Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Алые паруса. Рецепты успеха первой школы Магадана

Учительская газета, №35 от 27 августа 2013. Читать номер
Автор:

История самой первой школы Магадана уходит корнями в 1929 год, когда на месте города располагалась Нагаевская (Северо-восточная) культбаза. Официально же она была открыта 76 лет назад, причем проект школы был составлен самой Надеждой Константиновной. Сегодня это одно из самых известных – если не самое! – учреждений области, о котором известно далеко за ее пределами. О проблемах и достижениях лицея №1 имени Н.К.Крупской рассказывает его директор Наталья ГРИШЕНКО.

За последние десятилетия многие учреждения постарались откреститься от всего, что было связано с Советским Союзом и нашим социалистическим прошлым. Но мы считаем, что нельзя отказываться от того хорошего, что действительно у нас было. Да и остальное отрицать тоже ошибочно. Поэтому мы принципиально сохранили имя Н.К.Крупской в названии школы, а также стараемся сохранить все, что было связано с этим учреждением за весь период его существования. С огромным трудом, например, удалось восстановить галерею фотографий всех 76 выпусков! И когда приезжают со всей России и из-за границы наши выпускники, смотрят на фотографии и находят себя 17-летними, люди плачут. Это дорогого стоит. Нынешнее поколение приучают ценить чудесные годы учебы. Преемственность поколений… Можно бесконечно повторять эти слова, но результат будет нулевой. Мы с гордостью можем сказать, что в лицее связь поколений существует, она живет и развивается.Нам приятно осознавать себя родоначальниками и хранителями целого ряда традиций, которые теперь связаны не только со школой, а с Магаданом и вообще с Севером. Так, в свое время именно наши выпускники решили собираться 31 августа у Большого театра – своего рода день встречи тех, кто учился в школе №1 имени Н.К.Крупской. Но потом оказалось, что туда приезжают не только выпускники, но и северяне, которые в наших краях работали или служили.С выпуска 1964 года символом школы стал алый парус. Каждому выпускнику мы дарим соответствующий значок, по которому они могут узнать друг друга везде. В холле установлен стенд в виде алого паруса. Здесь же вписаны фамилии меценатов нашей школы, поддерживающих учреждение, в котором прошли их годы детства.Именно ученики школы создали единственный и по итогам различных конкурсов признанный лучшим в области образцовый школьный музей, в котором бережно хранят и множат школьные традиции, ставшие связью для многих поколений.Мы не боимся себя хвалить, потому что знаем себе цену. Первая школа всегда славилась кадрами – молодыми, творческими, креативными, инициативными. Принимая на работу людей, оцениваю их не только с позиций предметного профессионализма, но и всегда интересуюсь, чем они вообще живут, чем интересуются. Это очень важно, чтобы понять, сможет ли конкретный человек вписаться в коллектив единомышленников. Зная наши требования и понимая, чем именно предстоит заниматься, люди приходят сюда, уже имея четкое представление о том, способны ли они стать частью организма школы.Зато и результат очевиден: дважды победили в нацпроекте «Образование», стали лучшими в областном конкурсе «Школа – территория здоровья». Участвовали в конкурсе «Лидеры образования» и тоже завоевали победу! Лицей внесен во всероссийский и национальный реестр лучших учреждений России. Неоднократно побеждали мы во Всероссийской акции «Я – гражданин России» и ряде других мероприятий.Педагоги также являются активными участниками конкурсов. За последние 10 лет четыре учителя лицея представляли Магаданскую область в финале Всероссийского конкурса «Учитель года»: Николаева И.В., Крылова И.А., Лешкович А.А., Юдкина О.Г. В этом году авторская программа Оксаны Борисовны Костюковой заняла первое место во Всероссийском конкурсе авторских программ, учебно-методических материалов и электронных ресурсов по развитию творческой активности детей, подростков и молодежи «Поддержка творческих инициатив обучающихся и воспитанников в системе российского образования». Участие лицея в конкурсах не ограничивается рамками региона: в прошедшем учебном году дети завоевали две золотые медали и одну серебряную на международных олимпиадах.Самое главное, что никого не надо к этому специально привлекать и уж тем более заставлять. Люди сами ищут, где какие мероприятия проходят, что нужно для участия в них, сами организуют сбор материалов, проводят подготовку, помогают работе групп поддержки. Они в этом заинтересованы не только и не столько потому, что подобная инициатива у нас всегда поощряется и морально, и материально, просто наши коллеги не могут работать иначе.Чтобы у школы были стабильно высокие показатели, рецепт прост: у успешного учителя ученики тоже успешные. Эту простую мысль у нас уже все давно поняли, поэтому ни одно мероприятие, будь то КВН, праздник песни и пр., не проходит только для детей – в нем обязательно участвует команда педагогов. А если проходят спортивные соревнования, то там всегда три команды: детей, учителей, родителей. То есть у ученика складывается позитивный стереотип: учитель все делает наравне с детьми, показывая пример, помогая и объясняя.Будем откровенны: материальный аспект в работе педагога мощный стимул. Мы считаем, что более эффективны именно точечные вознаграждения, за конкретные действия, а не в целом, поквартально или в конце года. Хотя и это тоже есть.Каждый знает: если добился результата, обязательно оценят и поощрят. Эти вопросы всегда решаются коллегиально, при участии управляющего совета. У нас есть педагоги, труд которых оплачивается заметно выше остальных, но все прекрасно знают, за что именно им платят больше, и ни у кого не возникает претензий. Активно используем стимулирующий фонд, а также разрешенный нормативными документами рычаг, которым пользуюсь очень деликатно, – персональный коэффициент.Уверена, что такие же подходы применяют и директора других школ, однако у нас система поощрений отработана до мелочей и еще никогда не вызывала нареканий, зависти. «Сделал – получи!» – вот ее главный принцип.Некоторое время назад испытанием для школы было привлечение молодых специалистов. Главная проблема молодых, пожалуй, – жилье. Власти это прекрасно понимают, поэтому предоставляют им льготную ипотеку как в городе, так и в области. Кроме того, действует программа предоставления служебного жилья. Таким образом, за 2 года в нашем лицее жилищные проблемы решили сразу 7 человек. Молодым специалистам выплачиваются и подъемные в размере 100 тысяч рублей. Благодаря этим мерам в школе ощутим приток молодых учителей: за 3 года прибыли 9 человек. Неудивительно, что если в 90-е годы отсюда народ уезжал массово, то теперь люди к нам согласны приезжать с материка. Уже работают учителя русского языка и математики, прибывшие из центральных районов страны, приехала семья педагогов: родители – учителя физкультуры, а дочь – преподаватель английского языка.Но если одни изначально стремятся попасть именно к нам, то других мы ищем сами. Работаем с университетом, у нас студенты проходят педпрактику, и это тоже позволяет присмотреться к людям, выбрать самых талантливых и перспективных.Жаль, конечно, что из 48 педагогов у нас всего 6 мужчин. Но это, увы, проблема общая, которая от региона не зависит, и никакими стимулирующими коэффициентами ее не решить…


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту