Четыре конца педагогического “одеяла”
Кто главнее?
Ректоры педвузов категорически против объединения своих учебных заведений с классическими университетами. По их мнению, педагогическое образование обязательно должно сохраниться как своеобразная отрасль. Прежде всего их беспокоит настойчивое стремление властных органов решить проблемы простейшим способом – механическим сокращением вузов, уменьшением количества студентов. Под ударом оказываются в первую очередь малые и средние вузы российской глубинки, которые периодически предполагается реорганизовать, слить с другими вузами, иногда совершенно “инородными”, как это произошло, например, в Череповце.
Между тем известно, что выпускники малых и средних вузов гораздо чаще закрепляются в сельских школах. Характерен пример Пермской области, где есть сильный педагогический вуз в самой Перми, но область настолько обширна и испытывает такую потребность в кадрах, что восемь лет назад был создан педагогический институт в Соликамске, который обеспечивает учителями отдаленные северные районы области. Около 90 процентов его выпускников работают в школе.
Опыт показывает, что, как только в провинции исчезает педагогический вуз, через несколько лет… его приходится создавать снова, поскольку регион начинает испытывать недостаток учительских кадров, прежде всего в сельской школе, как это произошло, например, в Карелии, Твери, Ярославле, Ставрополе.
Однако есть и другой взгляд на реорганизацию. “Не дело, когда два вуза через дорогу готовят выпускников по одной специальности”, – считает ректор Мордовского госуниверситета Николай Макаркин. По его мнению, не стоит противопоставлять классические и педагогические университеты, хотя “пусть не обижаются коллеги, педвуз находится где-то между педучилищем и университетом”. Нужна стройная, отлаженная система взаимодействия, точнее, управления. Лидером в этом взаимодействии-управлении выступает классический университет. Именно такая система создана в Мордовии. При Мордовском госуниверситете уже пять лет действует Региональный учебный округ. РУО представляет собой “добровольное самоуправляемое научно-методическое объединение учебных заведений Республики Мордовия всех типов (и прежде всего инновационных)”.
Центром педагогической “Вселенной” стремится выступать и Тюменский госуниверситет. Там разработали проект ассоциации “Тюменский университет” с участием трех педагогических вузов области, институтов повышения квалификации работников образования, Тюменского регионального Центра РАО, лицеев, гимназий и т.д.
“В мою вотчину – ни ногой!”
Ректоры педвузов считают, что ни классические университеты, ни другие вузы не должны посягать на их святейшую функцию – подготовку учителей.
У классических и педагогических университетов – разные задачи. Студент педвуза с первого курса учится работать с детьми. На специальную подготовку здесь отводится 1660 часов, тогда как в университетах – всего 100, в дополнительных программах для получения квалификации “Преподаватель” и “Преподаватель высшей школы” – от 600 до 680.
Министр образования Владимир Филиппов обратил внимание на интересы классических университетов. Раньше они готовили кадры для науки, которые в крайнем случае были готовы пойти в школу. Теперь наука не та. Такой потребности в ученых, которая была в 60-70-е годы, нет и не будет. Поэтому, по заключению министра, некоторые университеты будут просто вынуждены в ближайшее время готовить педагогические кадры. Или закрываться.
И в университетах это хорошо понимают. Например, в Тюменском госуниверситете действует Высшая педагогическая школа, где часть студентов начиная с третьего курса целенаправленно готовится к педагогической работе. Программа этой школы построена таким образом, что параллельно с научной подготовкой на основном факультете студенты получают здесь углубленную психолого-педагогическую и методическую подготовку, могут пройти практику, итоговую аттестацию.
“Классические университеты издавна готовили преподавателей”, – Николай Розов, декан факультета педагогического образования МГУ им. Ломоносова, очень доволен, что сейчас эта традиция, забытая в 60-80-е годы, возрождается. Потерявшие опыт подготовки преподавателей университеты очень выиграли бы, по его мнению, от объединения с педвузами.
Ректор МПГУ Виктор Матросов привел почти курьезный пример некомпетентности тех, кто желает давать высшее педагогическое образование. Недавно Минобразование отказало в открытии подготовки учителей биологии, экологии, химии, а заодно и экономики, права на базе филиала Астраханского государственного технического университета, подведомственного Министерству сельского хозяйства и природопользования и расположенного в Московской области.
“К счастью, – добавил Виктор Матросов, – в УМО переданы функции экспертирования программ. Но, к сожалению, вне нашего влияния до сих пор остается большинство вузов, ведущих подготовку по дополнительной программе, позволяющей присваивать квалификацию “преподаватель”.
“Как просто “прикладывают” зачастую в технических вузах к основной специальности “довесок” – преподаватель! – с грустной иронией заметил ректор Волгоградского педуниверситета Валерий Данильчук. – А между тем даже физику в педагогическом вузе преподают особым образом”.
“Слить” или “разлить”?
Педвузы хотели бы держать педагогов в поле своего зрения и влияния и после выпуска, обучать их и дальше. Мешает этому “печальная традиция” отделения структур дополнительного образования (ИПК, институтов усовершенствования и т.д.) от педагогических вузов. Получается, что обучает учителей одна система, а их переподготовку и повышение квалификации ведет другая, часто слабо связанная с первой. Дошли уже и до крайности – иногда учителей готовят там, где их должны только переподготавливать! Естественное и необходимое решение, по мнению ректоров, – включить в структуру вузов подразделения, связанные с переподготовкой и повышением квалификации.
Но именно это решение называют крайностью представители ИПКРО. “Методическая служба не может развиваться в рамках вузов, – считает Игорь Носков, ректор Самарского ИПКРО, – иначе последипломное образование будет повторять базовое. Кроме того, образование взрослых строится совсем по-другому, чем “обычное”. Необходимо искать другие пути взаимодействия, кроме традиционных российских “слить” и “разлить”. Самарский ИПКРО пытались “слить” с Самарским пединститутом лет восемь назад. Обе стороны и управление образования встретились за одним столом. В итоге родилась самарская модель – система именных образовательных чеков. Ее отличительные черты – гарантированное финансирование повышения квалификации учителей и возможность выбора образовательного учреждения.
Ускорение с препятствиями
В начале 90-х годов первые 13 педучилищ России начали эксперимент по созданию учреждений повышенного уровня – педколледжей. “С тех пор мы постоянно задаем себе вопрос: чем же колледж отличается от обыкновенного училища? – говорит Тамара Карпова, директор педколледжа ?4 г.Санкт-Петербурга. – Главное отличие заключается в том, что мы даем возможность получить высшее образование по ускоренной программе”. Оно же и камень преткновения.
Сейчас в стране действуют 80 комплексов “школа – вуз”. К сожалению, отсутствует их нормативно-правовая база. Минобразование готовит проект приказа “О подготовке специалистов с высшим профессиональным образованием на базе среднего профессионального образования соответствующего профиля”. Проект гласит, что выпускник колледжа поступает по закону на первый курс вуза, где он ускоренно учится по индивидуальным планам. Но индивидуальные планы разорительны, и это значит, что “ускорение” будет похоже на бег с препятствиями. Не проще ли допускать такого абитуриента сразу на третий курс?
Как у всякого нового дела, у таких комплексов есть свои плюсы и минусы. Плюсы – многоканальное (смешанное федеральное и региональное) финансирование; укрепление очагов культуры малых городов, какими являются средние профессиональные заведения. Кроме того, молодежь учится и остается работать дома; в вузы приходят сознательно выбравшие учительскую профессию студенты. В один большой минус соединяются все обвинения в том, что в таких комплексах снижается уровень высшего образования. При этом некоторые педколледжи порываются сами выдавать диплом о высшем образовании!
Ректор Ярославского педуниверситета Владимир Афанасьев предложил возможный выход из этого противоречия: разрешить вузам проводить экспертизу программ колледжей на предмет выполнения стандартов высшего образования.
Ольга ОГОРОДНИКОВА
Комментарии