Профессионалам - профессиональную рассылку!
Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика
Мы никому не передадим Вашу личную информациюУчитель года Новосибирской области Марина Викторовна Прохорова, лауреат премии губернатора «Лучший педагогический работник», рассматривает процесс образования как алгоритм.
– Люблю сидеть во время урока за последней партой, – рассказывает Марина Викторовна Прохорова, учитель информатики новосибирского лицея №9. – Мне обзор закрывает монитор компьютера, дети тоже меня не видят. Они работают: будущие программисты, дизайнеры, журналисты, философы, педагоги. Иногда обмениваемся вопросами – так интереснее, но никаких ответов сразу, только намеки, наводящие вопросы. Стараюсь уважать детское пространство: бывают моменты на уроке, когда дети погружены в себя и я им просто не нужна. Но мы рядом, мы слышим друг друга.
Марина Викторовна училась в небольшом курортном поселке на берегу Азовского моря, у основания мыса Казантип, а оканчивала школу уже в Новосибирске. О педагогике думала, но мама, сама педагог, была против, жалеючи дочку: она-то знала, какой это тяжелый труд. Марина, всегда любившая информатику, математику, программирование, выбрала Новосибирский государственный технический университет по специальности «автоматика и вычислительная техника», благо к тому времени переехали в Новосибирск. Не жалеет – по ее мнению, вся основа и глубина знаний информатики была заложена именно там. В том, что она не учитель, даже видела какую-то особенную силу: зато точно знала предмет! Теперь смеется:
– Я даже не знала, чего не знаю…
Судьба все равно привела в педагогику: на третьем курсе помогала с программным обеспечением в гимназии №13, куда устроилась мама. Информатиков в школах всегда не хватает, и студентку пригласили подработать. Начала и увлеклась. В магистратуре уже работала в полную силу. Впрочем, ее преподавателей и одногруппников это не удивило – уже на педагогической практике было понятно, что школа – ее путь.
Первые ученики были младше ее всего на 4 года. С трудом называли ее отчество – «зависали» после имени. Ей-то казалось, что между ними пропасть, а им хотелось ее сократить. Класс был хулиганский, сплошь мальчишеский. Проверку устроили на первом же уроке: сами не стали, позвали выпускника, умелого «тролля» учителей. Спасало техническое образование – она знала и умела столько, сколько мальчишкам и не снилось. На одном уроке старшеклассник стал жаловаться, что компьютер «завис», предварительно произведя какие-то хитрые манипуляции. Марина Викторовна исправила все двумя кликами мышки. Класс все понял и зауважал красавицу-учительницу: глупо шутить уже не хотелось. Теперь мальчишки выросли, стали солидными, семейными людьми. Иногда забегают в лицей, удивляя коллектив, когда она объясняет, что это ее дети. Встречая на улицах, радостно кричат: «Здравствуйте, Марина Викторовна!», хотя и сами давно Ивановичи и Степановичи.
– Духовная, эмоциональная связь ребят с учителем – может быть, самое важное, что дает школа, – считает Марина Викторовна. – Когда в новостях сообщили о том, что я стала учителем года, мне столько выпускников написали, приходили поздравить!
Ее дети были ее учителями. Но не только – она все время вспоминала собственную школу, своих учителей. Смотрела уже из другого времени на их поступки, анализировала.
– Моя первая двойка была по химии, – вспоминает. – Когда Ольга Викторовна, стройная, строгая, пришла к нам в восьмом классе, мы заранее боялись. Двойку она влепила мне за невыученную таблицу химических элементов. Но не отбила этим желания учиться, ведь двойка была честной: не работала – вот и заработала. Главное, что поняла, – учить придется много. С жадностью поглощала новую науку. Отметки были разными, но за четверть вышла пятерка. Вот тут я удивилась: почему? Осознала, когда сама стала учителем: отметка – за желание учиться, пополнять знания. Помогла и коллега, спросив: оценка – это наказание или поощрение? Это цель для ребенка? Ольга Викторовна дала мне важный урок: не обязательно быть постоянно рядом с учеником, важно его заразить предметом, наукой, главное – процессом познания. Пусть ошибается, но не сдается. Это цель, а отметка отражает степень успешности попытки. Не хочу оценивать людей. Особенно не люблю оценивать поведение ребенка: каждый из нас не без греха. Стараюсь не наказывать отметкой. Вызываю ребенка к доске, чтобы написал программу. Он волнуется: «Я не пойду, я не понимаю». Потому и зову – помогу сейчас, а потом сам. Вызов к доске перестает быть чем-то страшным, ведь там помогут. А дальше сам – значит, учитель верит в тебя!
Лицей №9 стал новой главой в работе – предстояло учить особенных детей, ожидающих невероятного… Это было через три года после окончания вуза – Марина Викторовна решила попробовать себя в конкурсе «Учитель года» и неожиданно для себя победила в районном туре. Там ее и заметил директор лицея Георгий Феликсович Филимонов. Поговорили, пообщались, а через год, в 2010‑м, пригласил на работу.
– Я не даю готовые знания. Дети даже создали мем про то, как я объясняю: не разжевываю, а даю задачу. Позволяю программировать на разных языках – кому что ближе. Предлагаю список задач и норму, которую они должны сделать, а уж какие именно задачи выполнять, выбирают сами. Слушаю, что нужно ребятам, предоставляю выбор: они чувствуют, какие знания им нужны. Не хочу, чтобы у ребенка возникал страх неуспешности. Когда они сами ставят цели, сами отвечают за свой результат, они учатся быть самостоятельными и успешными. У нас два смежных кабинета информатики, и дети могут переходить от одного учителя к другому: мы ведь объясняем по-разному, ребята воспринимают по-разному. Сотрудничество – это прекрасно. Хорошо, когда мы смеемся на уроке: значит, нам не скучно, значит, мы делаем то, что нам нравится. Не отвечаю на вопрос сразу: ведь если он появился, ребенок сумел его сформулировать, значит, сумеет и ответ найти. Надо только помочь, порассуждать вместе. А может быть, просто подтолкнуть словом, взглядом.
Однажды талантливый ученик сделал странную ошибку в домашней работе. Марина Викторовна написала ему: «это число, как расстояние до Луны и обратно, нет, еще дальше». И этого оказалось достаточно, чтобы через месяц он принес программу, которая считала число. Но программа была слишком медленной.
– Давай я помогу тебе с теорией, чтобы ты ускорил программу, – предложила Марина Викторовна.
– Зачем? – удивился ученик. – Если есть теория, значит, кто-то понял это до меня. Значит, и я пойму.
Так он открыл для себя олимпиадную информатику, так же, как Ольга Ивановна Сипаренко, учитель информатики гимназии №1, открыла ее для Марины Викторовны. Теперь рядом с нею все больше ученики, которые хотят совершать свои открытия. С удивлением обнаружила, что ее стиль работы соотносится с технологией «эджайл». Это философия командной работы, которая разрешает каждому управлять процессом и менять его в любой момент, создавая свободное пространство. Больше времени интересным задачам и меньше – формальностям, «винтиков» не существует – каждый член команды имеет право принимать решения, при этом каждый делится проблемами и в нужный момент приходит на помощь ради общего успеха. «Эджайл» помогает быть счастливее, наслаждаясь работой.
– Индивидуализация образования – возможность для развития и учеников, и учителей, – считает Марина Викторовна. – Процесс образования я рассматриваю как алгоритм, ведь я программист. А для этого важно соблюдение его свойств, они для меня являются ориентиром в работе.
Правда, эти свойства она понимает по-своему. Например, детерминированность образования: все определено, запланировано – стандарты, стратегии, программы… Как тут достичь индивидуального подхода, как остаться творческим? Марина Викторовна считает, что это возможно, создавая мощное образовательное пространство, которое приведет к результату, но даст возможность каждому взять больше. Тщательно конструирует его на каждом уроке, по максимуму используя все имеющиеся ресурсы: информационные, личностные, технические. Не боится импровизации, изменений на уроке, следуя за интересами детей. Любит высокий темп на уроке, но не забывает про расслабление, юмор.
А как сопоставить массовость образования с индивидуальным подходом? Находить место и роль на уроке каждому, считает Марина Викторовна Прохорова, превращая любой урок в настоящее образовательное событие. Основной педагогической задачей считает необходимость адаптировать свой алгоритм под конкретного ученика. Результативность для нее – это глубокие знания учеников, их уверенность, их поступление в вузы, о которых мечтали, их благодарность.
Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика
Мы никому не передадим Вашу личную информацию
Для добавления комментария вы должны быть авторизированы.