В Ломоносовской гимназии состоялись Межрегиональные педагогические чтения. Гостями события стали 167 педагогов из Карелии, Великого Новгорода, Орла, Томска, Перми и Ярославля. Чтения посвятили наследию Константина Ушинского, основоположника отечественной психолого-педагогической науки и практики, которому в этом году исполнилось 200 лет.
Выступления на конференции представили специалисты учреждений дошкольного, общего и дополнительного образования, преподаватели, аспиранты и студенты психолого-педагогического и педагогического направлений профессиональной подготовки в высшем и среднем профессиональном образовании.
– Заявки на презентацию и публикации подали 49 педагогов, из них подготовили статьи или тезисы по теме выступлений 32 автора 27 публикаций. Материализованным результатом педагогических чтений станет сборник научно-практических материалов, – поделилась старший методист Центра развития образования доктор педагогических наук Зинаида Борисовна Ефлова.
На первом пленарном заседании были заслушаны три основных доклада докторов педагогических наук, представивших разные научные школы и различные подходы к изучению наследия Константина Ушинского.
Профессор кафедры теории и методики профессионального образования Института педагогики и психологии, руководитель Центра академического письма Гуманитарного парка Петрозаводского государственного университета доктор педагогических наук Татьяна Анатольевна Бабакова проанализировала и систематизировала сочинения и вклад ученого в педагогическую науку и практику, предложила авторскую классификацию его идей через системный подход.
Роза Моисеевна Шерайзина, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой начального, дошкольного образования и социального управления, председатель диссертационного совета по педагогическим наукам Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого (Великий Новгород), эксперт в области педагогики и психологии Российской академии образования, действительный член Международной академии наук педагогического образования (Москва), Академии гуманизации образования (Германия), Академии педагогических и социальных наук (Москва), рассмотрела работы педагога через призму актуального сегодня непрерывного образования, акцентировав внимание на традициях и инновациях отечественной науки и практики образования с помощью историко-педагогического и контекстного подходов.
В свою очередь Галина Евгеньевна Котькова, доктор педагогических наук, профессор кафедры теории и истории социальной педагогики и социальной работы, руководитель магистерских образовательных программ по направлениям «Психолого-педагогическое образование», «Психологическое сопровождение лиц с проблемами в развитии», «Социальная работа», заведующая научно-исследовательской лабораторией сельской школы Орловского государственного университета имени И.С.Тургенева, изложила свою позицию в фокусе воспитания и социализации ребенка, используя социально-педагогический и социокультурный подходы.
Методисты Центра развития образования Петрозаводска проявили себя в качестве ведущих, некоторые впервые попробовали эту роль и представили собственные выступления-обобщения-размышления в ракурсе идей Ушинского – тематики педагогических чтений и в связи с вопросами и проблемами развития муниципальной системы образования.
– На итоговом пленарном заседании ведущие подвели итоги работы секций, дав довольно высокую оценку выступлениям участников, также они внесли предложения о совершенствовании содержания и форм повышения квалификации педагогов внутри муниципальной системы образования. В частности, прозвучало предложение о продолжении работы в формате педагогических чтений: сделать чтения ежегодными и посвящать их признанным и известным педагогам прошлого и настоящего. В общем, пора достать с книжных полок библиотек и читать-читать-читать педагогическую литературу! – уверена Зинаида Ефлова.
На пяти секциях участниками педагогических чтений были заслушаны 39 докладов в очном и онлайн-форматах. Выступавших на секциях – 41 человек.
– Тематика представленных работ достаточно разнообразна. Содержательность докладов, глубина осмысления изученных проблем педагогами были достаточно убедительны, – делится впечатлениями директор Центра развития образования Любовь Викторовна Иконникова. – Лишь отдельные выступления требовали более тщательной подготовки. Практически все статьи не только имели теоретический характер, но и отражали проверенный опыт педагогической работы самого автора или группы других педагогов.
На секции «Методология» обсуждались вопросы методологической преемственности педагогического наследия Константина Ушинского в становлении и развитии современной системы образования, методологии преподавания и анализа визуальных источников на уроках истории согласно принципу наглядности корифея педагогики, формирования у детей дошкольного возраста представлений о культуре, традициях и быте родной земли посредством использования музейной педагогики.
А вот на секции «Дидактика» для обсуждения были представлены современному учителю размышления о дидактических взглядах Ушинского, вопросы использования дидактических принципов педагога в системе проектной деятельности начальной школы, образовательных технологий продуктивного чтения, способов альтернативной коммуникации в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, конкурсное движение школьников как поддержка одаренных детей и молодежи Петрозаводска.
Кластер «Воспитание» вызвал наибольший интерес у участников педагогических чтений, на секции обсуждались вопросы организации деятельности советника по воспитанию в школе в контексте современных идей воспитания, основанных на педагогическом наследии и актуальном прочтении мыслей Константина Ушинского о воспитании: предтечи и метаморфозы, построение системы воспитания в СПО (традиции и современность), успешные практики МСО.
На секции «Школоведение» участники обсудили особенности гуманизации образовательной среды в системе довузовского военного образования, роль управляющего совета в системе взаимодействия педагогов, родителей, учащихся и администрации школы, ретроспективный взгляд на организацию жизнедеятельности современного образовательного учреждения и др.
Секция «Учительство и наставничество» была посвящена вопросам наставничества в дошкольных и общеобразовательных организациях. Докладчики рассказывали об участии учреждений в Российской психолого-педагогической олимпиаде школьников имени К.Д.Ушинского, использовании наследия в допрофессиональной педагогической подготовке школьников и системе поддержки начинающих педагогов в Петрозаводске, дополнительно обсуждались вопросы педагогической деятельности: новые ценности и переориентация.
По итогам педагогических чтений участники, представившие доклады, отмечены в приказе Центра развития образования Петрозаводска «О предоставлении педагогического опыта», все слушатели получили сертификаты участников Межрегиональных педагогических чтений.
– Очевидно одно: сейчас, когда Россия нацелена на построение суверенного государства с самобытной и уникальной системой образования, когда пересматриваются недавние ориентации на развитие образования по «мировым образцам» глобализации, наступило время возвращения к истокам отечественной педагогической науки, к гуманистическим трудам общечеловеческого значения лучших педагогических умов нашей страны и зарубежья, – уверена Зинаида Ефлова.
Педагоги Ломоносовской гимназии провели экспресс-рефлексию мероприятия, ознакомили таким образом с оперативной рефлексивной технологией на основе применения современных технических средств (QR-код). К моменту завершения чтений они обнародовали ее результаты: все 45 участников опроса положительно оценили состоявшееся событие, две трети из них высказали намерение применить возникшие идеи и предложения в своей профессиональной деятельности.
Мария ГОЛУБЕВА, Петрозаводск, фото автора
Комментарии