search
main
0

Аналитика, воображение, мечты

Нейрогимнастика и нейроигры как эффективное средство подготовки детей к школе

Старший дошкольный возраст характеризуется преобладающей познавательной активностью, формированием самооценки, эмоциональным и волевым становлением личности. В этом возрасте закладывается фундамент будущей взрослой личности, основа произвольного поведения, выстраивается структура мотивов, меняется тип мотивации. У ребенка постепенно формируется готовность к академическому обучению.

 

Каждый ребенок развивается индивидуально. У всех свой темп развития нервной, мочеполовой, сердечно-сосудистой, костной систем. При анализе отечественных и зарубежных исследований можно встретить утверждения, что лучшая подготовка к школе – это хорошее физическое развитие ребенка.

Физическая готовность к обучению – это тот уровень развития всех систем организма, при котором ребенок не испытывает переутомления, напряжения. Ежедневные учебные нагрузки не вредят ему и его здоровью.

Можно сказать, что у организма есть определенный запас прочности, который помогает ему адаптироваться к новым условиям.

Физическая готовность к школе включает в себя развитие координации движений, осанки, корпуса, зрительно-моторной координации, пространственных представлений, чувства ритма. Все это ляжет в крепкий фундамент академического обучения.

Для того чтобы ребенок мог с легкостью осваивать школьную программу, его не должно беспокоить состояние его организма, он должен иметь нормальные рост, объем груди, вес, мышечный тонус. В организме не должно происходить воспалительных процессов, так как они будут отнимать огромный ресурс внимания и сил.

Соответственно, родителям и воспитателям необходимо заботиться о физическом развитии и самочувствии ребенка еще до поступления в школу.

Для дополнительного физического развития детей помимо зарядки, спортивных упражнений и активных подвижных игр есть прекрасные комплексы нейрогимнастики и нейроигр, которые возникли благодаря кинезиологии, основанной в 1964 году.

Кинезиология – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. В России она получила признание и распространение в 1993 году. В этот период была создана школа прикладной кинезиологии, в которой обучали врачей. С 2005 года Минздравом РФ утверждена программа обучения по прикладной кинезиологии «Мануальная терапия в восстановительном лечении», в этом же году была организована кафедра прикладной кинезиологии. Сегодня уже более 200 специалистов в России практикуют кинезиологию, распространяя свой опыт и в других странах.

Задачи прикладной кинезиологии во многом совпадают с задачами педагогов и родителей будущих первоклассников. Комплекс упражнений:

  1. Помогает развить тело.
  2. Синхронизирует работу полушарий.
  3. Улучшает мыслительную деятельность.
  4. Развивает память и внимание.
  5. Облегчает процесс чтения и письма.
  6. Улучшает зрительно-моторную координацию.
  7. Формирует пространственную ориентировку.

Все чаще педагоги используют в своей деятельности двигательные упражнения – базовые элементы нейрогимнастики и нейроигры. Нейрогимнастика – объединение движения и мысли. Комплекс физических упражнений, направленный на активизацию отделов коры головного мозга, благодаря которому развиваются способности ребенка. Это зарядка для ума и тела.

Нейроигра решает те же задачи, только в свободной форме игры. Такая полезная игра развивает эмоциональную вовлеченность (эмоциональный интеллект), партнерские отношения между детьми и взрослыми (умение работать в команде, уровень социализации), учит выполнять последовательность действий (алгоритмические умения).

Напомню, у детей дошкольного возраста на первом месте находится игровая деятельность. Каждая игра помогает ребенку решить миссию и сформировать навыки, которые пригодятся во взрослой жизни. Нейроигры и комплексы нейрогимнастики несут дополнительный плюс – помогают подготовить ребенка к школе легко и весело, развивая в игре тело и ум. Детям нравится заниматься играючи, даже если не получается выиграть с первого раза, ребята охотно возвращаются к упражнениям и играм. Обратите внимание, если ребенок не сидит на месте 10‑15 минут, если ему быстро надоедают привычные игры, у него часто меняется настроение, если он часто путает лево и право, быстро утомляется и не сосредоточен – это признаки необходимости добавить в вашу совместную деятельность комплекс нейрогимнастики и поиграть в нейроигры.

Плюс в том, что любое физическое действие/упражнение можно адаптировать под образовательный процесс и добавить к нему когнитивные задачи.

Я работаю воспитателем 10 лет, в этом году у меня был пятый выпуск дошкольников. С двумя последними выпусками я активно применяла в своей работе нейрогимнастику и нейроигры. Наблюдая за детьми и их развитием все это время, могу с уверенностью говорить о положительном опыте и высокой эффективности данной практики.

Гимнастика для мозга не менее важна, чем утренняя гимнастика для тела. У ребенка постепенно начинают работать обе половины головного мозга, он лучше воспринимает информацию, что способствует развитию интеллекта. Тренировки открывают большие перспективы развития способностей и навыков детей, улучшают физическое здоровье, снижают утомляемость.

У педагога И.Соньера есть хорошая фраза: «Развивая левое полушарие, вы развиваете только левое полушарие. Развивая правое полушарие, вы обучаете весь мозг».

Мозг делится на два полушария: левое отвечает за математические способности, речевое развитие, постановку целей, слуховую информацию, аналитику, логику, распознавание символов; правое отвечает за эмоции, образное мышление, восприятие искусства, интуицию, зрительную информацию, творчество, воображение и мечты.

При проведении нейрогимнастики с детьми важно соблюдать правила:

– проводим занятия каждый день;

– начинаем с 4‑5 минут в день, заканчиваем 7‑8 минутами, больше не нужно;

– не ругаемся и не злимся, если что-то не получилось (попробуйте сами, это не так-то просто);

– хорошее настроение – залог успеха;

– постепенное усложнение, от простого к сложному.

Не нужно принуждать ребенка заниматься, не отрывайте его от важных дел и интересной игры. Лучше выполнять упражнения через день, но качественно, чем каждый день из-под палки. Упражнения можно выполнять где угодно: дома, на улице, в поликлинике, в автобусе. Ограничений нет. Также важно не забывать об индивидуальности детей, если ребенку сложно, практикуйте, пока не получится. Если ребенку легко, увеличьте темп, добавьте усложнения. Упражнения можно менять местами, комбинировать, главное – выполнять их точно и правильно.

Ознакомьтесь с базовым комплексом нейрогимнастических упражнений. Сначала выполнение некоторых упражнений может показаться трудным, но через пару дней они чтанут очень легкими для ребенка, что будет говорить о положительной динамике работы обоих полушарий головного мозга.

Данный комплекс упражнений называется «Асимметрия», левая и правая руки выполняют разные движения одновременно, затем меняются. Эти упражнения сделают работу мозга интенсивнее, помогут легче и быстрее усваивать новые знания и навыки.

 

Упражнение 1 «Капитан»

Как делать: одна рука приложена козырьком к бровям, а вторая показывает знак «класс». Меняем руки местами.

Усложнение: ускоряем темп смены рук. Через несколько занятий можно добавить хлопок двумя руками между сменой рук.

 

Упражнение 2 «Суперкласс»

Как делать: одну ладошку выставляем вперед, а второй рукой показываем знак «класс». Меняем руки.

Усложнение: через несколько занятий это упражнение можно усложнить, добавив хлопок между сменой положения рук.

 

Упражнение 3 «Победитель»

Как делать: одна рука показывает знак V, а вторая – Ок. Меняем руки.

Усложнение: ускоряем темп смены рук.

 

Упражнение 4 «Рожки и ножки»

Как делать: одна рука показывает ножки, а вторая – рожки (большой палец, указательный и мизинец). Меняем руки.

Усложнение: ускоряем темп смены рук. Через несколько занятий можно добавить хлопок двумя руками между сменой рук.

 

Упражнение 5 «Соедини»

Как делать: на одной руке большой палец последовательно соединяется со всеми остальными пальцами, начиная с указательного. То же самое делает другая рука, но начинает с мизинца. Задача – выполнять упражнение одновременно двумя руками.

 

Упражнение 6 «Кулак – ладонь»

Как делать: одну руку сжимаем в кулак, а другую выпрямляем в ладошку. И начинаем последовательно менять их: кулак – ладонь. Сначала делаем упражнение медленно.

Усложнение: когда упражнение начинает получаться в медленном темпе, ускоряем темп, добавляем новую позицию «кулак – ладонь – ребро».

 

Упражнение 7 «Зеркало»

Как делать: выставляем обе руки перед собой, ладошки раскрыты. Одна рука ладонью к себе, другая от себя. Стараемся выполнять изначально в быстром темпе.

Усложнение: при повороте рук произносим алфавит, считаем от 1 до 10 и обратно, называем только четные/нечетные числа.

 

Упражнение 8 «Ухо – нос»

Как делать: одну руку ставим на нос, а вторую, перекрещивая руки, подносим к уху. Хлопок – и меняем их местами.

 

Упражнение 9 «Приклей ладошки»

Как делать: кладем руки на стол ладонями вниз. Плотно прижимаем руки к столу. Взрослый просит ребенка поочередно поднимать названный палец, важно следить, чтобы ладонь и остальные пальчики были «приклеены» к столу.

Усложнение: когда ребенок освоит технику, просите поднимать пальцы сразу на двух руках. Затем можно попросить поднять разные пальцы на левой и правой руках.

 

Упражнение 10 «Змейка»

Как делать: скрестить руки ладонями друг к другу, сцепить пальцы в замок. Вывернуть руки к себе.

1‑й вариант: ребенок с закрытыми глазами называет палец и руку, к которым прикоснулся взрослый.

2‑й вариант: точно и четко двигать пальцем, который назвал взрослый. Например, пошевелить большим пальцем правой руки.

Подобные занятия с детьми нужно проводить ежедневно по 5‑7 минут. Соблюдайте доброжелательную атмосферу и контролируйте четкость выполнения движений.

Восприятие собственного тела и его возможностей сообщает ребенку общее позитивное ощущение жизни – чувство жизни. Это позитивное чувство жизни выражается в том, что детям доставляет удовольствие воспринимать препятствия, преодолевать трудности и испытывать свои умения и ловкость. Уметь адекватно воспринимать препятствия и взаимодействовать с ними – важная составная часть готовности ребенка к школе.

Помимо физического развития нейрогимнастика и нейро­игры способствуют развитию интеллектуальных и психических возможностей: улучшаются память, внимание, речь, моторика, мышление, творческие способности, саморегуляция, повышаются самооценка ребенка и мотивация, что эффективно и разносторонне готовит ребенка к будущей школьной жизни.

Екатерина ФОМИНА, педагог-воспитатель школы №626 имени Н.И.Сац

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте