search
main
0

Александр САВЕНКОВ, директор Института педагогики и психологии образования Московского городского педагогического университета:

– Все мы хорошо знаем, что образование и наука связаны теснейшим образом, и все же они не так просты, как принято думать и как нам иногда может показаться. Наукой в культуре называется особый вид деятельности, ориентированный на добычу нового знания. Новые знания человек может получать разными способами: путем Божественного откровения, во сне, мечтами, а вот научными признаются только знания, полученные из известных источников, знания, которым можно доверять.

И вот такие знания для системы образования добывают только две науки – педагогика и психология.

Опять-таки принято считать, что они науки родственные и чуть ли не единое целое. Но тем не менее те, кто в курсе событий, прекрасно понимают, что это принципиально разные науки. Педагогика – это наука о том, чего хотелось бы и как все должно быть, психология – наука о том, как все есть на самом деле. Эти две науки взаимно уравновешивают друг друга, работают, помогая нам двигаться вперед. Это взаимодействие осложнено многими процессами. Например, в науках технических и естественных все несколько иначе – они связаны с производством очень хорошо и естественно, они создают новые технологии, они разрабатывают новые способы получения новых продуктов, облегчают производство, делают труд людей более комфортным, более успешным, и поэтому производственная, промышленная практика очень любит технические науки – физику, химию, биологию. А у нас отношения между практиками и исследователями несколько более сложные. Я говорил об этом и с американскими коллегами, и с европейскими коллегами, и мы убедились еще раз, что везде это наблюдается.

Что происходит? Работает воспитатель в детском саду или учитель в школе, приходит к нему исследователь и не говорит, как ему легче работать и как проще добиться результата. Исследователь говорит так: если ты будешь делать еще вот это, вот это и вот это, то тогда ты и получишь результат. Естественно, педагогу не всегда нравится такой подход.

Но как бы то ни было, науки наши развиваются, и взаимодействие между наукой и практикой интенсифицируется и переходит в новое качество. Все мы видим, как в системе образования Москвы появляются кандидаты и доктора наук, это естественный процесс, и он не связан со снижением требований, хотя обычно на это все списывают. Дескать, стало слишком много докторов и кандидатов наук, так как требования к научным работам стали ниже. Да не в этом дело, а в том, что потребности изменились, практика стала другой. Практика требует, чтобы люди, работающие в образовании, непосредственно участвующие в воспитании и обучении детей, имели исследовательскую квалификацию.

Важно и то, что за ХХ век не только технические науки, не только химия и биология достигли прогресса и изменили нашу жизнь. Педагогика весьма серьезно содействовала этому прогрессу. Если мы честно посмотрим на нашу систему образования, то сможем заметить: еще в середине ХХ века значительная часть наших детей заканчивала свое образование на уровне начальной ступени. Теперь мы способны обучать каждого здорового ребенка, доводить его до высоких результатов. Есть, правда, у самой педагогики и курьезные достижения: в 90-е и 2000-е годы мы научились за деньги обучать в университетах людей, которые раньше с трудом могли окончить школу, но это тоже некоторое достижение.

В педагогике и психологии произошла некоторая революция, которая, может быть, не отрефлексирована педагогической и даже научной общественностью. Суть ее в том, что как будто бы всегда общество понимало – развитие взрослого человека, подростка зависит от того, как протекало их развитие в младенчестве, в дошкольном возрасте, но только сейчас пришло понимание, что это те возрастные периоды, когда в жизни человека что-то можно изменить. Чем старше мы становимся, тем трудней мы воспринимаем новое. В связи с этим именно сейчас лучшие ученые «брошены» на ранние возрасты, педагоги и психологи несколько охладели к исследованию проблем подростков, юношей, взрослых людей, хотя и в этой области продолжаются работы, там все как надо и все будет хорошо. Но главные силы сейчас сосредоточены на ранних возрастах. Это, конечно, очень важно и очень интересно именно для системы дошкольного образования.

В вузах Москвы, как и в вузах других городов России, мы начали готовить новую генерацию работников дошкольного образования. Они будут иметь квалификацию магистров, это будут педагоги-исследователи. Я понимаю, что некоторые люди могут сказать: ну да, мы выпустим из вуза опять магистров, педагогов-исследователей, они займут места методистов, другие начальственные должности, а в ДОУ опять будет некому работать. Думаю, что все-таки все будет несколько иначе. Современное образование диктует другие требования, и высшая школа к ним поворачивается лицом, она готова отвечать на эти вызовы времени. Уверен, что важным достижением московского образования можно считать то, что у нас много экспериментальных площадок, где готовы принимать ученых, где готовы разговаривать с ними, договариваться, искать самостоятельно новые способы работы в союзе с наукой. В других регионах России эта работа представлена крайне слабо, и ссылки на отсутствие денег не всегда могут быть приняты. Бывали и в Москве периоды, когда не хватало денег, но эта линия на союз с наукой всегда сохранялась.

Мы знаем, что если в образовании идет какая-то экспериментальная работа, то в ней участвуют ученые, какому бы направлению все это ни было посвящено, успех будет по всем направлениям, даже если учебное заведение экспериментирует психомоторную одаренность, пытается развить ребенка в этом плане, то обязательно будет эффект в плане когнитивного развития и в плане психосоциального развития.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте