Кажется, еще совсем недавно мы были свидетелями преобразования «внешкольной работы» в «дополнительное образование», а сегодня уже стоим перед кардинальными переменами в финансировании наших учреждений. Рыночная форма предоставления образовательной услуги предъявляет новые требования к содержанию и качеству образовательного процесса и предполагает по меньшей мере дополнительную инициацию усилий в этом направлении, как и во многих других, новых, недостаточно освоенных и недостаточно прописанных в нормативных документах. Мы, занимающиеся организацией образовательного процесса, понимаем, что управлять работой вверенных нам учреждений в постоянно меняющихся внешних условиях значительно труднее.
Качество нашей управленческой работы и, как следствие, качество работы наших учреждений в значительной мере зависит от состояния и уровня взаимодействия с вышестоящими управленческими структурами нашего города – окружными управлениями и Департаментом образования.На сегодняшний день мы достаточно хорошо знакомы с государственной системой управления образованием. Она представляет собой целенаправленную, планомерную, непрерывную деятельность государственных органов, которая проявляется в исполнительно-распорядительной форме и организующем воздействии на управляемые объекты – образовательные учреждения. Четко определенные функции каждого из ее структурных элементов позволяют выстраивать процесс взаимодействия между управляемым элементом, то есть нами, и управляющим – Департаментом образования – в рабочем режиме.Демократические преобразования общества наряду с калейдоскопической быстротой нововведений и инноваций в системе образования предполагают более тесную двустороннюю связь между управляемым и управляющими звеньями системы дополнительного образования.Сегодня без общественного участия жизнь и развитие нашей системы образования будут весьма проблематичными. Современная система дополнительного образования не может быть замкнутой и самодостаточной. Для поддержания эффективных и результативных форм взаимодействия и работы всей системы необходимо качественно изменять и осваивать различные формы взаимодействия в управлении учреждением. Немаловажное звено в решении этого вопроса – переход к общественно-государственным формам управления, который отражен в приоритетном национальном проекте «Образование». Суть государственно-общественного управления состоит в объединении интересов государства и общества в решении проблем обучения, воспитания и развития подрастающего поколения с учетом социальных, культурных особенностей.11 марта 2010 года прошло заседание коллегии Департамента образования города Москвы, на котором была принята Концепция развития воспитания в системе образования города Москвы. Основу реализации Концепции составляет система городских приоритетных проектов развития воспитания, участниками которых должны стать общественные структуры в лице Общественной палаты по образованию города Москвы, советы родительской и ученической общественности, детские и молодежные организации и объединения, попечительские советы, районные и общественные советы, дворовые сообщества. Один из обозначенных в Концепции проектов называется «Развитие государственно-общественного управления развитием воспитательного пространства мегаполиса». Цель его – развитие системы социального партнерства учреждений образования с различными общественными субъектами воспитания и социализации (семья, учреждения и организации социальной сферы, органы местной власти, институты гражданского общества, конфессии, детские и молодежные общественные организации и объединения).Сегодня можно обозначить два направления развития общественно-государственной системы управления региональной системой дополнительного образования: одно из них – привлечение родительской и партнерской общественности к управлению учреждением, а другое – активное участие административно-педагогического персонала учреждения в качестве коллективного члена педагогического сообщества города.Развитие первой, внутриучрежденческой, системы поможет решить проблему формирования общественно-государственного заказа, необходимого сегодня для сохранения всей системы дополнительного образования. Определение этого заказа должно осуществляться с учетом запросов жителей территории, учащихся и их родителей, совокупных потребностей партнеров и территориальных властей. Совместная деятельность учреждения дополнительного образования и гражданских институтов позволяют внести инновационную струю в формирование образовательной политики учреждений и соответствовать запросам текущего момента.Ожидающая нас и широко применяемая в регионах публичная защита программы развития учреждения, в которой отдельное место отдано взаимодействию учреждения с социальными партнерами, – это важнейшая форма общественной составляющей управления образованием.В качестве нормативной базы можно назвать Закон «Об образовании», в котором подчеркивается, что работники образовательных учреждений имеют право на участие в управлении (статья 55); родители (законные представители) имеют право защищать законные права и интересы ребенка, принимать участие в управлении (статья 52). В Типовом положении об образовательном учреждении говорится о том, что управление строится на принципах единоначалия и самоуправления. В уставах образовательных учреждений обозначены такие позиции:- заключение договоров между общеобразовательным учреждением и родителями;- наличие совета учреждения как выборного представительного органа;- создание демократических форм управления учреждением, включая ученическое самоуправление. Активизация работы по участию учреждения, а именно его административно-педагогического персонала, в качестве коллективного члена педагогического сообщества города поможет более полно отслеживать продвижение своих интересов в управляющем звене системы.Сегодня в каждом административном округе создан общественный орган, окружной совет директоров дополнительного образования, который выдвигает своих представителей в городской совет директоров. В соответствии с Положением о городском совете директоров учреждений дополнительного образования детей, принятом на общем собрании директоров 25 марта 2005 года, городской совет директоров учреждений дополнительного образования детей – общественный коллегиальный орган самоуправления сообщества директоров учреждений дополнительного образования детей Москвы. Он создан для координации деятельности директоров учреждений по разработке стратегии развития системы дополнительного образования в условиях современной действительности и создания общественного мнения по работе учреждений дополнительного образования детей. Городской совет действует в сотрудничестве с Департаментом образования и окружными управлениями.Одна из задач совета – подготовка предложений Департаменту образования, законодательным и исполнительным органам власти города по совершенствованию и развитию системы дополнительного образования. Городской совет принимает участие в рассмотрении вопросов деятельности директоров учреждений дополнительного образования детей, представляет интересы руководителей учреждений дополнительного образования детей в органах власти и управления Москвы и других общественных объединениях. При совете могут организовываться временные творческие коллективы для разработки и рассмотрения вопросов и актуальных проблем дополнительного образования детей и работы руководителей учреждений.Принимая во внимание все направления и формы работы, хочу привлечь внимание к более активному взаимодействию учреждений дополнительного образования с городским советом через окружных представителей для более полного отслеживания продвижение наших общих интересов в управляющем звене системы.Формирование общественно-государственной системы управления должно не оставить в стороне не только управленцев, но и каждого педагога как представителя государства, каждого гражданина как представителя общественности, так как речь идет о будущем нашей страны, а будущее за теми, кто сегодня обучается в системе дополнительного образования.
Комментарии