Новый директор Департамента образования администрации Омска Екатерина СПЕХОВА на самом деле человек не новый ни в образовании, ни в администрации. Десять лет она отдала школе, еще столько же – управленческой работе. Коллеги, и бывшие, и настоящие, говорят, что она потрясающе работоспособна. Возвращается домой за полночь и… сидит в соцсетях – общается с молодежью.
– Екатерина Витальевна, пожалуй, должность директора Департамента образования можно назвать расстрельной – с почетом руководители уходят редко. Вам не страшно было принимать такой пост?- Я свою должность так не воспринимаю. Конечно, огромный коллектив – это огромная ответственность: у нас 366 образовательных учреждений, в которых 147059 детей и 12289 педагогических работников. Но мы же учителя, значит, отвечаем за будущее страны, которое воспитываем сейчас в школах и детских садах. И главное – несем свет. Трудно? Да. Но у меня есть два главных жизненных правила. Во-первых, если много работать, то все обязательно получится. Во-вторых, надо обязательно двигаться вперед, в ногу со временем. И я уже убедилась, что в Омске множество педагогов, которые их разделяют.- Вам пришлось менять систему управления?- Немного, ведь не бывает одинаковых руководителей. Практически ничего – в организационно-штатном режиме. Наверное, несколько изменила задачи департамента. Мне кажется, он должен выполнять не только и не столько контролирующие и транслирующие функции, сколько стать союзником, помощником образовательных учреждений в совместной и плодотворной работе по повышению качества образования. Не знаю, как у меня получается, я ведь назначена в самом начале учебного года, а результаты будут видны, наверное, в конце.Мы пока не изобретаем ничего нового, продолжаем те проекты, что были в департаменте. Но модернизируем их. Например, стали серьезнее готовиться к конкурсам профессионального мастерства. Если прежде на них работал один отдел, то сейчас свои задачи по конкурсам поставлены перед каждым сотрудником департамента. Стали развивать свой сайт, нынче с его помощью провели интернет-голосование за учителей года. – Вы используете Интернет и для общения с детьми?- Можно жаловаться на вред социальных сетей для молодежи, а можно использовать их с пользой. В Интернете дети могут задать мне любой вопрос, и я обязательно отвечаю. У меня за первую же неделю появилось 942 молодых «друга»! Так ведь легче понимать, чего ребята хотят, в чем сомневаются, какой помощи, может быть, не решаются попросить.- Кстати, насчет новых веяний – как идет работа по реализации ФГОС?- Внедрение новых государственных стандартов в пилотном режиме началось давно. Сейчас по ним учатся все 1-3-е классы в 152 школах и 4-е классы в 11 школах. По запросу Минобрнауки России в 11 школах идет апробация контрольно-измерительных материалов для обучающихся 4-5-х классов в рамках введения ФГОС. В 115 учреждениях открыты городские инновационные площадки по направлениям: «Инклюзивное образование», «Внедрение технологии работы со случаем нарушения прав ребенка», «Профильное образование», «Независимая оценка качества образования», «Введение ФГОС», «Дистанционное обучение» и т. д.Много времени мы уделяем продвижению профильного образования. Плотно общаемся с ведущими омскими университетами – педагогическим, техническим, классическим. Коллеги-преподаватели организуют мастер-классы и семинары для педагогов, ведут кружки для детей. Чтобы двигаться вперед, пытаемся поставить профориентационную работу на новые рельсы. Например, сменили формат одного из основных мероприятий – традиционной профориентационной ярмарки, которая проводится два раза в год. В октябре, как обычно, пригласили работодателей, но кроме стендовых презентаций попросили их провести практические занятия. Вплоть до того, что одно из средних специальных учебных заведений установило сварочный аппарат, демонстрируя его работу.Следующая ярмарка в апреле, и мы с социальными партнерами хотим сделать ее более прикладной, интерактивной, чтобы дети не оставались пассивными зрителями. Мы просим вузы и ссузы приглашать на свои презентации тех работодателей, для которых они и готовят специалистов. – Екатерина Витальевна, как сейчас обстоят дела с кадрами в омском образовании?- Мы ведем большую работу с молодыми специалистами. Это, в общем, тоже традиционно, и не случайно сейчас в отрасли их более 2,5 тысячи. Основная наша задача – их закрепление, которому, конечно, способствуют меры социальной поддержки. Благодаря социально-экономической политике администрации Омска молодые специалисты получают ежемесячные доплаты к должностному окладу, единовременные денежные выплаты, социальные выплаты на приобретение или строительство жилья. В течение трех последних лет показатель закрепляемости стабилен и составляет 93%.Сейчас мы стали основной упор делать на наставничество, причем чтобы старший коллега, способный подсказать, поддержать в трудную минуту, был у каждого молодого педагога. Они и сами молодцы – по инициативе лицея «Бизнес и информационные технологии», где нынче 9 выпускников вузов, в Прииртышье создан областной Совет молодых педагогов, председателем которого стал Михаил Иоаниди, победитель городского профессионального конкурса молодых педагогов «Открытие». В конкурс мы, кстати, тоже сейчас вносим изменения, понимая, что молодежи нужно больше общаться друг с другом. Организовали постоянно действующие семинары на базе педуниверситета, обкома профсоюза работников образования. Но в то же время помним про их возраст – осенью, к примеру, вывезли сто молодых учителей за город на интерактивную игру. Работаем с кадровым резервом руководителей образовательных учреждений. Вакансий сейчас нет, но возникают – в основном потому что кто-то уходит в декрет.Разработали положение, планируем кроме подготовки на курсах окунать «резервистов» в работу лучших школ и детских садов. Не своих, где и стены помогают, а других, чтобы и нам, и им стало понятно, насколько они готовы руководить. Это опыт, который помогает не ставить крест на тех, у кого что-то не получается, а учиться работать дальше.- Вы стали руководителем в начале учебного года, то есть в ремонтах участия не принимали?- Ну как же! Я была заместителем директора департамента, потом исполняющим обязанности. Буквально на глазах из старого рождалось новое, и не без моего участия. Мы очень благодарны программе модернизации образования: в школах появились современные кабинеты физики, химии, биологии, цифровые лаборатории. Детям стало интересно учиться. Мобильные компьютерные классы есть в каждой школе, интерактивные доски – в каждом начальном классе. Мне кажется, это не только для детей хорошо. Зарплатой мы педагогов уже заинтересовали, подтянув ее до средней в промышленности, теперь надо активнее увлекать работой.Важно еще и то, что технологии помогают развивать инклюзивное образование. Сейчас обучение детей-инвалидов осуществляют 117 учителей, прошедших переподготовку и имеющих сертификат дистанционного учителя. Уже в 33 школах для учителей дистанционного обучения оборудовано 108 рабочих мест.- Ваш конек – детское оздоровление…- Да, это я люблю. Уже готовимся к лету, ведь в пяти городских лагерях ежегодно отдыхают более 3,5 тысячи детей. Осенью возила в Сочи большую делегацию детей, вожатых и руководителей ДОЛ на 12-ю Всероссийскую встречу организаторов детского отдыха для обмена опытом. Обратно в Омск мы привезли по 30 сертификатов и дипломов о повышении квалификации, благодарственные письма. На форуме презентовали наши идеи: новые игры с детьми по типу квеста, две воспитательные программы – по работе с социально неблагополучными детьми и по менеджменту.- О чем вы мечтаете, Екатерина Витальевна?- Вот как раз в новой школе в апреле уже надеемся провести Омский образовательный форум, на который приглашаем педагогов-инноваторов Сибири, Урала, Москвы, Санкт-Петербурга. Это я планирую. А мечтаю… об алых парусах. Городской выпускной у нас всегда красивое мероприятие с большим салютом. Но хочется, чтобы еще и Грэй приплыл на своем «Секрете»… И приплывет, я уже выяснила – есть такая техническая возможность!Омск, фото автора
Комментарии