search
main
0

Американский счет майора Кожедуба

Под занавес Второй мировой войны одному из лучших асов нашей страны дважды довелось дать уроки летного мастерства зарвавшимся союзникам и сбивать их самолеты.

Хотя на фронт летчик-истребитель, будущий трижды Герой Советского Союза и маршал авиации Иван Кожедуб попал лишь в 1943-м, он успел довести свой боевой счет до впечатляющих параметров. Если открыть энциклопедию, можно прочесть, что за два фронтовых года на его счету – 366 вылетов, 120 воздушных боев, 62 сбитых немецких самолета, а самого Кожедуба не сбивали ни разу. Вместе с тем из новых публикаций и обнародованной в последние годы информации стало известно, что реальный список побед советского аса в годы Великой Отечественной войны еще внушительнее. Просто принципы прошлой эпохи вынуждали лучших летчиков делиться своими победами с менее способными товарищами. В результате на фюзеляже истребителя Кожедуба Ла-7 под номером 27 оказалось меньше красных звездочек, чем сбитых им вражеских самолетов. Об этом писали и однополчанин Ивана Никитича прославленный летчик-испытатель Александр Щербаков, и ряд других авторов, однако по-настоящему серьезных исследований этой темы мы пока не дождались. И тем не менее, согласно уже обнародованным данным, Кожедуб сбил не 62, а 107(!) вражеских самолетов. И, пожалуй, самое интересное, что пять из них принадлежали… военно-воздушным силам нашего союзника в войне с гитлеровской Германией – США.

Начавшиеся во второй половине 1944 г. столкновения между советскими и американскими авиагруппами были отнюдь не следствием традиционной для любой войны неразберихи. Уже тогда Соединенные Штаты Америки считали весь европейский континент своей зоной влияния. Однажды командующий американскими ВВС Спаатс даже демонстративно отказался обсуждать с маршалом Жуковым порядок полетов над советской зоной и нахально заявил, что «американская авиация всюду летала, и летала без всяких ограничений». (Г.К. Жуков. «Воспоминания и размышления». М., 1971. стр. 670 – Прим. авт.).

Демонстрируя свое право летать где угодно, американское командование заодно проверяло выдержку наших воинов, а также отрабатывало методы тотального воздушного террора, ставшие визитной карточкой военной авиации США в последующие десятилетия. Мало кому известно, что наряду с бессмысленным с военной точки зрения уничтожением жилых кварталов немецких и японских городов янки не менее свирепо бомбили Югославию.

Начало воздушному геноциду положила «кровавая Пасха» 16 апреля 1944 г. В тот день целая авиадивизия тяжелых бомбардировщиков с характерным названием «Либерейтор» («Освободитель») обрушила на югославские города тысячи бомб, от которых только в Белграде погибли 1160 человек. Всего таких налетов было девять. Как известно, через 45 лет история повторилась. И чтобы подчеркнуть сознательный выбор даты ударов, падающие на Белград бомбы были украшены надписью «Счастливой Пасхи!».

Ну, а для первой атаки на Красную Армию четыре десятка тяжелых американских истребителя «Лайтнинг» выбрали тоже символическую дату – 7 ноября 1944 г. В результате штурмовки штаба 6-го гвардейского стрелкового корпуса и аэродрома 866-го истребительного авиаполка у города Ниш погибли командир корпуса Герой Советского Союза Григорий Котов и еще 30 человек. Кроме того, были уничтожены два наших самолета и сожжено полтора десятка автомобилей. Лишь когда взлетевшие советские истребители в свою очередь сбили нескольких стервятников, остальные обратились в бегство. Впоследствии свидетель этого боя летчик Борис Смирнов писал в своих мемуарах, что на карте, найденной в обломках одного из сбитых «Лайтнингов», Ниш был обозначен как воздушная цель. После этого официальной американской версии о потере курса уже мало кто верил.

Летавший над Германией заместитель командира 176-го гвардейского истребительного авиаполка 25-летний майор Кожедуб сталкивался с обнаглевшими союзниками дважды. Сначала 22 апреля 1945 г. его машину атаковала пара американских истребителей типа «Мустанг». Вскоре им пришлось горько пожалеть о своей наглости. Не прошло и двух минут, как один из «Мустангов» разлетелся на куски, а пилот второго еле успел выпрыгнуть с парашютом.

Еще более жаркий бой с американцами Кожедуб выдержал перед самым Днем Победы, когда эскадрилья загруженных под завязку бомбовозов типа «Летающая крепость», игнорируя предупредительные выстрелы, вошла в пространство советской оккупационной зоны. Вогнав в землю три многомоторных гиганта, майор обратил в бегство остальных, но включить их в официальный список своих побед ему не позволили. Командир полка Павел Чупиков пошутил тогда, что подраться с американцами придется очень скоро, и в первый же день следующей войны их сбитые машины припишут на его счет задним числом.

Когда уже командующий одной из дивизий 64-го авиакорпуса генерал-майор Кожедуб и его подчиненные во время военных действий в Корее атаковали американские эскадрильи, новые звезды на его самолете так и не появились. Москва категорически запретила комдиву участвовать в боях, поэтому все уничтоженные самолеты врага следовало отнести на счет учеников Ивана Никитича.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте