– Александр Юрьевич, весной в Гатчине состоялся 2‑й Всероссийский форум молодых педагогов, на который вы были приглашены в качестве почетного гостя. Поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями.
– Впечатления самые позитивные. Учителя вообще особенные люди, а учителя молодые, которые сами еще вчера были студентами, – это мощное творческое начало, сила знаний и огромное желание своими знаниями и умениями делиться с детьми. Я всегда очень рад подобным встречам, они меня заряжают. Хочется самому идти, нет, мчаться вперед, заражать своими идеями коллег, передавать им свою энергию, заставлять всех двигаться.
На встрече я понял для себя, что нет предела развитию педагогического мастерства, что сегодня в школах используются новые эффективные подходы к обучению детей, что очень важно вот это умение заразить своим предметом, что харизма педагога – это 50% его успеха. И еще я понял, что у наших молодых педагогов все это есть. Я только хочу им пожелать, чтобы они не утратили этого через годы и оставались в школе.
– И в продолжение темы: какие вопросы, прозвучавшие в ходе диалога с педагогической молодежью, на ваш взгляд, требуют оперативного ответа и решения?
– Вопросов было озвучено много, педагоги не боялись поднимать острые темы, такие как профессиональное выгорание, оплата труда, повальное увлечение молодежи гаджетами. С полным списком тем и принятых решений можно ознакомиться на сайте форума, там опубликована резолюция по результатам пленарного заседания.
Я считаю своей задачей дать платформу для развития молодым педагогам и, конечно, школьникам. Дать материальную базу, основу – крепкие стены, хорошее оборудование. Дать учителям уверенность в завтрашнем дне. Я сказал со сцены тогда и повторюсь сейчас, что в конечном счете мы в Ленинградской области должны прийти к оплате труда, соразмерной нагрузке педагога. Чтобы учителя получали зарплату, исходя из их реальной загруженности.
Ну и, конечно, я бы хотел, чтобы форум обосновался в столице нашего региона – Гатчине. Для участия в нем приезжают молодые педагоги со всей страны. Это прекрасная возможность ознакомить их с историей и культурой Ленинградской области. И поверьте, у нас есть потрясающие, неповторимые места.
– Сегодня часто говорят о цифровизации, в том числе в сфере образования. Как вы считаете, какие процессы, связанные со школьной жизнью, с учительством, нельзя оцифровать?
– Хороший философский вопрос. Оцифровать нельзя истинную любовь к детям, искреннее желание научить. Оцифровать нельзя мудрое напутствие, наставническую поддержку. Да, вы правы, цифровые технологии глубоко проникли в нашу жизнь, в том числе и в школу. Они сейчас большие помощники, мы это ощутили в пандемию. Но главными все же остаются учитель и ученик. Они всегда в связке, и никакие гаджеты им не смогут помешать, если между ними действительно есть понимание.
– Ленинградскую область можно считать динамично развивающимся регионом: активно строятся жилые комплексы, увеличивается население, в том числе детское. Как сегодня обстоят дела в плане обеспечения местами в детских садах, школах, учреждениях дополнительного образования?
– Мы взяли на себя обязательство не вводить жилье без обеспечения инфраструктурой, и это работает. К первому сентября в этом году мы вводим две новые школы, а до конца года их будет шесть на 4,5 тысячи мест. В детских садах в этом году дополнительно создано 3629 мест, при этом 972 места – в ясельных группах. В общей сложности до конца года будут введены 16 детских садов, в прошлом году их было 9. И еще в реновации у нас находятся 4 детских сада и 8 общеобразовательных школ. С каждым годом дефицит мест в детских образовательных организациях сокращается.
– 2021 год объявлен в регионе Годом чистой воды. Но и до этого в Ленинградской области уделялось серьезное внимание проблемам экологии. По вашему мнению, высока ли степень вовлеченности в этот процесс молодежи? Каким должно быть экологическое просвещение?
– Убежден, что экологическое просвещение начинается с семьи. С мамы и папы, которые объясняют, что нельзя оставлять мусор после перекуса на природе, что нельзя варварски относиться к лесам и рекам. Сейчас у нас уже почти в каждом дворе стоят контейнеры для раздельного сбора мусора, поэтому с вопросами экологии дети сталкиваются, выходя из дома. Мы тоже вносим свой вклад в экологическое просвещение – читаем лекции, разъясняем в школах, что плохо для природы, а нерадивые предприятия штрафуем. Кстати, все наши первоклассники в этом году получат книги, посвященные Году воды.
– В сфере образования нередко поднимается тема профессионального выгорания, в том числе представителей административного звена. Вы, как никто, наверное, понимаете степень ответственности директора школы. Что, на ваш взгляд, может помочь руководителю в профилактике профессионального выгорания?
– Хороший директор всегда чувствует свой коллектив, улавливает настроение. Думаю, что начинать надо с разговора, что называется, по душам. Чувствуешь, что человек устал, предложи ему что-то новое, смени направление работы, отправь на обучение или просто дай немного отдохнуть. Иногда и просто разговор один на один поможет директору и сотруднику, избавит от какого-то недопонимания. Я уверен, что разумные люди всегда могут договориться. По своему опыту знаю: искреннее участие и хорошее отношение руководства очень мотивируют сотрудников и помогают не доводить какие-либо проблемы до крайностей.
Справка
В 2015 году в Ленинградской области по инициативе губернатора Александра Дрозденко начата программа реновации школ. Реновация включает в себя не только комплексный капремонт здания, коммуникаций и благоустройство территории, но и оснащение образовательной организации современным оборудованием. Всего с 2015 года реновацию прошли более чем 50 школ. В 2021 году планируется закончить реновацию еще в 17 школах, из них 5 школ откроются после ремонта к 1 сентября. Только на программу реновации школ в этом году предусмотрен почти миллиард рублей.
Что касается детских садов, то за 2020‑2021 годы в результате реновации современные условия для воспитания и обучения появятся для более чем 1600 детей.
С 2021 года началась реновация детских лагерей отдыха и оздоровления, первым объектом стал оздоровительный лагерь «Лесная сказка» в поселке Тайцы Гатчинского района.
В 2020 году завершено строительство 7 новых школ на без малого 5000 мест во Всеволожском, Ломоносовском, Тосненском, Лужском и Кировском районах. Крупнейшие новые школы открыли свои двери для учеников в поселках Мурино и Бугры, в Шлиссельбурге.
Комментарии