младшего подростка зависит не только от интеллектуальной готовности, но и от того, насколько хорошо он умеет налаживать отношения и общаться с одноклассниками и педагогами, соблюдать школьные правила, ориентироваться в новых ситуациях. Адаптация в школе проводится в 3 этапа: 1-й этап – в начале года проходит психопрофилактика школьной тревожности в виде классных часов, которые позволяют более мягко пройти период адаптации. 2-й этап – в течение учебного года проводится наблюдение (на основании таблиц Семаго) в урочное и внеурочное время для выявления динамики утомляемости детей, их учебной мотивации, эмоциональных особенностей ребенка и его коммуникативных качеств. Для выявления повышенных факторов тревожности в начале и конце учебного года используется диагностическая методика Филлипса. Уровень мотивации к обучению определяется модифицированным вариантом анкеты Н.Лускановой (модификация Е.Даниловой для среднего звена). 3-й этап – построение индивидуального маршрута. Во время наблюдения проводится коррекция поведения. После определения всех перечисленных параметров составляются социально-психологические рекомендации по работе с детьми, которые помогут учителю найти индивидуальный подход к учащимся с повышенной тревожностью, спланировать классные часы, активизирующие коммуникативные качества ребенка, чтобы каждый мог почувствовать себя значимым. Родителям эти рекомендации дадут возможность лучше понять, что происходит с ребенком (его организмом, настроением), и помочь своему пятикласснику в адаптации к среднему звену. В некоторых ситуациях организуются индивидуальные консультации для детей, родителей, педагогов или тренинговые группы по работе с детьми, отличающимися высоким уровнем школьной тревожности. Итог работы по всем направлениям полная карта успехов, проблем, потенциальных возможностей класса. Результаты проводимых исследований позволяют увидеть класс в целом, ведь не секрет, что на проблемы в обучении могут влиять самые разные факторы – от психологических до социальных. Портфолио класса, сформированное по результатам проведенных диагностик, позволяет каждому участнику образовательного процесса (учителю, родителям, классному руководителю, медико-психолого-социальной службе) корректировать свою работу, осуществлять индивидуальный подход, видеть и использовать резервы для повышения качества образования. К.АЛЕКСЕЕВА, заместитель директора по УВР школы «Школа здоровья» №521; М.КАРЛОВА, заместитель директора по ВР; О.КРУГЛИКОВА, педагог-психолог

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте