Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Александр Рахно, Муромцевский район Омской области: А можно ли воспитать общество?.

Дата: 20 сентября 2012, 14:54
Автор:

Выполнив политический заказ, церковь подставила своих прихожан, и авторитета это ей не добавило. Напротив – пошла волна отторжения. Это логично. В вопросах воспитания – и тем более в вопросах воспитания веры – нельзя навязывать, насаждать, обязывать!

Я верующий человек, хотя невоцерковленный. Православный. Работу свою люблю и, смею думать, делать ее умею, многому учусь. Пишу книгу по истории нашего храма Тихвинской иконы Божьей Матери в надежде, что мои земляки поймут, сколько там было и есть достойных людей.

Курс основ религиозных культур и светской этики я вести отказался. Не готов внутренне воспитывать в детях веру. И что бы ни говорили про светскость курса, он направлен на то, чтобы сделать детей – в большинстве своем – православными. Это высочайшая ответственность, и я не считаю возможным брать ее на себя. Я могу много говорить о роли православия в истории России. Замечательный вклад, подвижнический, но если мы хотим рассказать именно об этом, то для чего же отдельный курс? Добавьте часы к истории, в конце концов. Чтобы преподавать этот предмет, нужно нечто большее, чем знания. Тем более знания, полученные за 72 часа в областном Институте развития образования. На мой взгляд, сама идея курса ошибочна. Посыл хорош – воспитать толерантное поколение. Но толерантность ведь воспитывается не через то, что мы предлагаем детям, а через то, что они видят в жизни. А видят они, увы, и национальную нетерпимость, и религиозную. Храмы, построенные и восстановленные по всей России, к сожалению, не добавили ни правопорядка, ни милосердия. Более того – общество становится все более жестоким. Совершенно дикий случай произошел в нашем поселке Муромцево перед самым учебным годом – молодой отморозок забил палками двух малышек пяти и семи лет, испугавшись, что они расскажут родным о попытке изнасилования. Это вопрос не веры, а общественного развития и общественного воспитания. Поэтому начинать надо не со школы, а с общества.

Но и общество, и церковь стоят на распутье. Извечный спор между нестяжательством, провозглашающим церковь, отделенную от государства, как центр духовного просвещения, живущую исключительно трудом своих прихожан и доброхотными подаяниями, и иосифлянством, ратующим за гармоничный союз власти и церкви, вместе воздействующих на человеческие души. Давайте спросим людей: какая позиция вызывает одобрение? Нестяжательство победит, я думаю. Но что происходит сейчас? Какое течение проповедуется и какое реально побеждает? Я не говорю, что плохо, когда строятся храмы. Это прекрасно. Но, когда это становится жупелом политики, людям непонятно. На фоне всеобщей нищеты, в стране, где огромное количество граждан живут ниже уровня бедности, роскошь воспринимается плохо. Может быть, церковь должна начать с прекращения торговли эксклюзивными крестиками и эксклюзивными обрядами? Или с того, что священники снимут с рук дорогие часы и уберут от главных входов свои «Мерседесы» с «Линкольнами»? В селе это еще не так заметно, но в городе дорога – что к храму, что к администрации – уставлена личными авто. К счастью, среди моих друзей немало священников – это умные, интересные, благородные люди. Таких много, может быть, большинство. Но на поверхности, к сожалению, видно другое.

В новом проекте закона об образовании не только религиозное образование смешивается со светским, но признается право религиозных организаций контролировать его! Общество тоже должно определиться: по Конституции жить будем или как Бог на душу положит? У нас в Муромцеве прекрасная воскресная школа, спонсоры в нее вкладывают, община работает, ребятишкам нравится. Замечательно, что есть люди, которые готовы отдавать силы, душу, деньги в конце концов на духовное развитие соотечественников. Они никого не заставляют, не тянут, они просто делают свое дело. Так почему не начать с этого – с пропаганды воскресных школ? Пускай родители туда отправляют по выходным детей, чтобы они не болтались по улицам, а слушали мудрых и добрых людей. Воспитание – сложный, длительный процесс, его нельзя «выполнить» за три года, как Сталин пятилетку или как Минобрнауки – модернизацию. Десятки лет надо работать! Из года в год, от души к душе. А мы хотим, чтобы наутро после урока все проснулись православными. Так не бывает! Нужна совместная работа всего общества – и верующих, и мирян. Да, будут и победы, и неудачи. Но это обычный путь развития, без него дорога не приведет никуда.

Поставив дело на поток, мы не только губим идею воспитания толерантности. Родители боятся религиозного фанатизма, как ни убеждай, что будем воспитывать не фанатиков, а просто граждан, уважающих чужие религии. Выбирая светскую этику, как это сделало большинство жителей Омской области, они проявляют большую толерантность к своим соседям, чем государство и церковь. Тем более сейчас, когда позиции православной церкви сильно подорваны скандалом с «Pussy Riot». Понятно, что поступок этот нельзя оправдывать, но понятно и то, что не было бы шума на весь мир, если бы девицы пели: «Боже, не допусти Зюганова». И потом главным принципом христианства церкви всегда было милосердие. Надавали бы им по задницам и отпустили бы с наказом: мол, в следующий раз… Выполнив политический заказ, церковь подставила своих прихожан, и авторитета это ей не добавило. Напротив – пошла волна отторжения. Это логично. В вопросах воспитания нужно быть чрезвычайно осторожными. Тем более в вопросах воспитания веры. Нельзя навязывать, насаждать, обязывать! Никто не говорит, что надо бросить работу по воспитанию общества. Но торопиться – значит разрушать.

NB! О том, как в российских школах стартовало преподавание нового обязательного для 4-5-х классов предмета \”Основы религиозных культур и светской этики\”, читайте, пожалуйста, в статейном блоке нашего сайта \”Проблемы и решения\” – http://www.ug.ru/article/465

Об авторе

Александр Витальевич Рахно, учитель истории и обществознания Петропавловской школы Муромцевского района Омской области, победитель Всероссийского конкурса «Учитель года-2004», обладатель грантов конкурсов «Лучший учитель» в 2006 и 2010 годах в рамках приоритетного национального проекта «Образование»


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt