- Александр Игоревич, что стало самым заметным результатом комплексного проекта модернизации системы образования Челябинской области?- Проект еще не закончился и рассчитан по соглашению с федеральным министерством до 2020 года. Но за два прошедших года при поддержке федерального бюджета удалось сделать рывок в создании новых материально-технических условий. Когда мы только начинали этот проект, только 40% школьников региона обучались в условиях, соответствующих современным требованиям. На первое сентября 2013 года этот показатель равнялся уже 80 процентам. Сейчас уже никто – ни педагоги, ни руководители образовательных учреждений, ни родители – не оспаривает тот факт, что в подавляющее большинство школ приятно зайти: и внешний вид, и наполнение соответствуют требованиям времени. Но, на мой взгляд, это была относительно легко решаемая задача: нам дали денег, мы сумели грамотно ими распорядиться.
– На что тратили выделенные деньги?- Вкладывались в ремонт и оборудование, в том числе и компьютерное. Увеличили скорость трафика: при 126 килобитах в секунду, а такая скорость была во многих образовательных учреждениях, мало что сделаешь. Сейчас больше половины наших школ работают на скорости более 2 мегабит в секунду. Средства тратились на закупку учебников и приобретение транспорта (у нас на подвозе около 15 процентов детей). В Челябинской области средства распределяли не совсем так, как в других территориях. Наша политика – отдать все ресурсы в муниципалитеты при постановке соответствующих задач – была поддержана губернатором региона Михаилом Юревичем. С каждым муниципалитетом заключено соглашение, где четко прописаны показатели, индикаторы, которые должны быть достигнуты. Для нас было очевидным, что если мы попытаемся освоить эти ресурсы на уровне региона, то не исключено, что купим не то, что реально нужно муниципалитетам. Думаю, рывок, который мы совершили, является результатом правильно выбранной технологии взаимодействия с муниципалитетами и образовательными учреждениями.- В систему вложили немало средств. Качество образования сразу повысилось?- Прямой зависимости между инвестициями и качеством образования быть не может, потому что качество образования зависит в первую очередь не от оборудования, оно всего лишь инструмент для работы, а от педагогов и управленцев. Чтобы повысить качество образования, прежде всего надо работать именно с кадрами.- И как вы с ними работали?- Перед областным Центром информационного и материально-технического обеспечения образовательных учреждений Челябинской области стояла задача, чтобы все новое, что появляется на рынке образовательных технологий, было у них хотя бы в одном-двух экземплярах, с той целью, чтобы была возможность обучать людей работе с этим оборудованием. Чтобы не случалось такого, что интерактивной доской пользовались как грифельной. Специальные курсы по новому оборудованию постоянно проводим в ЧИПКРО и ЧИРПО (институты повышения квалификации работников образования). Гораздо сложнее работать в методическом плане. Появляются новые методики, технологии, способы обучения. Научить им людей сложнее, чем ознакомить с новым оборудованием. Особенно остро сейчас чувствуется разрыв между педагогическим университетом и реальной школой. Не секрет, что выпускники, придя в школу, начинают там заново учиться. Они многого не знают, некоторого оборудования вообще никогда не видели. Вот почему Челябинским государственным педагогическим университетом в прошлом учебном году было закуплено новейшее оборудование, которое сейчас используется в школе, для обучения студентов – будущих педагогов. Все эти меры, конечно, дают свой эффект, но ожидать, что качество образования завтра значительно изменится, бессмысленно. Я думаю, что не раньше чем через 4-5 лет мы ощутим эти изменения.- А что такое качество образования, на ваш взгляд, Александр Игоревич?- Говоря официальным языком, это соответствие результатов обучения государственному стандарту. Эта задача утилитарна, она вполне достижима, тем более когда речь идет о стандарте обученности ребенка.- Чем измерить эту самую обученность? – Обученность достаточно легко измеряется. Есть контрольно-измерительные материалы, я говорю не только о ГИА и ЕГЭ, но и о региональных контрольно-измерительных материалах, которые формируются в ходе проверок Рособрнадзора. Эта служба работает у нас в области уже три с половиной года. За это время сложилась, на мой взгляд, достаточно объективная картина обученности наших детей не только на выходе из школы, после девятого и одиннадцатого классов, но и в начальной школе, в пятом классе. Эти данные позволяют нам видеть, где образование «западает». Чего греха таить, иногда детей натаскивают только на хорошие результаты на выпускном экзамене, а за год-два до окончания школы никто всерьез учебным процессом не занимается.- Александр Игоревич, как вы относитесь к недавно объявленному Топ-500?- У нас тоже есть свои рейтинги достижений по ЕГЭ, Челябинская область с 2002 года проводит единый государственный экзамен. Информации накоплено достаточно много, и мы ее весьма продуктивно используем. Но для нас важен не сам рейтинг, кто на первом месте, а кто на последнем – важно соотношение отстающих и передовиков. Надо стараться, чтобы разрыв между ними не был серьезным. Если мы будем поддерживать только лидеров, забывая о том, что есть еще и отстающие, мы будем усугублять существующую ситуацию. Наша задача – подтягивать отстающих, в первую очередь выяснив, почему они не достигают определенных показателей, и помогать им финансово, организационно, кадрами, методиками. На слете лучших учителей области прошлым летом у нас возникла идея возрождения наставничества на новом уровне: не опытного педагога над молодым, а одного образовательного учреждения над другим образовательным учреждением, и то же самое с муниципалитетами. На мой взгляд, неправильно, когда люди перестают учиться, считая, что они уже все знают, проработав столько лет в системе. Надо все время обновлять свой багаж знаний, совершенствовать навыки независимо от того, сколько тебе лет, какой у тебя стаж и какая должность.- Возвращаясь к рейтингам, хотел бы спросить: можно ли выстроить по ранжиру все российские школы исходя из какого-то единого универсального показателя или индикатора?- Мне кажется, это невозможно. Более важен другой вопрос: зачем такой рейтинг нужен? Ну выстроили всех, а дальше что? Думаю, гораздо ценнее были бы рейтинги по направлениям деятельности: скажем, рейтинг обученности, рейтинг современных условий, рейтинг внешкольной деятельности и так далее. Надо учитывать, что у нас есть городские школы и сельские, статусные и нестатусные, работающие с одаренными детьми и коррекционные. То, что рейтинги нужны, – это бесспорно. И что такие перечни появляются – это правильно, но они не дают оснований делать вывод, что это самые лучшие школы. Лучшие в чем? По обученности? Да. Но пытаться равнять, допустим, 31-й лицей с другими школами Челябинской области не вполне корректно хотя бы потому, что у 31-го лицея кратно большее бюджетное финансирование.Для меня рейтинг ЕГЭ не является главным показателем качества образования в школе. Моя младшая дочь ходит в обычную школу, и по данным ЕГЭ эта школа далеко не на первом месте в городе. Для меня важно другое – там комфортная психологическая обстановка в коллективе. И, видимо, это важно не только для меня, потому что школа очень популярна в нашем районе. – Помните анекдот? Грабитель темной ночью настигает учительницу на пустынной улице. «Часы давай!» – говорит ей. «Часы не отдам, а классное руководство бери», – отвечает перепуганная учительница. Мне кажется, что наступает время, когда классное руководство становится более важным, чем часы…- То, о чем вы говорите, тесно связано с проблемой воспитания. В девяностые годы прошлого века мы очень много потеряли в технологиях воспитательной работы, я уже не говорю про идеологию, которая должна быть цементирующим ядром любой воспитательной системы. Я начинал свою педагогическую деятельность именно с воспитательной работы. Технологичность была, сейчас такой технологичности в работе с детьми нет. Мы можем опираться только на индивидуальные способности отдельных педагогов. Я считаю, что в перспективе воспитательная составляющая школы займет доминирующее положение. Мы видим, что уже сейчас обучение начинает постепенно выходить за стены школы. И будет все дальше выходить. Зато будет усиливаться воспитательная функция образовательного учреждения. Потому что эту функцию, кроме школы, никто не выполнит. – Мне кажется, что в этом деле школе нужны партнеры…- Согласен. И в первую очередь это могут быть общественные структуры, которые у нас в области активно сотрудничают с образовательными учреждениями, помогают им в организации воспитательной работы. В девяносто пятом году я зарегистрировал первую в Челябинской области региональную общественную молодежную организацию. Мы назвали ее «Мост» (Молодежное объединение старшеклассников). Это было время, когда мы создавали в сорок первой школе, где я работал, ученическое самоуправление и организация нужна нам была для того, чтобы мы вышли за пределы школы. «Мост» сыграл свою роль в выстраивании воспитательной системы. Потом это стали делать другие организации. Любая школа, выстроив работу с такими организациями – а их уже сотни, – получит ощутимый эффект. Если не можешь найти такого союзника в организации воспитательной работы вне школы, то создавай организации у себя, но так, чтобы они влияли не только на жизнь образовательного учреждения, но хотя бы на квартал, где расположена школа, или микрорайон. Работая в школе, я тесно сотрудничал с ТОСами – территориальными органами самоуправления. Я знал всех старших подъездов. ТОС у меня в школе собирался. Мы не контролировали их внутренние процессы, но мы имели возможность знать, что происходит за стенами школы с нашими детьми во дворах и на площадках.- Александр Игоревич, учителя жалуются, что их скоро совсем накроет девятым валом отчетности…- Знаете, я согласен, что у нас сложилась гипертрофированная система отчетности и контроля. Не только в образовании, но и в стране.- Мы делаем только то, за что отчитываемся.- Главным должно быть стремление достичь конкретного результата, а не подготовить правильный отчет. Несомненно, отчетность надо уменьшать, совершенствовать с помощью электронных технологий. Низовое звено жалуется, что муниципалитет требует горы отчетов, муниципалитеты стонут, что регион задавил их своими запросами, а мы в свою очередь должны отчитаться перед федералами.- Времени и денег тратится на сбор этой информации много, но часто пользы никакой. Большинство отчетов оседает мертвым грузом.- Это второй вопрос, вторая задача. Мы должны видеть аналитику по итогам собранной информации, чтобы вырабатывать управленческие и педагогические решения. Центр – нам, мы – муниципалам, муниципалы – образовательным учреждениям. Процесс должен стать двусторонним, только тогда все собранные отчеты принесут пользу. – Александр Игоревич, зачем вам так много профессиональных конкурсов? Их у вас больше полутора десятков…- Я тоже этой проблемой озадачился пару лет назад. Спрашиваю своих специалистов: зачем нам столько конкурсов, давайте подумаем, может, сократим? Сокращать не стали. Зато открытие, как и закрытие, всех профессиональных конкурсов делаем единым, чтобы в празднике участвовали все, кто работает в системе образования. Должен сказать, что идеи новых конкурсов не от нас исходят – от образовательных учреждений, педагогической общественности. Если есть желание у людей между собой посоревноваться, то почему бы не поддержать их желание? Конкурсы создают некую конкурентную среду, что для системы образования очень важно. Они позволяют людям о себе заявить, в том числе и тем, кто не живет в областном центре. И это реальная кузница педагогических находок. Кстати, одними конкурсами мы не ограничиваемся. Стал уже традиционным областной августовский слет лучших педагогов, который мы проводим вместе с обкомом профсоюза. В этом году собралось 180 человек, а начинали мы три года назад с пятидесяти – учителя, психологи, воспитатели дошкольных учреждений, социальные педагоги. Приезжали гости из Подмосковья, Поволжья, Тамбовской области. Постоянно участвуют наши коллеги по Уральскому федеральному округу.- Вам не было обидно, что молодого талантливого учителя математики, победителя конкурса «Педагогический дебют» России Александра Мельникова перетащили в московскую гимназию?- Человек всегда ищет, где лучше. Когда, скажем, у нас учителя из села занимают в конкурсах первые места и переезжают после этого в Челябинск, Магнитогорск, муниципалитетам тоже обидно, что они их теряют. Видимо, переезжая, люди считают, что они раскроются лучше в новых условиях. Мельников тоже посчитал, что в Москве раскроется лучше как профессионал, это право человека. Мы будем гордиться его победами. – Система образования страны отчиталась: стандарты начальной школы внедрены.- Не могли отчитаться: третий класс только вступил в новый ФГОС.- Скажите, что было и остается самым трудным при внедрении стандартов?- Самым сложным, и не только в начальной школе, я вижу повышение квалификации. Как переучить учителей работать в новых условиях, с новым содержанием, с новыми требованиями? Как переломить их сознание? Вторая проблема – качество учебно-методических комплексов (УМК). К сожалению, некоторые учебники и пособия не выдерживают никакой критики. И здесь свою роль должна сыграть система повышения квалификации. Рост профессионализма педагогов может, хотя бы частично, компенсировать недостатки УМК. С появлением модульно-накопительной системы стало проще работать: можно выбирать для себя курсы в удобное время. Сегодня есть возможность повышать квалификацию практически там, где педагог хочет. Появление стажировочных площадок поставило повышение квалификации педагогов и управленцев на совершенно новый уровень. Сегодня к нам на стажировки охотно приезжают коллеги из Свердловской области. Мы создали хорошие условия, чтобы они к нам ездили. Автобус купили, он приезжает в Екатеринбург, забирает сразу 40-50 человек. Курсы отчитали, учреждения показали, встречи с людьми организовали. Когда мы на стажировочных площадках обучаем коллег из нашего региона, я настаиваю, чтобы команда приезжала – заведующая, начальник районного управления образованием и зам. главы по социальным вопросам. Когда приезжают учиться командой, эффект гораздо выше. Ведь бывает, что педагог прошел курсы, вернулся, глаза светятся, сейчас горы свернет, а завуч ему говорит: «Ты свои эти выкрутасы брось, как работали, так и будем работать». Командное повышение квалификации хорошая вещь, которая будет набирать обороты. Я сторонник того, чтобы люди сейчас ездили. По области и по стране. Три года назад мы начали вывозить директоров учреждений профессионального образования за рубеж: они побывали в Китае, Англии, Франции, Германии. Сейчас у нас в регионе есть учреждения не хуже лучших европейских образцов. Потому что за эти годы мы не просто руководителям учреждений показали, как оно должно быть, а помогли внедрить им у себя увиденное.- Александр Игоревич, за счет чего ваше дошкольное образование лучше, чем у соседей?- Это многоаспектная вещь. Конечно, важны сетевые показатели: например, охват. У нас охват действительно существенно выше, чем в большинстве территорий. Достигаем этого показателя за счет применения нестандартных управленческих решений. Мы в предыдущие годы постарались вернуть под детские сады все утраченные площадки. Потом внимательно посмотрели, что можно использовать в школе. Нашли значительный резерв. Но вскоре эти ресурсы были исчерпаны. Стали строить, используя современные технологии, – не очень дорогие, но эффективные. Несколько лет назад к нам приезжали свердловчане – губернатор отправил своих министров экономики, строительства и финансов. Они сдали в год восемь тысяч новых мест для дошкольников, потратив два миллиарда рублей, а мы ввели такое же количество за 250 миллионов.- Что будет самым важным в новом учебном году?- Важного много, но самое главное – качество результатов работы, о чем мы говорили на нашем августовском педсовете. Мы должны четко обозначить те ориентиры, к которым будем стремиться, которые позволят нам увидеть, движемся мы вперед или не движемся.
Комментарии