Одной из интересных и увлекательных легенд Тихого Дона я считаю предания о легендарных амазонках, государство которых, как предполагают историки, располагалось на территории нашей области.
История нашего края и донского казачества знает немало фактов героизма, мужества и отваги женщин-казачек как во время русско-турецких войн, так и в годы борьбы с горцами Кавказа. О таких женщинах на Руси всегда говорили, что они и в горящую избу войдут, и коня на скаку остановят. Возможно, эти волевые и физические качества они унаследовали от своих предков, древних амазонок…
Женщина, сдерживая левой рукой взвившегося на дыбы коня, правой занесла длинное копье, стремясь поразить воина в шлеме, отражающего круглым щитом удар копья. Силы в поединке неравны, явное преимущество на стороне всадницы с копьем, и воин убегает… Но исход поединка никогда не станет известным, сцена изображена на прекрасной краснофигурной вазе из сокровищницы Ростовского областного музея. Найдена ваза при раскопках курганов в дельте Дона.
Всадница-амазонка, одна из тех, что «стреляют из лука, и мечут дротики, и ездят верхом». Так писал о них Геродот, первый рассказавший историю о женщинах-воительницах южнорусских степей.
В одном из сражений на реке Фермодонте греки захватили в плен амазонок и на трех кораблях отплыли на родину. В открытом море амазонки перебили мужчин. Но они не умели пользоваться кормилом, парусами, не умели грести. И долго их носило волнами и ветром, пока не прибились корабли к северному берегу Меотиды. Сойдя с кораблей, амазонки достигли обитаемой земли. Встретив первый же табун лошадей, они похитили его и верхом на лошадях занялись грабежом скифских владений.
Скифы, не зная ни их языка, ни одежды, ни обычаев, не могли понять, в чем дело, откуда объявились так неожиданно воинственные всадники. Они вступили с ними в битву, думая, что это молодые мужчины. Но после, увидев убитых ими женщин, решили больше не сражаться с ними, а послать к ним своих юношей. Расположившись лагерем недалеко от амазонок, скифские юноши, уклоняясь от враждебных стычек, сумели подружиться с ними.
Историю эту столетиями считали сказкой. Сюжет ее не занимал ученых, но вдохновлял художников и поэтов. Об амазонках писали эллинские поэты, знаменитые скульпторы древности Поликлет и Фидий высекали из мрамора статуи амазонок. «Битва амазонок» Рубенса считается одним из лучших произведений великого фламандца.
В поэтической антологии об амазонках – имена поэтов всех времен.
Вергилий:
Женские рати с шумом и громкими криками скачут с лунообразными щитами…
Иван Бунин:
Здесь царство амазонок. Были дики их буйные забавы. Много дней звучали здесь их радостные клики и ржанье купавшихся коней…
Отрывок из стихотворения Леонида Мартынова:
…И оставив всякую охоту затевать со скифами войну, в скифских банях до седьмого поту, если слепо верить Геродоту, амазонки мылись на Дону.
Так что если б легенда и не подтвердилась, то, не став фактом науки, она оставалась бы событием искусства.
В страну амазонок, на край Ойкумены, отправился Геракл за волшебным поясом Ипполиты, царицы амазонок. Добыл он его в жестокой битве с воинственными женщинами. Это был девятый, считавшийся самым трудным, подвиг Геракла. В мифологических сказаниях греков с амазонками на равных сражаются и такие знаменитые герои, как Тесей, Беллерофонт, Ахилл. Есть среди них и исторические герои. В одном из сказаний об Александре Македонском, составленном в первые века нашей эры, великий полководец встречается с амазонками. Романтически разукрашенное, оно повествует, как Александр с войском, приблизившись к землям амазонок, увидел, что они значительно превосходят ростом прочих женщин, отличаются красотой и здоровьем, носят цветную одежду, сообразительны и сражаются серебряными секирами.
«Мы пишем тебе для сведения до нашествия на нашу землю, чтобы ты не возвратился бесславно, – написали полководцу амазонки. – Мы ратоборствуем за нашу славу. Если мы одолеем неприятелей или они обратятся в бегство, то им останется на вечные времена стыд и позор; а если они победят нас, то окажутся победителями женщин… Итак, смотри, царь Александр, чтобы с тобою не случилось того же. Подумай и отпиши нам и найдешь нашу рать на границах». Завоеватель мира подумал и вступить в битву не решился.
«Перевалив через поднимающиеся до звезд высоты, – писал великий трагик Эсхил, – ты вступишь на конную дорогу, по которой придешь к враждебной мужам рати амазонок».
Некоторые истории звучат философской притчей. Однажды амазонки поднесли Александру хлебные лепешки, сделанные из золота. Царь удивился: «Разве вы едите золотой хлеб?» – «Если ты довольствуешься обыкновенным хлебом, то неужели ты не мог получить его в своей стране, что пришел к нам сюда?..»
В основе этих произведений искусства, столь разных и по времени создания, и по жанру, одна и та же легенда. Даты рождения ее историки не знают. Примерно догомеровский период – середина II тысячелетия до н.э. Но более-менее точно известен район планеты, откуда потянулась цепочка этой легенды, звенья которой вошли в фольклор многих народов Европы и Азии, – это Приазовье. Откроем снова Геродота:
«После примирения со скифами амазонки вместе с юношами-скифами решили уйти из страны, где они впервые столкнулись с кочевниками. «Следует ли нам жить в той самой стране, – сказали они юношам, – где мы лишили вас ваших отцов и сильно опустошили вашу землю. Давайте уйдем из этой земли и поселимся, перейдя реку Танаис». Юноши послушались и, перейдя Танаис, прошли к востоку на расстояние трех дней пути от Танаиса в направлении северного ветра. «В этой местности они и теперь обитают», – уточняет Геродот. Изложена история обстоятельно, с яркими живыми подробностями, и ее не хочется принимать за сказку. Может быть, потому, что в ней множество имен, названий племен, мест, событий, если и приукрашенных фантазией, то это преувеличение очевидца, удивленного необычным настолько, что фантазия уже кажется логически оправданной.
Высокое положение женщины в скифском и сарматском обществе отмечают после Геродота и другие источники. Мать выбирает имена возмужавшим детям и передает им предметы на право царской власти: лук, пояс и золотую чашу. В матери воплощалось семейное и родовое единство, со смертью матери связь распадалась, и люди становились чужими друг другу.
По словам Геродота, наибольшим почитанием пользовалась у скифов богиня Табити. Имя ее переводится как «воспламеняющая». Она – богиня очага, благосостояния и семейного благополучия. Из глубины веков от культа этой богини у осетин сохранилась традиция святости домашнего очага – самого священного места в доме. Очаг – символ продолжения рода, в нем непрерывно руками женщины поддерживался огонь. Геродот называет ее «царицей скифов», она служила символом единства для всех племенных союзов. Клятва именем богини – «величайшая клятва скифов», нарушение ее каралось смертью.
Из позднейших летописей античной эпохи известны имена сарматских цариц Томирис, Тиргатао, Амаги, оставивших память победоносными походами. Отстранив от дел своего мужа-пьяницу, одна из них, по имени Амага, «сама расставляла гарнизоны по всей стране, отражала набеги врагов и помогала обижаемым соседям». Когда хотели подчеркнуть готовность мужчины к подвигам, говорили: он смелее амазонки.
Осторожный Страбон к существованию амазонок относится скептически. «Сказанию об амазонках выпала какая-то особенная судьба, – пишет он. – В остальных сказаниях баснословное и историческое разграничены: сказания древние, неверные и чудесные, называются баснями, история же ищет истины, будь это древнее или новое событие, и чудесного или вовсе не допускает, или лишь изредка. Об амазонках же и прежде, и теперь существуют одни и те же сказания, полные чудес и далекие от правды. В самом деле, кто может поверить, чтобы когда-нибудь составилось войско, город или народ из одних женщин без мужчин? И не только составилось, но и совершало походы на чужбину».
Легенда об амазонках ждала своего подтверждения фактами более двух тысяч лет. Реальный смысл ее обнаружился при раскопках курганов на юге нашей страны, многочисленных курганов в донских степях. Если обратиться к научной статистике, то почти каждое пятое богатое погребение скифо-сарматского времени оказывается женским. Расшитые золотом одежды, роскошные ожерелья, зеркала, бусы, перстни, и здесь же меч, конская сбруя, наконечники стрел и копий. Даже в погребениях девочек-подростков колчаны со стрелами.
Знатной сарматке принадлежал комплекс вещей из раскопок кургана Хохлач в Новочеркасске. Он вошел в историю науки под названием Новочеркасского клада. Более ста лет прошло со времени находки, составляющей ныне гордость экспозиции древних коллекций Эрмитажа. География происхождения вещей клада обширна – степи Причерноморья, Боспорское царство, Малая Азия, Италия. Среди вещей – шейная гривна с рельефными изображениями фантастических животных, спиральные браслеты, украшенные сценами борьбы зверей, флакончики, сосуд с ручкой в виде фигурки лося. Все выполнено из золота со вставками из камня и стекла.
Исключительна по художественности исполнения золотая диадема. Она составлена из трех широких золотых пластин, соединенных шарнирами. В центре скульптурная женская головка из халцедона и вставки из граната. Венчает диадему фриз с изображением деревьев, животных и птиц. О символике каждого фрагмента этого произведения искусства рассказать можно многое – здесь не только красота, гармония композиции и удачно выбранных материалов: жемчуга, золота, драгоценного камня, стекла. Диадема повествует о сложном духовном мире, и вещь, предназначенная для украшения царицы, отразила видение мира – от повседневности быта древнего народа до представления им сил природы. Здесь и знаменитое «древо жизни», и «олень-солнце» – космические по масштабам образы.
Средневековый историк VI века н.э. Иордан, рассказывая о современных ему народах, помещает амазонок по соседству со славянами. О них упоминает автор «Повести временных лет».
Академик Б.Рыбаков высказал интересную мысль о том, что под прямым влиянием сарматов сформировались некоторые образы славянских преданий. Во II веке до н. э. «женоуправляемый народ» сарматы двинулись от низовьев Дона в северопричерноморские степи, на несколько столетий отрезав от моря славянские племена среднего Поднепровья, а скифов вытеснив на Крымский полуостров.
Отголосок этих событий прозвучал в русском, белорусском и украинском фольклоре появлением женских враждебных персонажей: «змеиных жен», «змеиных сестер» – в отличие от прежнего символа степных кочевников еще со времен киммерийцев многоглавого огненного Змея или Змея Черноморского – «лютого зверя, из хайлища пламень пышет, из ушей дым столбом». В славянском эпосе народная фантазия олицетворила в этом чудовищном звере от трех до двенадцати головах внешнего врага. И змеиная родственница, сказочная старуха Баба Яга, не выносящая русского духа («Фу-фу! Доселева русского духа видом не видано, слыхом не слыхано, а ныне русский дух воочию проявляется»), тоже примета богатырского эпоса времен противостояния сарматам.
Интересный материал по данной теме есть и в нашем областном музее краеведения. Неоднократно в Известиях музея печатались статьи научных сотрудников об амазонках, так, в №5 за 1988 год опубликована статья Т.Скрипник «Амазонки в античной традиции», где рассматриваются три основных варианта существования их государства: один говорит о народе, состоящем исключительно из женщин, другой о таком народе, у которого женщинам принадлежит господство, в особенности в военном деле, третий вариант можно связать с многочисленными этнографическими сведениями о том, что женщины участвовали в военных действиях наравне с мужчинами. В первом варианте больше мифического, во втором миф и реальность уживаются вместе, в третьем – реальное, несомненно, преобладает.
Достоверность сведений античной традиции об амазонках находит прямое подтверждение в археологическом материале, прежде всего на территории степного Подонья, района расселения западной группы савроматов Геродота.
Общеизвестно, что ростовчанки – одни из самых красивых женщин на свете, об этом говорили многие поэты и писатели. Возможно, это еще одно подтверждение существования на Донской земле древнего государства прекрасных и смелых амазонок.
Влад ЩЕННИКОВ, ученик 8-го класса школы №27, Ростов-на-Дону
Комментарии