2022 год особенный для педагогического сообщества Тюменской области. Он войдет в историю тем, что Тюмень стала центром притяжения педагогических новаций всей страны, столицей заключительного этапа конкурса «Учитель года России»-2022. Благодаря впечатляющей победе учителя физики гимназии №16 города Тюмени Екатерины Костылевой Большой хрустальный пеликан «перелетел» через Уральские горы и впервые оказался в Сибири[1].
Каковы слагаемые этой исторической для Тюменского региона победы? Попробуем вместе построить алгоритм, чтобы помочь подняться на пьедестал почета тем, кто идет следом. Прежде всего это заслуга самой Екатерины Сергеевны, ее таланта, опыта, характера и обаяния, хотя она называет успех коллективным. Так и есть: к вершине педагогического олимпа ей помогали идти коллеги, ученики, родители, вся система образования города Тюмени и области работала на результат. Плюс продуманная эффективная система профессиональной подготовки учителей, созданная в Тюменском областном государственном институте развития регионального образования (ТОГИРРО).
Екатерина Сергеевна КОСТЫЛЕВА, победитель конкурса «Учитель года России»-2021, преподаватель физики гимназии №16 города Тюмени:
– ТОГИРРО словно космодром для подготовки к творческому полету педагога. Такое сравнение у меня возникло не потому, что мой собственный взлет выпал на юбилейный для космонавтики год. Здесь целенаправленно и профессионально готовят коллег для покорения необъятных просторов и таинственных глубин образовательной вселенной!
Во-первых, на это направлены курсы для творчески работающих педагогов. Они дают представление о конкурсном движении, в частности о конкурсе «Педагог года Тюменской области», о требованиях к конкурсантам, их профессиональным качествам.
На таких курсах есть возможность изучить опыт коллег, которые прошли долгий путь в направлении подготовки к конкурсным испытаниям. Мне, например, было полезно посмотреть выступления как наших региональных конкурсантов, так и тех, кто вошел в «пятнашку», пятерку или стал победителем федерального этапа.
Второе, что получаешь в ТОГИРРО, – это возможность для обмена опытом, грамотные консультации по своему виду деятельности. Коллеги направят, укажут на слабые и сильные стороны, посоветуют, к кому обратиться за помощью.
Третье – это возможность ознакомиться с методической основой педагогической деятельности, которая позволит создать собственную уникальную модель конкурсного урока, классного часа, мастер-класса… Получить рекомендации, которые помогут найти что-то новое и устремиться вверх.
Символично, что именно в 2022 году исполнилось 30 лет конкурсному движению педагогов Тюменской области. Все началось в 1992 году. Тогда конкурс назывался «Учитель года», и в нем приняли участие 18 человек. Председателем жюри был гуру отечественной педагогики Владимир Ильич Загвязинский, в то время заведующий кафедрой теории и методики педагогического процесса Тюменского государственного университета. Сохранилась публикация в газете «Тюменская правда», где на фотографии он общается с конкурсантами, а на следующем фото Лидия Николаевна Русакова, победитель первого областного конкурса «Учитель года».
Лидия Николаевна РУСАКОВА, победитель областного конкурса «Учитель года»-1992, директор школы №70 Тюмени, народный учитель РФ:
– В основе моих выступлений на городском и областном этапах конкурса была многолетняя работа над проектом «Двадцатая комната» с его первым в истории региона классом спортивных бальных танцев. Это было незабываемое время! За весь период около меня выросли 15 учителей – победителей и призеров конкурсов «Учитель года» разного уровня. А в 2017 году вышла книга «Сказки об умной, доброй и красивой школе», в которой я рассказываю о том, как вместе с коллегами мы создавали Школу сотворчества.
Более чем за 40 лет в профессии Лидия Русакова становилась победителем престижных конкурсов «Женщина – директор года», «Лидер в образовании», в 1993 году ей присвоено звание «Заслуженный учитель РФ», а в 2021-м она стала народным учителем Российской Федерации. Но в истории конкурсного движения она останется первым победителем первого областного конкурса «Учитель года».
С 2010 года региональный конкурс стал называться «Педагог года Тюменской области». В 2011 году в нем было уже 3 номинации, в 2014‑м – 4, а в 2022‑м – рекордное число – десять! В суперфиналах регионального педагогического состязания за три десятилетия приняли участие около 500 человек. А в целом в конкурсное движение вовлечены более 20 тысяч учителей, воспитателей, психологов, дефектологов, руководителей, мастеров. Успехи представителей региона на всероссийском уровне: 33 финалиста, 8 лауреатов, 3 призера, 3 победителя[2] и 1 абсолютный победитель.
Ольга Владимировна РОЙТБЛАТ, народный учитель Российской Федерации, ректор Тюменского областного государственного института развития регионального образования:
– Этим летом в российском правительстве утвердили Концепцию подготовки педагогических кадров до 2030 года. Документ предусматривает формирование единого образовательного пространства, в том числе с учетом единой концепции и технологических условий подготовки. Речь идет о создании системы непрерывного педагогического образования – от педагогических классов в школах до учреждений, подобных ТОГИРРО, где работающие педагоги смогут повышать свою квалификацию.
В документе содержатся меры по усилению подготовки педагогов. Например, планируется сделать обязательными такие дисциплины, как «Русский язык и культура речи», «Классное руководство», «Работа с родителями», «Инклюзия». Эти новые нормы полностью совпадают с деятельностью кафедр нашего института и направлены на то, чтобы помочь начинающим педагогам не только закрепиться в профессии, но и успешно подниматься по профессиональной лестнице.
На протяжении многих лет Ольга Владимировна является членом Большого жюри Всероссийского конкурса «Учитель года России». Ей как национальному победителю Международного конкурса учителей английского языка и страноведения хорошо знакома энергетика конкурсного движения, которая помогает педагогу расти. На ее памяти выступления настоящих звезд, талантливых представителей учительства нашего региона – Марианны Чуйковой, Ольги Ковалевой, Елены Володиной, Дмитрия Коляденко и, конечно, Екатерины Костылевой.
Но по-настоящему всколыхнули сельскую глубинку педагогические марафоны. Это сейчас о них знает вся страна, а тогда казалось невероятным, что лучшие учителя России – победители федерального и областного конкурсов – едут в Тобольск, Ялуторовск, Ишим, Голышманово, Сорокино, Вагай, Ярково, Сладково, Уват, хоть на край света! Проводили мастер-классы, делились опытом, обсуждали злободневные вопросы с массовой аудиторией. Например, в 2010‑м за три апрельских дня в педагогический марафон были вовлечены более 400 педагогов из 26 территорий!
«Такая форма общения просто необходима, – поделилась Светлана Шадрина, учитель литературы Новоандреевской школы Сладковского района. – Мы стали очевидцами настоящей феерии красок, талантов, имен! Меня впечатлил мастер-класс учителя математики из Тобольска Анатолия Кугаевского (сегодня народного учителя РФ. – Прим. «УГ»), который сумел перевести пословицы и поговорки на язык функций и формул. Оказалось, что, например, пословица «Выше меры конь не скачет» прекрасно иллюстрирует такое математическое понятие, как «экстремум». После интересных открытий появляется желание творить, а не просто вести урок положенные 45 минут. Появляются новые идеи, новые мысли…»
С 2009 года в рамках педагогических марафонов, организованных ТОГИРРО совместно с «Учительской газетой», свое мастерство представляли победители конкурса «Учитель года России» разных лет Артур Заруба, Олег Парамонов, Михаил Нянковский, Екатерина Филиппова, Анна Мехед, Михаил Случ, Александр Демахин, Вита Кириченко, Мария Ахапкина, Илья Демаков, Алихан Динаев, Михаил Гуров… Впрочем, не только победители, но и призеры, лауреаты и финалисты из «пеликаньего» сообщества также побывали в разные годы во многих уголках Тюменской области. Ольга Ройтблат еще на этапе конкурсных испытаний, работая в составе Большого жюри, с пристрастием оценивала выступления, стараясь определить, чем они будут интересны и полезны тюменским коллегам.
Желание повысить уровень знаний, дать все самое лучшее своим ученикам (а позже коллегам) было у Ольги Ройтблат всегда. Например, в девяностые, когда у многих из-за проблем опускались руки, она наводила мосты с 45‑й московской школой и ее директором народным учителем России Леонидом Мильграмом. Совместные каникулярные образовательные программы проходили на ура. И таких примеров много.
За годы работы Ольга Владимировна сформулировала для себя профессиональное кредо – быть на шаг впереди. Это правило позволяет оперативно анализировать информацию, помогает предвидеть образовательную ситуацию, ориентироваться в новых программах и технологиях, то есть эффективно решать поставленные задачи. Благодаря этому движущему мотиву ТОГИРРО сегодня является научно-методическим центром, ведущим образовательную и научно-исследовательскую деятельность, успешно реализующим региональные и федеральные образовательные проекты актуальной тематики.
Олег Геннадьевич ПАРАМОНОВ, победитель конкурса «Учитель года России»-1993, профессор Брянского государственного университета, бессменный председатель жюри конкурса «Педагог года Тюменской области»:
За те 18 лет, что Олег Парамонов «жюрит» региональный конкурс профессионального мастерства педагогов, ни у зрителей, ни и у конкурсантов при оглашении вердикта ни разу не возникло желания забросать арбитров гнилыми помидорами. Наоборот хотелось крикнуть им: «Браво!»
Моя восторженная лира
Сегодня славит вас не зря:
Как хорошо, что есть ТОГИРРО
В образовании, друзья!
Не ради пресловутой славы
Работают день ото дня
Здесь для надежности державы
Надежные учителя.
И утверждаю без сомненья,
Ценя их благородный труд,
Что в авангарде просвещенья
Идет тюменский институт!
Марина Валентиновна КУСКОВА, победитель конкурса «Учитель года Тюменской области»-1994, проректор ТОГИРРО:
– 1994 год стал особым в моей жизни. Весной я победила на областном конкурсе, летом сдала экзамены в аспирантуру Института развития личности РАО, а осенью участвовала в Москве в конкурсе «Учитель года России». Тогда впервые регионы страны направили своих победителей для очного участия в финале.
На самом конкурсе царила невероятная атмосфера праздника, пронизанная хорошим настроением и позитивными эмоциями. Хотя модель конкурса не позволяла присутствовать на уроках «пятнашки», но потрясающая программа компенсировала это. Для меня, молодой учительницы, многое было впервые: Большой театр, Третьяковская галерея, концерт Патрисии Каас…
Что позволило победить на областном этапе учителю со стажем 4 года? Думаю, что увлеченность, с которой я погрузилась в разработку программы нового школьного предмета «Право». Я разрабатывала программу, отбирала содержание, искала подходящие методики, приемы, технологии. Мои коллеги по школе вели курсы риторики, экономики, этики, вовлекая меня в команду, давая возможность молодому учителю проявить себя, обрести поддержку опытных педагогов.
Елена Николаевна ВОЛОДИНА, победитель конкурса «Педагог года Тюменской области»-2008, победитель конкурса «Учитель года России»-2008 (Малый хрустальный пеликан), доцент ТОГИРРО:
– Жемчужинами-бусинками рассыпаются в памяти улыбки, чувства, картины, события… И моя публичная лекция «Семья и школа в век образования» в суперфинале в Горном институте Санкт-Петербурга, с которой я выступала первой по жеребьевке с температурой 38… и за которую Виктор Антонович Садовничий, бессменный председатель Большого жюри, поставил мне высший балл. И мой конкурсный мастер-класс «А вы могли бы?» – попытка поразмышлять об уникальной способности учителя, как и поэта, преображать повседневное бытие в творчество. Попытка, не всех убедившая: Майю Борисовну Пильдес, например, самим попаданием в жанр… Но дорогая сердцу и личностно значимая открытыми вместе с друзьями-конкурсантами смыслами. И до сих пор светит в душе благодарность Ольге Владимировне Ройтблат за защиту моего мастер-класса, за готовность поддерживать всех нас, «пеликанов», представлявших родную Тюменскую область на России. За веру в каждого из нас, несокрушимую и святую!
Александр Михайлович СМОЛИН, победитель конкурса «Педагог года Тюменской области»-2014, лауреат конкурса «Учитель года России»-2014, учитель физики и математики Тюменского президентского кадетского училища:
Учитель из Голышмановского района развеял миф о том, что в конкурсе нельзя участвовать несколько раз. В 2009 году победил в номинации «Лучший молодой учитель Тюменской области», а через пять лет попробовал свои силы вновь и дошел до федерального финала! Неоднократно был замечен на конкурсе с супругой – учителем русского языка, литературы и МХК Ольгой Смолиной.
– В 2014 году я решил разнообразить свою педагогическую деятельность и снова пойти на конкурс. Помню, что свой методический семинар начинал со слона. Так реализовывал принцип Суворова: «Удивил – значит победил!» А слон мне был нужен для объяснения сути системного мышления.
Урок был в 9‑м классе на тему «Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов». В конце урока мастерили дозиметр (отдельно можно рассказывать о том, как смотрел на меня продавец, когда я покупал 12 транзисторов для этих устройств). Очень волновался, ведь некоторые ребята видели друг друга впервые. Но случилось так, что этот урок я считаю одним из лучших в моей педагогической жизни, и в большей мере это благодаря ребятам. Такие эмоциональная поддержка, старание и слаженная работа! Ребята класса, созданного на один урок, приходили поддержать меня на закрытии конкурса. Я им очень благодарен.
Марина Алексеевна ТИМОФЕЕВА, победитель конкурса «Учитель года Тюменской области»-2017, лауреат конкурса «Учитель года России»-2017, старший преподаватель ЦНППМПР ТОГИРРО:
Считает самой большой победой в своей жизни возможность представлять свою родную область, свой Тюменский район на конкурсе «Учитель года России». Разработчик авторского физкультурно-образовательного маршрута «Страна Тюмения» с уникальными методиками, соединяющими образование, спорт, культуру и туризм. Не мыслит себя без семьи и спорта: вместе болеют за российских спортсменов, играют в волейбол семейной командой, вместе путешествуют по миру.
– Региональный этап конкурса проходил в лицее №81 города Тюмени. Урок был шестым, яркое весеннее солнце светило в огромные окна спортзала. Ученики 7‑го «К» класса – такие активные, веселые… На 12‑й минуте урока, когда я включила музыку для проведения разминки, сработала пожарная сигнализация. Дети продолжали выполнять упражнения как ни в чем не бывало. Меня ситуация насторожила, но я решила работать дальше (как выяснилось, такое бывало на уроках и раньше, но коллеги забыли меня предупредить, что система безопасности может сработать от яркого солнца и громкой музыки). Конечно, члены жюри после урока задали мне вопрос по данной ситуации, мы обсудили ее, посмеялись, и напротив моей фотографии в буклете у председателя жюри Олега Геннадьевича Парамонова появился забавный рисунок… мужчины с усами (как впоследствии оказалось, он олицетворял выдержку и стойкость, проявленные на уроке).
Вместо послесловия
Получить поддержку коллег из школьной команды, перенять успешный опыт на курсах для творчески работающих учителей, быть готовым к любым неожиданным поворотам… Заинтересованный читатель сам расставит акценты и создаст свой план, который и будет лучшим алгоритмом успеха современного учителя.
Алгоритм (образовано от латинского слова: algorismus – латинская транслитерация имени арабского ученого IX века Мухаммада бен Мусы аль-Хорезми) – это точно установленное предписание о выполнении в определенном порядке некоторой последовательности операций, однозначно ведущих к решению той или иной конкретной задачи.
Олег УРЛАПОВ
[1]*Читайте об этом в статье Ирины Димовой «Первая в Сибири», «УГ» №22 от 31.05.2022 года.
[2]До 2017 года на заключительном этапе конкурса «Учитель года России» была иная система градации победителей.
Комментарии