search
main
0

Александра Северная: Школа не аэропорт?.

После недавних трагедий вопрос безопасности учебного процесса – это то, что мы обсуждаем с близкими. В семье три школьника. Учатся в разных школах, но картина в общем-то идентичная для всех образовательных организаций нашего небольшого городка.

Утро – двери школ настежь, а как еще, если к началу уроков торопятся старшеклассники, учителя, родители с первоклассниками, ученики средней школы – кто с папами-мамами, а кто и без. Торопятся все, сталкиваются в дверях, ведь очередь на вход-выход – это стихийный процесс, регулировать который почти невозможно. Один плюс – выходит из школы значительно меньше людей, чем остается…

На входе в школе, где учится сын, всех встречает охранник – мужчина средних лет в форме. В другой школе – вахтер, а иногда замдиректора по безопасности. Нередко с детьми и родителями здороваются директора, которые встречают детей и, наверное, многих из приходящих знают в лицо. Как и родители уже знают друг друга, здороваются, придерживают двери для своих и других детей, улыбаются и говорят друг другу \”Доброе утро!\”.

Что не так? А то, что эта идиллия может быть разрушена в одночасье. Из разговора с директором одной из школ: \”Беслан забывать стали. Замдиректора по безопасности – вы думаете это ставка? Ничего подобного! Это четверть или в лучшем случае – половина ставки! Психолог? А вы узнайте, многие ли школы сохранили в своем штате таких узких специалистов? А что нам делать в ситуации недофинансирования? Как обеспечить эту самую безопасность?\”

Кухонные посиделки и обсуждения – это, конечно, не разговоры со специалистами, но описание стандартного раннего утра почти во всех провинциальных школах страны было не ради красного словца приведено. Если только в узких коридорах и дверях школ появятся турникеты и рамки – образуются очереди. Сегодня на наших глазах ребенка (точно ученика начальной школы!) придавило дверью на скользком крыльце. Благо, подоспели мамы и папы: ребенок не пострадал, а вот задуматься пришлось. В том числе и о создании доступной среды в школах – ее при прежних подходах к проектированию сделать доступной почти невозможно. Ведь среда – это не только пандус, но и двери, которые будут открываться по-особенному, чтобы ребенок в кресле мог проехать. А что рамки и турникеты? Это еще одно препятствие на пути к знаниям.

\”А вот в аэропорту…\” – этот довод заставил меня улыбнуться, потому что российские школы – это не аэропорты. К сожалению, и о их доступности задумались несколько лет назад, но не все здания можно переоборудовать, не все входы-выходы перестроить… Да и вопрос средств! Ведь очень часто образовательным учреждениям не хватает денег на организацию охраны! Сидят бабушки-технички за столом, деток стерегут, привычно всем, только… вопросы о том, насколько это целесообразно возникают после очередного ЧП, когда гибнут дети и взрослые.

Однажды я присутствовала во время сборов в школу знакомого школьника. Он торопился и нешуточно. Почему? Дело в том, что в Финляндии после определенного часа калитка (не дверь, ведущая в школу!) закрывается. Попасть можно только на следующий урок и то, если дежурный учитель выйдет посмотреть, есть ли опоздавшие. Так дети учатся пунктуальности, жить по правилам и быть самостоятельными.

Решение ли это для российских школ? Понятно, что не у всех образовательных учреждений и забор-то есть, но не может быть одного решения для всех. В небольших школах, конечно, могут прижиться рамки металлоискателей и турникеты. Где-то можно оборудовать второй вход, где-то пускать ребят в школу через калитку, которую на время уроков будут закрывать… Варианты более осознанного отношения к безопасности могут быть разными, а вот экономии на детях быть не должно! Это касается и питания, и школьного оборудования, и вопросов физической и психологической безопасности детей.

Вспомнилось: пришла на интервью в одну из школ. В холле стоит завуч, которая встречает тех, кто пожаловал в учебное заведение. В школу заходит женщина в массивном пуховике, шапке, шарфе. С ней ребенок, а в руках у дамы лыжи. Ее пытаются остановить, поздороваться, узнать, куда она направляется.

– Лыжи несу, – коротко отвечает она и удаляется с ребенком в сторону спортзала.

Кто это был? Мама, бабушка, тетя? Вот так просто \”принести лыжи\” в школу может каждый. И ни о какой безопасности в этом случае не может идти речи…

Увы, сегодня школы – это чаще всего совершенно небезопасное место для детей. И, если подумать об этом серьезно, становится по-настоящему страшно.

Имя и фамилия изменены по просьбе автора.

Фото из архива \”Учительской газеты\”

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте