В Правительстве Карелии сообщили о кадровых перестановках в региональном Министерстве образования. От должности министра освобожден Александр Морозов. Исполнять обязанности руководителя ведомства назначили Романа Голубева, который до этого занимал должность первого замминистра по делам молодежи, физической культуре и спорту республики, а затем был и.о. главы министерства.
Председатель КРОО \”Поможем нашим детям\”, член Совета Всероссийской организация родителей детей-инвалидов (ВОРДИ), мама ребенка с инвалидностью Татьяна ВАСИЛЬЕВА:
— Расформировал школу-интернат для детей с особенностями речевого развития № 22 — самое резонансное событие за время работы Александра Морозова. Тронулся вопрос со строительством новой коррекционной школы, но будет ли она построена, пока неясно. На данный момент родителей детей с инвалидностью заботит отсутствие межведомственного взаимодействия. Справедливости ради замечу, что не могу точно сказать, это федеральная тенденция или особенность работы бывшего министра образования. Медицина ушла из образования, кроме сада № 108 в Петрозаводске, где она еще сохраняется. Взаимодействие с поликлиниками и больницами в коррекционных школах на договорных основаниях не было налажено. Остается проблема зачисления детей с тяжелыми множественными нарушениями в первые классы. Каждый год родители сталкиваются с ситуацией, когда право на образование приходится отстаивать через суд, с помощью депутатов или Общероссийского народного фронта. Специализированных автобусов нет: в 21-й школе-интернате, где обучаются дети с проблемами опорно-двигательного аппарата, — один автобус с подъемником, 24-й школе, где также учатся дети со сложной структурой нарушений, некоторые из них самостоятельно не передвигаются, такого транспорта нет вовсе. Подъемников нет – детей заносят и выносят взрослые – родители или вспомогательный персонал школы. Этот вопрос не решен, хотя мы о нем говорим несколько раз в год.
Депутат Законодательного собрания Республики Карелия Эмилия СЛАБУНОВА:
— Александр Морозов не делал самого главного — не стоял на защите той системы, которой руководил. Почти шесть лет его руководства карельским образованием прошли под знаком бесконечной оптимизации, в том числе и после того, как он сказал осенью 2017 года на заседании профильного комитета в ЗС РК, что ресурс оптимизации исчерпан. Одних закрывали, других соединяли, третьи живут в страхе в любой момент оказаться в этой роли. Это касается и детских садов, и школ, и дополнительного образования, и техникумов. Как это поспособствовало росту качества образования, под знаком которого проводились эти процедуры, граждане республики так и не увидели. При этом, в рейтинге \”Детские сады России-2017” Карелия оказалась на последнем месте, три тысячи школьников каждый день трясутся по плохим дорогам в школьных ПАЗиках, в сознание граждан активно внедряют идею о том, как прекрасно жить в пришкольном интернате вдали от семьи. Реорганизации сопровождаются скандалами, выходящими за пределы республики, как осенью 2015 года в Заонежье, где родители не вывели детей на линейку в День знаний, или с детским садом в поселке Суоеки и с Республиканским центром детско-юношеского туризма прошедшей осенью. До двух с половиной тысяч выросло в республике число школьников, обучающихся во вторую смену. Строительство новых школ только планируется и, конечно, пока они будут построены, это число еще увеличится. Система образования в республике находится в состоянии стагнации, развития нет. Ответственность за это несет бывший министр Александр Морозов, правительство и глава республики Артур Парфенчиков.
Писатель, мама школьницы Вера ГОЛИЦЫНА:
— Хочется большей информированности о семейном образовании, а также о других формах среднего образования: заочном, очно-заочном, экстернате. Причём, как среди родителей, так и среди работников образования. Наверное, хочется ещё \”питательную среду\” для возникновения недорогих частных школ. В общем, хочется большего разнообразия в среднем образовании, большей его адаптивности под потребности современного ребёнка. Понимаю, такие большие системы так быстро не меняются. Но пора признать, что никто не знает, что будет с рынком труда через 5-10 лет. Поэтому детям стоит помочь обрести внутренний стержень, умение адаптироваться и быстро приобретать знания, а не просто вкладывать в них знание конкретных фактов. Хочется, чтобы чиновники от образования смотрели именно в эту сторону.
Представитель национальной общественности, член правления КРОО \”Центр поддержки коренных народов и общественной дипломатии \”Молодая Карелия\”, КРОО \”Дом карельского языка\”, журналист Наталья АНТОНОВА:
— За время нахождения министра Александра Морозова в должности пришлись принципиальные изменения в области изучения региональных языков в целом в России, воспринятые национальной общественностью болезненно. Родные языки изучаются теперь только по желанию родителей обучающихся. Это влияет на престиж региональных языков в системе образования, на отношение к ним со стороны государства, образовательных организаций, педагогов, родителей обучающихся и детей. Разумеется, это общая проблема, и Карелия вынуждена была выполнять предписания к закону. Карелия сдала позиции в области изучения национальных языков.
В республике теперь нет школ с этнокультурным компонентом и, соответственно, нет преференций для развития их работы, резко сократился объём часов преподавания национальных языков, а где-то они совсем исчезли из обязательной части учебных программ, сдвинувшись в вариативную
Стоит отдать должное: за время работы Александра Морозова издали линейку новых учебников и учебных пособий до 5-го класса по карельскому языку, издавались также и сопровождающие работу учителя материалы, в том числе аудиозаписи к учебникам, методические пособия для работников дошкольного образования. Разработаны и утверждены примерные программы по карельскому, вепсскому и финскому языкам для начальной и основной школы, прошедшие экспертизу на федеральном уровне. Однако, по-прежнему не обеспечено новыми учебниками среднее и старшее звено школы. Так, например, старшим классам до сих пор предлагается заниматься по учебникам семнадцатилетней давности.
Председатель общественной организации \”Заонежье\” Валентина СУКОТОВА:
— Для народного образования Карелии ушедший министр ничего не сделал, а вот задачи от вышестоящих — выполнил.
Тема образования в Карелии — болезненная и напряженная. Александра Морозова, которому прочат должность главы Национального архива Карелии, заменил молодой управленец Роман Голубев. В 2009 году он окончил Петрозаводский государственный университет по специальности \”Политология\”. Работал специалистом, заместителем директора, директором Карельского регионального Центра молодежи. В 2014 году прошел профессиональную переподготовку в Карельском региональном институте управления, экономики и права ПетрГУ, сообщает пресс-служба Правительства Карелии.
Напомним, Министерство образования Карелии с декабря критиковали за непопулярное решение об оптимизации в районах. Накануне нового года стало известно, что в республике планировали сократить не меньше половины сельских школ. Правительство Карелии столкнулось с недовольством общественности, ситуацию попытались сгладить. Из информационного поля вытесняют непопулярное слово \”оптимизация\” и пытаются внушить жителям, что речь идет о \”развитии сети\”. В Правительстве попросили на теме не спекулировать и… успокоиться.
Отдельные депутаты отчитываются о том, как побывали в школах курируемых районов, глава республики Артур Парфенчиков, приезжая с визитами в города и поселки, также посещает образовательные организации. Между тем, в Пряжинском национальном районе муниципальные власти готовятся к сокращению трех сельских школ. После заявлений чиновников о том, что качество образования в начальных школах низкое, местное сообщество остро отреагировало на ситуацию. Жители села встали на защиту образовательных организаций, которые являются залогом не просто развития, а выживания поселков и сел.
Фото автора
Комментарии