search
main
0

Александр МУРАТОВ, начальник Управления экономического анализа Департамента образования Москвы: Новые возможности будут доступны каждому директору школы

​Подходы к управлению школой сегодня существенно отличаются от тех подходов, которые директор использовал год, два года, пять лет назад. Почему? Изменилась сама школа. Сегодня московская школа – крупная, солидная организация, в которой учатся тысячи детей, в которой работают сотни педагогов. Бюджет этой организации измеряется в сотнях миллионов рублей. Такая школа работает в Москве в условиях постоянно возрастающих запросов жителей в качестве образования.

Такая же информация интересует директора такой солидной школы сегодня? Директор хочет знать слабые и сильные места своей организации. Чтобы принять нужные ему управленческие решения, ему нужно видеть, к каким результатам привели уже принятые им управленческие решения, чтобы иметь возможность оперативно внести коррективы. Директор хочет понимать место своей школы среди других школ Москвы по тем или иным показателям. Наконец, директору необходима оперативная и точная информация о показателях своей школы, которые он сможет использовать в публичных выступлениях, при общении с педагогическим коллективом, с родительской общественностью.Для любого из этих вопросов директору сегодня нужна оперативная, точная и качественная информация о результатах работы своей школы. Для решения этой задачи Департамент образования Москвы разработал систему показателей деятельности школы для повышения эффективности, повышения результативности управления образованием, системой образования на всех уровнях, но в первую очередь на уровне директора, на уровне школы. Эта система показателей призвана стать тем инструментом, который позволит оценить результаты работы школы. Это то, что обеспечит информационную поддержку для директора, для управленческой команды школы при принятии тех или иных решений. Это система, которая создаст открытость информации о результатах работы московских школ для директорского корпуса, для системы образования.Принципы, которыми мы руководствовались при создании системы, – это:    Автоматизация. Все показатели системы рассчитывают на основании данных, которые уже содержатся в общегородских информационных системах. Никаких дополнительных действий со стороны школы сегодня не требуется.    Актуальность и историчность данных, то есть наглядность, возможность просматривать свои показатели в динамике.    Удобство, когда директору не нужно открывать десять информационных систем, просматривать кипу статистической, бухгалтерской и иной отчетности, чтобы увидеть показатели работы своей школы. Директору достаточно зайти в систему и в одном месте увидеть все ключевые показатели деятельности своей организации, причем эта возможность ему доступна с любого устройства, будь то телефон, планшет, компьютер, при наличии Интернета и соответствующего логина и пароля.Что представляет собой система показателей?Система состоит из 119 показателей, которые характеризуют результаты работы школы. Они разбиты, структурированы на пять ключевых блоков: контингент, кадры, финансы, материальная база и качество образования. Важно, что для каждого из этих блоков существует общегородская информационная система, которая уже содержит всю необходимую информацию по школе.Блок «контингент» содержит показатели, которые раскрывают структуру контингента обучающихся школы по уровням образования, демонстрируют охват обучающихся дополнительным образованием, а также востребованность того образования, которое предоставляет школа, у жителей района, у жителей города.Блок «кадры» раскрывает эффективность структуры численности работников, то есть, конечно, в первую очередь это доля учителей и воспитателей в общей численности, это доля административно-управленческого персонала в общей численности работников. Этот блок демонстрирует размеры средней заработной платы по отдельным категориям работников (учителя и воспитатели, иные педагогические работники, административно-управленческий персонал и прочие работники).Блок «финансы» раскрывает эффективность финансирования школ, эффективность их доходной части. Здесь мы видим, работает школа только за счет средств бюджета или же активно удовлетворяет запросы жителей в получении дополнительных образовательных услуг за плату сверх того государственного задания, которое ему заказывает учредитель. В этом блоке мы видим выбранные школой приоритеты в расходовании средств, то есть это доля фонда оплаты труда во всех расходах, доля затрат на материальное развитие, которую определила для себя школа во всех расходах, сумма затрат на коммунальные услуги и, конечно, это структура фонда оплаты труда, то есть та доля фонда оплаты труда, которая приходится на учителей и воспитателей, та доля фонда оплаты труда, которую школа направляет на административно-управленческий персонал.Блок «материальные ресурсы» характеризует эффективность использования школой предоставленного городом имущества, то есть это доля имущества, переданного в аренду, что, безусловно, неэффективное использование, а также другие показатели.Наконец, блок «качество» содержит показатели, характеризующие работу школы в области образования, то есть это результаты сдачи учащимися ЕГЭ и ОГЭ, результаты участия школьников – учащихся школы в олимпиадах всероссийского либо регионального уровня, это результаты диагностики 4 и 7-х классов, конечно, это результаты работы по профилактике правонарушений. Важно, что все показатели блока «качество» одновременно показатели рейтинга московских школ и в большинстве своем показатели федерального рейтинга школ, значит, все они направлены на повышение качества образования.Сегодня эта система находится в тестовом режиме, уже в первом квартале 2016 года запланирован ее полноценный запуск, то есть в новом году каждый московский директор получит возможность увидеть все ключевые показатели деятельности своей школы, а также показатели любой школы Москвы, таким образом, будет открытость показателей для всего директорского корпуса московских школ. Кроме того, по каждому показателю будут определены целевые индикаторы.Наша система показателей перестанет быть просто набором цифр, массивом данных. Она раскрасится в различные цвета в зависимости от той или иной степени достижения школой целевого индикатора, что сделает ее, безусловно, еще более практичной и более наглядной в применении. По нашему мнению, уже в следующем году эта система станет надежным помощником для московского директора в управлении школой.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте