В «Созвездии» накоплен 17‑летний опыт организации детских межрегиональных исследовательских лагерей на Волге (Плес), в Сочи, в Венгрии, в Италии, на Селигере. Для их проведения разрабатывалась программа на основе концепции творческого междисциплинарного обучения (Н.Б.Шумакова, 2004). Наряду с задачами познавательного, воспитательного и просто оздоровительного плана такие лагеря позволяют сделать шаг в решении одной из актуальных проблем – создании благоприятной социокультурной среды для успешной социализации подростков, развитии у них тех социальных навыков и умений, без которых невозможно реализовать интеллектуально-творческий потенциал во взрослой жизни.
Разработка программы лагеря начинается с выбора глобальной темы, которая может стать основой для изучения нового и выбора самостоятельной проблемы исследования. Междисциплинарная тема, выбираемая для работы лагеря, например «Закономерности и случайности», предоставляет детям широкие возможности для изучения самых разнообразных областей знаний, которые их интересуют. С содержательной точки зрения это становится возможным благодаря той природно-культурно-исторической среде местности, которую мы выбираем для проведения исследовательских лагерей. Уникальная природа и исторические памятники, горные монастыри и музеи в Сочи, Плесе, Неаполе и их окрестностях – все это позволяет создать интересную познавательную и развлекательную программу, связанную с содержанием базовой учебной программы по различным предметам, таким как история и археология, обществознание и литература, география и биология, астрономия и экономика, этнография и психология, МХК и изо.Междисциплинарная тема является стержнем познавательной деятельности подростков, так как позволяет связать в одну логическую цепочку всю многочисленную информацию, которую получают дети во время работы лагеря. В первые дни пребывания проводится 2‑3 специальных междисциплинарных занятия, на которых дети выдвигают и доказывают различные гипотезы (например, «Вероятностно-статистические методы занимают одно из ведущих мест в изучении мира» или «Статистическая и динамическая закономерность – две формы проявления закономерной связи»), собирают факты о действии закономерностей и случайностей в различных областях, пробуют изучать закономерности различными методами, выполняют проектно-исследовательские работы. И все это в течение 8‑10 дней. Затем в лагере организуются защита и представление групповых проектно-исследовательских работ перед максимально широкой аудиторией, в том числе и специально приглашенными экспертами.Некоторые из таких проектов могут стать основой для самостоятельного исследования, представляемого на ежегодной школьной междисциплинарной конференции старшеклассников, которая традиционно проводится в нашей школе. Среди таких работ были представлены, например, «Культурное наследие адыгов», «Дольмены: загадка предназначения», «Такие разные олимпийские деревни», «Самый северный чай», «Секреты топонимики городов России и Венгрии», «Гладиаторы и рыцари: сходство и различие», «Особенности древнерусского костюма Ивановской области», «Выживание диалектов в современном русском языке (на примере Плеса)», «Сравнительный анализ экологического состояния Плеса и Москвы (района Зябликово)».Для участия в летних исследовательских лагерях мы приглашаем учеников 7‑10‑х классов. На наш взгляд, особенно важно, что группа включает ребят разного возраста. Старшие подростки (9‑10‑е классы) могут почувствовать ответственность за младших (7‑8‑е классы), а также взглянуть на себя другими глазами. Сталкиваясь с организационными трудностями, старшие ребята, как правило, не узнают себя в этих непослушных девчонках и мальчишках. Это помогает старшеклассникам переоценить свое поведение, что в конечном итоге способствует личностному развитию. Работа в разновозрастных группах, объединенных общим интересом, способствует развитию умения работать в коллективе, принимать чужую точку зрения, вести диалог, дискуссию, выполнять разные роли, грамотно выстраивать коммуникации.
Наши исследовательские лагеря создают развивающую среду – среду поиска и открытий, формируют дружеские, эмоционально и содержательно насыщенные межличностные отношения в подростковой среде, способствуют раскрытию способностей и талантов каждого ребенка.
Лада ЖУРАВЛЕВА, учитель школы №1569 «Созвездие», заслуженный учитель РФ
Комментарии