Учитель года Новосибирской области Марина Викторовна Прохорова, лауреат премии губернатора «Лучший педагогический работник», рассматривает процесс образования как алгоритм.
– Люблю сидеть во время урока за последней партой, – рассказывает Марина Викторовна Прохорова, учитель информатики новосибирского лицея №9. – Мне обзор закрывает монитор компьютера, дети тоже меня не видят. Они работают: будущие программисты, дизайнеры, журналисты, философы, педагоги. Иногда обмениваемся вопросами – так интереснее, но никаких ответов сразу, только намеки, наводящие вопросы. Стараюсь уважать детское пространство: бывают моменты на уроке, когда дети погружены в себя и я им просто не нужна. Но мы рядом, мы слышим друг друга.
Марина Викторовна училась в небольшом курортном поселке на берегу Азовского моря, у основания мыса Казантип, а оканчивала школу уже в Новосибирске. О педагогике думала, но мама, сама педагог, была против, жалеючи дочку: она-то знала, какой это тяжелый труд. Марина, всегда любившая информатику, математику, программирование, выбрала Новосибирский государственный технический университет по специальности «автоматика и вычислительная техника», благо к тому времени переехали в Новосибирск. Не жалеет – по ее мнению, вся основа и глубина знаний информатики была заложена именно там. В том, что она не учитель, даже видела какую-то особенную силу: зато точно знала предмет! Теперь смеется:
– Я даже не знала, чего не знаю…
Судьба все равно привела в педагогику: на третьем курсе помогала с программным обеспечением в гимназии №13, куда устроилась мама. Информатиков в школах всегда не хватает, и студентку пригласили подработать. Начала и увлеклась. В магистратуре уже работала в полную силу. Впрочем, ее преподавателей и одногруппников это не удивило – уже на педагогической практике было понятно, что школа – ее путь.
Первые ученики были младше ее всего на 4 года. С трудом называли ее отчество – «зависали» после имени. Ей-то казалось, что между ними пропасть, а им хотелось ее сократить. Класс был хулиганский, сплошь мальчишеский. Проверку устроили на первом же уроке: сами не стали, позвали выпускника, умелого «тролля» учителей. Спасало техническое образование – она знала и умела столько, сколько мальчишкам и не снилось. На одном уроке старшеклассник стал жаловаться, что компьютер «завис», предварительно произведя какие-то хитрые манипуляции. Марина Викторовна исправила все двумя кликами мышки. Класс все понял и зауважал красавицу-учительницу: глупо шутить уже не хотелось. Теперь мальчишки выросли, стали солидными, семейными людьми. Иногда забегают в лицей, удивляя коллектив, когда она объясняет, что это ее дети. Встречая на улицах, радостно кричат: «Здравствуйте, Марина Викторовна!», хотя и сами давно Ивановичи и Степановичи.
– Духовная, эмоциональная связь ребят с учителем – может быть, самое важное, что дает школа, – считает Марина Викторовна. – Когда в новостях сообщили о том, что я стала учителем года, мне столько выпускников написали, приходили поздравить!
Ее дети были ее учителями. Но не только – она все время вспоминала собственную школу, своих учителей. Смотрела уже из другого времени на их поступки, анализировала.
– Моя первая двойка была по химии, – вспоминает. – Когда Ольга Викторовна, стройная, строгая, пришла к нам в восьмом классе, мы заранее боялись. Двойку она влепила мне за невыученную таблицу химических элементов. Но не отбила этим желания учиться, ведь двойка была честной: не работала – вот и заработала. Главное, что поняла, – учить придется много. С жадностью поглощала новую науку. Отметки были разными, но за четверть вышла пятерка. Вот тут я удивилась: почему? Осознала, когда сама стала учителем: отметка – за желание учиться, пополнять знания. Помогла и коллега, спросив: оценка – это наказание или поощрение? Это цель для ребенка? Ольга Викторовна дала мне важный урок: не обязательно быть постоянно рядом с учеником, важно его заразить предметом, наукой, главное – процессом познания. Пусть ошибается, но не сдается. Это цель, а отметка отражает степень успешности попытки. Не хочу оценивать людей. Особенно не люблю оценивать поведение ребенка: каждый из нас не без греха. Стараюсь не наказывать отметкой. Вызываю ребенка к доске, чтобы написал программу. Он волнуется: «Я не пойду, я не понимаю». Потому и зову – помогу сейчас, а потом сам. Вызов к доске перестает быть чем-то страшным, ведь там помогут. А дальше сам – значит, учитель верит в тебя!
Лицей №9 стал новой главой в работе – предстояло учить особенных детей, ожидающих невероятного… Это было через три года после окончания вуза – Марина Викторовна решила попробовать себя в конкурсе «Учитель года» и неожиданно для себя победила в районном туре. Там ее и заметил директор лицея Георгий Феликсович Филимонов. Поговорили, пообщались, а через год, в 2010‑м, пригласил на работу.
– Я не даю готовые знания. Дети даже создали мем про то, как я объясняю: не разжевываю, а даю задачу. Позволяю программировать на разных языках – кому что ближе. Предлагаю список задач и норму, которую они должны сделать, а уж какие именно задачи выполнять, выбирают сами. Слушаю, что нужно ребятам, предоставляю выбор: они чувствуют, какие знания им нужны. Не хочу, чтобы у ребенка возникал страх неуспешности. Когда они сами ставят цели, сами отвечают за свой результат, они учатся быть самостоятельными и успешными. У нас два смежных кабинета информатики, и дети могут переходить от одного учителя к другому: мы ведь объясняем по-разному, ребята воспринимают по-разному. Сотрудничество – это прекрасно. Хорошо, когда мы смеемся на уроке: значит, нам не скучно, значит, мы делаем то, что нам нравится. Не отвечаю на вопрос сразу: ведь если он появился, ребенок сумел его сформулировать, значит, сумеет и ответ найти. Надо только помочь, порассуждать вместе. А может быть, просто подтолкнуть словом, взглядом.
Однажды талантливый ученик сделал странную ошибку в домашней работе. Марина Викторовна написала ему: «это число, как расстояние до Луны и обратно, нет, еще дальше». И этого оказалось достаточно, чтобы через месяц он принес программу, которая считала число. Но программа была слишком медленной.
– Давай я помогу тебе с теорией, чтобы ты ускорил программу, – предложила Марина Викторовна.
– Зачем? – удивился ученик. – Если есть теория, значит, кто-то понял это до меня. Значит, и я пойму.
Так он открыл для себя олимпиадную информатику, так же, как Ольга Ивановна Сипаренко, учитель информатики гимназии №1, открыла ее для Марины Викторовны. Теперь рядом с нею все больше ученики, которые хотят совершать свои открытия. С удивлением обнаружила, что ее стиль работы соотносится с технологией «эджайл». Это философия командной работы, которая разрешает каждому управлять процессом и менять его в любой момент, создавая свободное пространство. Больше времени интересным задачам и меньше – формальностям, «винтиков» не существует – каждый член команды имеет право принимать решения, при этом каждый делится проблемами и в нужный момент приходит на помощь ради общего успеха. «Эджайл» помогает быть счастливее, наслаждаясь работой.
– Индивидуализация образования – возможность для развития и учеников, и учителей, – считает Марина Викторовна. – Процесс образования я рассматриваю как алгоритм, ведь я программист. А для этого важно соблюдение его свойств, они для меня являются ориентиром в работе.
Правда, эти свойства она понимает по-своему. Например, детерминированность образования: все определено, запланировано – стандарты, стратегии, программы… Как тут достичь индивидуального подхода, как остаться творческим? Марина Викторовна считает, что это возможно, создавая мощное образовательное пространство, которое приведет к результату, но даст возможность каждому взять больше. Тщательно конструирует его на каждом уроке, по максимуму используя все имеющиеся ресурсы: информационные, личностные, технические. Не боится импровизации, изменений на уроке, следуя за интересами детей. Любит высокий темп на уроке, но не забывает про расслабление, юмор.
А как сопоставить массовость образования с индивидуальным подходом? Находить место и роль на уроке каждому, считает Марина Викторовна Прохорова, превращая любой урок в настоящее образовательное событие. Основной педагогической задачей считает необходимость адаптировать свой алгоритм под конкретного ученика. Результативность для нее – это глубокие знания учеников, их уверенность, их поступление в вузы, о которых мечтали, их благодарность.
Комментарии