search
Топ 10
Школы в регионах переводят на дистанционное обучение Дистанционное обучение в школах, «Высшая лига» учителей года, отмена ЕГЭ - новости образования Учителям потребуется подтверждать, что именно они подготовили победителей Всероссийской олимпиады школьников Акт вопиющего физического воздействия и морального насилия: что случилось в школе под Калугой Эксперт подсказал выход из ситуации с самой юной студенткой МГУ Алисой Тепляковой Для учителей и воспитателей Подмосковья установили выплату в 5 тыс. рублей Постановление Роспотребнадзора о сокращении карантина до 7 дней вступило в силу Мне есть что спеть: 25 января – день рождения поэта, барда, актера Владимира Высоцкого Школьников и студентов отправляют на дистанционное обучение – ковид бьет рекорды Гурманы отметят необычный праздник – Международный день эскимо, которому исполняется 100 лет

Алексей Волохов, заместитель председателя Международной Федерации детских общественных организаций, доктор педагогических наук, профессор: Мы выжили. И нас это тревожит

– Вот так неожиданно заявил Алексей в нашем разговоре с ним о причине того, почему было решено провести Всероссийскую конференцию по проблемам детских объединений в Челябинске в апреле 2003 г. Задумано обсудить весь комплекс вопросов возрождения детских организаций в России. По мнению “старожилов” работы с детьми и подростками, столь широкого круга проблем, вынесенных на обсуждение, они не помнят с 1963 года прошлого века.

– Так в чем же тревога, Леша?
– Такой вот парадокс. Пока нас отовсюду выбрасывали, пока надо было бороться, пока нас не воспринимали как некую силу – одно дело. А вот теперь картина иная. Нам говорят: вы выжили, вы – сила, а страну захлестнула детская преступность, наркотики, бродяжничество… Всем “наверху” стало ясно: детьми надо заниматься, и не только в качестве школяров.
А делать с ними что? Чиновнику ясно: ну раз выжили общественные детские организации, ими надо управлять и делать из них нечто всеобщее, единое, массовое, всеохватное, как прежде в октябрятско-пионерско-комсомольском прошлом. Но экономическая и политическая ситуация в стране другая, да и сами ребята этого не хотят. Мы выжили, поняли нашу силу (федерация объединяет сейчас до 4 миллионов ребят и взрослых), а нам навязывают теперь то, от чего мы отказались.
– Так, кстати, и было, ведь раньше, в начале XX века, в России сосуществовали и пионеры, и спартаковцы, и скауты, и множество других отрядов и объединений ребят.
– Вот из-за этой тревоги нашей мы и хотим собраться вместе – ученые, практики, управленцы – и спокойно поговорить о наболевшем.
– Немного скажи все-таки о видах объединений, существующих сегодня.
– Есть объединения, направленные на выстраивание профессиональной карьеры: юные журналисты, модельеры, театралы, будущие патронажные сестры (они входят в наш Орден милосердия), юные летчики, географы, космонавты и т.д. Есть военно-патриотические организации, изучающие исторические традиции, связь поколений. Очень сильная организация “Детские и молодежные социальные инициативы”, поддерживающая социально активных детей. Есть и скауты – от радикальных до демократических. Есть региональные детские объединения, Союз наследников Татарстана, Юность вятского края, отряд “Надежда”, Содружество детей Дона и др. У пионеров сильные организации в Орловской, Курской, Магаданской областях, в Республике Беларусь. Политические партии пытаются их использовать, но они стойко хранят свою самостоятельность. Ни одна детская организация не может существовать при политической партии – это прописано в законе. Детские организации – это полностью самостоятельный социальный институт. Институт, который прежде всего дает ребятам возможность реализации разнообразных социальных ролей. И это нормально, когда ребенок или подросток пробует себя в различных профильных объединениях, пока не найдет именно свое. Или вообще отвергнет все и будет искать собственный путь.
– Кто те взрослые, которые ведут за собой ваши объединения, отряды?
– В моем понимании – это комиссары Детства. Люди, глубоко преданные самой идее красивого, одухотворенного детства. Да, многие из нас пересмотрели свои взгляды, “перестроились” – но прежде всего во имя того, чтоб детям было хорошо. Это не мимикрия. Если мы сами не будем соответствовать требованиям нового общества, то кого и куда мы выпустим из своих “оазисов”?
– И все же 12 лет назад вы начали свою работу не с “чистого листа”.
– Это для нас принципиально: да, мы – не те пионеры, которые были. Но мы – последователи всего лучшего, что было накоплено десятилетиями в пионерской организации, школьном комсомоле.
– И что конкретно вы взяли из прошлого?
– Коллективную творческую деятельность, систему подготовки кадров, систему коллектива, традиции пионерской науки. Прожитое, накопленное, конечно, обогащает, но и заставляет постоянно искать новые формы “вживания” этого опыта в сегодняшнюю реальность. Например, на конференции мы планируем искать возможность компромисса между личностью и коллективом. Еще не забыто незыблемое правило: “коллектив всегда прав”, фразы типа “я” – последняя буква в алфавите” и т.п.
Еще один острейший вопрос для конференции и вообще всей нашей работы: взаимоотношения с государством. С советских времен остался лозунг: дети – привилегированный класс. Пионерлагеря, дворцы пионеров, станции юных техников, юннатов – все ваше, ребята. А сейчас все это государство, по сути, передало в другие руки либо сделало платным. Ну а как же можно себе представить, к примеру, платный пионерский штаб?
– А за счет чего же существуют сегодня ваши объединения?
– В регионах есть руководители с созвучным нам мышлением, они финансируют многие наши программы. Второй источник – гранты, реализация коммерческих, полукоммерческих программ. Крайне редко – членские взносы. Порой привлекаем и родительские деньги – как иначе девочке сшить костюм для театра моды нашего конкурса “Золотая игла”? Ну еще бывает небольшая спонсорская помощь.
– И все же, Леша, каковы перспективы ребячьих коллективов, объединений, отрядов?
– Уверен: их будет появляться все больше и больше, причем в ускоряющемся темпе. Вот почему нам именно сегодня нужен общий разговор: что это будет, на каких основах?
Детская организация или организация для детей? Допустим, взрослый человек получает деньги под реализацию своей идеи, вокруг которой он собирает детей, органы самоуправления не функционируют, они излишни, дети работают на идею взрослых. А вот когда мы планируем и решаем все наши идеи и проблемы вместе, ребята и взрослые, живем общей жизнью и общим делом, то развивается чувство “само” – от самореализации до самоотношения к себе. Я не имею в виду, что одно хорошо, а другое плохо. Человек ведь многомерен и развивается в зависимости от того, в какую систему жизни попал. В организации для детей (первая модель), возможно, вырастет будущий великий компьютерщик. Ну а в детской организации (вторая модель) – будущий великий президент.

Ольга МАРИНИЧЕВА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте