search
main
0

Активные граждане хотят участвовать в управлении столицей

«УГ-М» уже подробно рассказывала о том, что по поручению мэра Москвы Сергея Собянина был запущен проект «Активный гражданин»: теперь каждую неделю мэр и Правительство Москвы выносят на обсуждение жителей важные для города вопросы, отвечая на них, москвичи могут напрямую повлиять на решения, принимаемые властями.

Артем ЕРМОЛАЕВ, руководитель Департамента информационных технологий:- Проект «Активный гражданин» действительно позиционируют как электронный референдум для москвичей. Идею электронного референдума предложил мэр Москвы, имея мнение жителей о том, что им необходим прямой контакт с Правительством Москвы (без посредников) для получения неискаженной информации. На мой взгляд, это наиболее удачная возможность получения интерактивных ответов, до того как будут приняты какие-то решения в тех или иных отраслях. Эта система работает таким образом, что для опроса выставляют только те проблемы, которые властные органы могут и готовы реализовать. Нас действительно волнует принятие решений на основе пожеланий жителей, так как мы работаем над теми целями и задачами, которые они нам диктуют. Наша главная задача – сделать город комфортным и удобным для жизни, единственный способ для этого – реализация желаний самих столичных жителей. Мы создали несколько инструментов, с помощью которых москвичи могут отвечать на вопросы, предлагаемые для голосования, – мобильное приложение, которое теперь доступно на всех платформах, интернет-сайт. Кроме того, подключаются оффлайн-инструменты – многофункциональные центры и поликлиники. Если в онлайн-инструментах представлены все опросы, то в оффлайн-инструментах даны только избранные. Система построена так, что человек, отвечая на вопросы, помогая городу решать некоторые проблемы, выбирать верный вектор движения, получает определенные баллы, которые в дальнейшем может обменять на какие-то блага, начиная от бесплатных парковочных часов, аренды каких-то аттракционов в московских парках и заканчивая посещением театра, получением сувениров. Несмотря на тяжелый для запуска проектов период (лето – время отпусков), мы энергично продвигаем «Активного гражданина», им пользуется все больше и больше департаментов, мы судим об этом по тому количеству вопросов, которые они хотят выставить. Если поначалу департаменты относились к этому проекту с большой опаской, то теперь они хотят иметь больше возможностей для интерактивного диалога с населением. Единственное правило – выставлены могут быть только те вопросы, за решение которых несет ответственность исполнительная власть. После того как закончено голосование, подводят итоги за неделю и доводят информацию о них до того органа исполнительной власти, который инициировал опрос. Мы даем этому органу несколько дней, для того чтобы он представил план действий по исполнению воли москвичей, показал, как он будет его реализовывать, после чего следуют дальнейшие действия. Например, в опросе по сфере образования мы задавали вопрос об ограничении доступа детей к Интернету, для того чтобы выработать общую позицию родителей. Департамент образования и Департамент информационных технологий уже устали защищать наших директоров: прокуратура приходит в школу, проверяет и говорит: «Нельзя!» Мы спрашиваем родителей, которые в первую очередь отвечают за своих детей, которые стали главными заинтересантами: «Что вы думаете по поводу Интернета в вашей школе?» Имея представление и позицию родителей, мы идем и абсолютно обоснованно разговариваем с прокуратурой об изменении политики по выставлению предписаний за нарушение того или иного нормативного акта, которые она дает директорам школ. Имея эту позицию, мы точно знаем, что хочет родитель, аргументированно защищаем директоров. После разговоров с прокуратурой мы будем давать рекомендации операторам связи по закрытию торрентов, закрытию или незакрытию социальных сетей. Это мы будем детально обсуждать при рассмотрении того, какой трафик нынче идет из соцсетей, будет более детальная проработка проблем с прокуратурой и представление форматов по ограничению доступа в Интернет, которые мы предложим ей согласовать.Елена ШИНКАРУК, начальник Контрольного управления мэра и Правительства Москвы:- Отраслевые органы власти инициируют опросы, и, если мэр Москвы одобряет решение об обсуждении с москвичами того или иного сценария развития событий, мы выносим эти темы на обсуждение с помощью проекта «Активный гражданин», причем Департамент информационных технологий создал возможность для такого интерактивного обсуждения. Мы не занимаемся профанацией, мы не задаем таких вопросов, по которым уже принято или готово решение. Мы задаем такие вопросы, которые важны для подготовки решений, еще не зная, каким образом проголосуют москвичи, и готовясь принять тот или другой вариант решения. Контрольное управление участвует в этом процессе, наша задача – проследить, чтобы итоги голосования были доведены до соответствующих отраслевых департаментов, которые отвечают за политику в конкретной сфере, чтобы те организовали работу с учетом мнений москвичей и их выбора при голосовании. Дальше наша задача – вместе с департаментами посмотреть, чтобы план реализации мероприятий по итогам опроса действительно соответствовал цели опроса, чтобы сроки, в которые они обещают реализовать эти мероприятия, были соблюдены, а потом оценить, как все реализовано. Наконец, мы должны сообщить москвичам, что достигнуты такие-то результаты, что мы их услышали и сделали так, как они того хотели.Опрос в проекте «Активный гражданин», посвященный образованию, назывался «Школьная жизнь» и был связан с обсуждением учебного процесса в школе. Причем не того учебного процесса, который связан с образовательными программами, а того, что сопровождает нахождение детей в школе. Мы сгруппировали эти вопросы в один большой блок, нам показалось, что все вместе это создает определенную оболочку восприятия и понимания того, что происходит с ребенком в образовательном учреждении, того, каково отношение разных категорий москвичей к тому или иному вопросу. В рамках опроса мы попросили москвичей отнести себя к какой-то категории, так как понимаем: в зависимости от того, как человек себя позиционирует, он может совершенно по-разному отвечать на тот или иной вопрос. Нужно сказать, что в целом результаты голосования разных групп по большому счету совпали. Мы можем уверенно сказать, что большинство москвичей в каких-то похожих пропорциях поддержали то или иное решение. Для опросов были предложены такие темы:    Снижение объема домашнего задания.    Занятия в группах продленного дня.    Введение единого для всех школ графика каникул.    Фильтрация Интернета в школах.    Проведение родительских собраний в формате видеоконференций.Результаты опросаКаким образом необходимо изменить объем домашнего задания?Проголосовали 74810 москвичей.    37,61% опрошенных считают, что нужно сократить объем домашнего задания;    6,21% ратуют за увеличение объема домашнего задания;    32,66% убеждены, что объемы домашнего задания нужно оставить прежними;    17,59% уверены, что решение об объемах домашнего задания нужно передать на уровень управляющего совета школы.Нужны ли в группах продленного дня в школах дополнительные развивающие и образовательные занятия для детей?Проголосовал 78321 москвич.    85,7% опрошенных ответили на этот вопрос положительно;    9,57% считают, что такие занятия не нужны.Стоит ли ввести единое каникулярное время в московских школах?Проголосовали 79463 москвича.    70,33% убеждены, что каникулы в школах должны проходить одновременно;    7,04% высказались против этого;    18,79% уверены, что это должны решать школа и ее управляющий совет.Нужно ли проводить дополнительные занятия с детьми с утра до начала уроков?Проголосовали 80059 москвичей.    36,29% опрошенных считают, что спортивно-оздоровительные мероприятия до уроков были бы полезны детям;    36,02% против таких занятий;    15,71% считают, что перед уроками можно было бы проводить консультации по предметам. Нужно ли ограничить доступ в Интернет в школах?Проголосовал 117371 москвич:    31,33% убеждены, что нужно установить стандартный фильтр для «взрослых» сайтов;    31,41% считают, что необходимо отграничить все, кроме образовательных ресурсов;    24,05% предлагают закрыть доступ в социальные сети;    7,69% думают, что имеет смысл закрыть доступ к torrent-трекерам.Удобен ли формат родительских собраний в формате видеоконференций?Проголосовали 81917 москвичей.    41,07% говорят, что они за такой формат, что в этом случае не будут пропускать собрания;    36,40% считают, что видеоконференция живого общения с учителями не заменит;    15,95% полагают, что на их участие или неучастие в собрании формат его проведения не повлияет.Любовь САМБОРСКАЯ, заместитель председателя городского Экспертно-консультативного совета родительской общественности:- Сегодня родители заинтересованно и внимательно относятся к своим детям, стараясь увидеть, чем они могут помочь, как обеспечить образовательный процесс, что улучшить. Сервис «Активный гражданин» дает возможность родителям выразить свою точку зрения, высказать свое мнение на тему столичного образования. Мобильное приложение понятно на интуитивном уровне, удобно в использовании для любой возрастной категории. Московские родители получили инструмент, своего рода канал, по которому могут транслировать свое отношение и пожелания, таким образом, они могут влиять на сферу образования и на решения, которые принимают в этой сфере. Участвуя в опросе, родители могут влиять на те условия, в которых их ребенок учится, тем самым помогать их улучшению не только для своего ребенка, но и для других детей, находящихся рядом, чьи родители по определенным причинам не смогли воспользоваться приложением. На сегодняшний день по результатам, которые получены после опроса, понятно, что эта система работает, полезна, родители с радостью ею пользуются и будут продолжать пользоваться, поскольку видят обратную связь и положительные результаты. Думаю, что в ближайшее время количество активных пользователей вырастет. Исаак КАЛИНА, министр образования Москвы:- Учительская жизнь складывается так, что учитель все время задает вопросы, зная на них правильные ответы. Задавая вопрос, он должен еще и проверить, знают ли те, кого он спрашивает, правильные ответы или не знают. Это становится некоторой учительской характеристикой. Мы, педагоги, к сожалению, плохо умеем задавать вопросы, на которые сами ответов не знаем. Я очень рад, что вопросы в проекте «Активный гражданин» задавали не мы, а наши коллеги. Поэтому то, знаем ли мы ответы на эти вопросы, совпадают ли наши ответы с ответами москвичей, теперь, к счастью для них, не имеет значения. В результате нам известно мнение жителей Москвы по многим вопросам, которые были заданы, и мы будем реализовывать решения в соответствии с этим мнением. В ходе опроса москвичи высказали свое мнение по поводу сроков проведения каникул. Когда-то, очень давно, это решение отнесли к полномочиям школы, и она как хотела, так и делала. Теперь ситуацию нужно менять: по результатам опросов мы видим, что 70% (как говорят, квалифицированное большинство – две трети) опрошенных говорят, что не нужно проводить каникулы в разные сроки, что решение об их сроках должен принимать Департамент образования сразу для всех школ Москвы. Правда, мы уже отправили в школы рекомендации на новый учебный год о едином графике проведения каникул. Такие рекомендации мы отправляем каждый год, и большинство школ придерживается рекомендованных сроков проведения каникул. Теперь, опираясь на мнение москвичей, мы будем собирать директоров школ и требовать выполнения этого графика от их имени, то есть издадим уже не рекомендации, а требования по поводу сроков организации и проведения каникул. Думаю, потом мы запустим следующий опрос по поводу формата проведения каникул. Дадим на выбор, скажем, три формата, соответствующих Закону «Об образовании в РФ», и спросим москвичей, какой график им больше нравится. Люди выберут, их выбор мы учтем.Мне на пресс-конференции в Департаменте образования задали вопрос о продолжительности школьных каникул: дескать, очень много наши дети отдыхают, не стоит ли продлить учебу на июнь или начать ее в августе. Я предполагаю, каковы были бы результаты такого опроса по категориям участников, но надо так задать вопросы, чтобы потом решение об установлении продолжительности каникул было реализуемым на основе учета общего мнения. Продолжительность наших каникул определена законом, поэтому вопрос, заданный москвичам, мог бы звучать, например, так: «Считаете ли вы необходимым внесение изменений в закон?», тогда Московская городская Дума может инициировать внесение этих изменений. Вот выберем Московскую городскую Думу и дадим ей такой наказ, если будет такой опрос и большинство опрошенных выскажутся за эти изменения. Вопрос о проведении каникул выводит тему на общегородской уровень, тут решение может быть принято приказом Департамента образования как учредителя в соответствии с достаточно однозначным мнением на этот счет москвичей, то есть, что называется, административным путем. То есть там, где мы имеем полномочия издать нормативный акт, мы ими воспользуемся. Но у нас создана достаточно серьезная структура работы как с директорами школ, с управляющими советами, так и с родительской общественностью, поэтому мы будем организовывать реализацию тех желаний, которые высказали при опросе москвичи, через появление желания у администрации школ соответствовать этим желаниям жителей столицы. У нас для этого есть много и не административных рычагов. Мы учим людей и, опираясь на результаты этих опросов, соответственно определим вектор того, чему мы будем учить директоров и педагогов дальше, ибо образовательные учреждения очень хотят соответствовать потребностям москвичей. Каждый разумный руководитель, а у нас, слава богу, директора достаточно разумные люди, постарается сделать свою школу такой, какой ее хотят видеть москвичи, а мы постараемся помочь создать возможности для реализации этих решений.На пресс-конференции меня спросили, почему в перечень вопросов не был включен вопрос об отмене учебной субботы. Сегодня у московских школ очень большая, если не сказать огромнейшая, степень свободы и ответственности за принимаемые ими решения. Есть управляющий совет школы, есть администрация школы, есть родительский коллектив, учительский коллектив. Подавляющее количество решений об организации жизни школы принимали, принимают и будут принимать именно на своем уровне. Все остальные вопросы – мощнейший сигнал и департаменту для проведения политики, и школам для принятия собственных решений, большинство решений, которые вырабатываются, будут все-таки решениями самих образовательных учреждений.Что касается того, пятидневка должна быть или шестидневка, то еще до того как был запущен проект «Активный гражданин», школы Северного округа кооперативно провели в своих районах опросы и получили достаточно однозначное мнение, послужившее сигналом для формирования позиции (не приказа, не административного решения, а позиции), выгодной для московских семей, для учащихся столичных школ, по отношению к учебным субботам. Вообще прежде чем выносить решение по вопросу, чему быть – пятидневке или шестидневке, была проведена достаточно серьезная работа по наполнению субботы как внешкольной, внеурочной площадки, запущены проекты «Университетские субботы», «Профессиональные среды», «Открытые заводы», то есть мы сделали много, для того чтобы в субботу московский школьник – один или вместе с родителями – в любом формате мог получить то развитие, которое Москва как уникальнейший город способна дать любому подростку, любому юноше. Сегодня около 70 процентов московских школ для себя приняли решение и с 1 сентября 2014 года переходят на пятидневную учебную неделю. Часть школ приняли решение, что младшие классы и средняя школа будут учиться по пятидневке, а старшие пока в небольшом количестве школ остаются на шестидневке. Думаю, мы поработаем первые полгода в новом режиме, принятом большинством школ, а потом попросим коллег, занимающихся проектом «Активный гражданин», провести общегородской опрос, для того чтобы в первую очередь сами школы и коллективы школ поняли и приняли те позиции, которые стали отражением мнений, настроений, желаний московских семей. Что касается опросов и принятия решений по их итогам, то там, где перевес общественного мнения склоняется в одну сторону, мы будем организовывать реализацию этой позиции. Там, где мнения опрошенных разделились, мы, во-первых, позовем специалистов – сторонников как одной, так и другой позиции, предложим им выступить на селекторе, на страницах «УГ-Москва», в других СМИ, проведем обсуждение на педагогических советах, родительских собраниях, у нас есть замечательный Общественный совет при Департаменте образования, палата председателей межрайонных советов директоров, которые тоже могут провести это обсуждение. То есть мы дадим возможность сторонникам разных позиций высказать их более подробно, обосновать, аргументировать. Через какое-то время, думаю, мы такой опрос повторим, чтобы понять, куда склоняется чаша весов, каково желание москвичей. Какие изменения уже ждут московских школьников по результатам проведенных опросов? Так получилось, что дискуссия про домашние задания началась в системе московского образования достаточно давно. Более того, наши учителя были вместе с мэром Москвы на приеме у Президента РФ Владимира Путина и поставили вопрос о том, чтобы соответствующие рекомендации по домашним заданиям были приняты на федеральном уровне. После этого мнения в педагогическом сообществе достаточно разошлись, поэтому решение было оставлено на уровне школы. Сегодня наши методические кабинеты очень серьезно работают над повышением эффективности уроков. Ведь дело не в том, чтобы увеличивать или уменьшать домашние задания. Задача, откровенно говоря, на мой взгляд, немного другая, ведь объем домашних заданий зачастую становится следствием неэффективных уроков. То есть очень малый объем полезной работы, который порой делают на уроке, порождает необходимость большого домашнего задания. Поэтому наша задача – мы ее сегодня будем решать со всеми нашими методистами, завучами школ – повышение эффективности урочных занятий, что автоматически снизит объем домашних заданий. Опираясь на мнение опрошенных в рамках проекта «Активный гражданин» (особенно мне нравится, что среди них были бабушки и дедушки, которые хорошо относятся к детям) – надо сокращать объем домашних заданий, мы будем продолжать разработку технологий проведения уроков, учить наших учителей тому, как повысить эффективность урока. Сегодня для этого есть очень много возможностей. Думаю, хотя опрос и не дает однозначного мнения, тем не менее его результаты – сигнал нам, педагогам, о том, что мы должны делать все возможное для повышения эффективности уроков.Один из вопросов в «Активном гражданине» был о дополнительных развивающих и образовательных занятиях в группах продленного дня в школах. Так получилось, что в последние годы в учительской среде все время идет обсуждение на эту тему. Некоторые говорят, что есть урок, а есть что-то интересное, порой даже звучат мнения, что якобы урок интересным быть не может. Думаю, нам просто нужно любой урок сделать интересным, увлекательным. Те возможности, которые нам дают новые технологии, резко повышают шансы сделать урок именно таким. Может быть, тогда мы перестанем считать количество уроков и часов, ведь человек устает не от работы, а от безделья. Если урок неэффективен, неувлекателен, тогда начинается торговля, сколько часов отвести на то, сколько – на другое. Если урок интересен, эффективен, то дополнительные развивающие занятия могут быть и до уроков, и после уроков, главное, чтобы они были увлекательными. Сейчас мы видим некоторые эффекты, которые даже не прогнозировали, объединяя детские сады и школы. Вдруг на стыке различных ступеней учителя начальной школы и воспитатели дошкольных отделений начинают понимать, что, оказывается, дети могут учиться, играя, что можно играть, обучая, что необязателен водораздел: до школы мы играем, а в школе престаем играть и только учимся. Нельзя противопоставлять учебу и увлекательность, учеба должна быть увлекательной, тогда не важно, когда она происходит: до 9 утра, после 14 часов. Результаты опросов в рамках проекта «Активный гражданин» дают главный сигнал: нам, педагогам, нужно научиться учить детей увлекательно для детей.Мнения опрошенных о проведении родительских собраний мы учтем. Департамент информационных технологий сделал реальным проведение виртуальных родительских собраний, но это не отменяет обязанность школ по использованию прежних форм работы с родителями. Просто нынче есть дополнительная возможность для включения в собрание тех людей, которым сегодня трудно найти время для посещения школы. Эту форму проведения родительских собраний мы будем развивать, ведь судя по тому, что за нее высказались 41,07% опрошенных, многие люди хотят, чтобы была такая дополнительная возможность для общения со школой и педагогами, в конце концов люди выберут: приходить в школу или участвовать в разговоре в формате видеоконференции. Выводы по опросамРодители за:- снижение объема домашних заданий;- дополнительное обучение в школах с педагогами в группах продленного дня и с утра до начала уроков;- введение единого для всех школ графика каникул;- родительские собрания в формате видеоконференций.Родители против:- доступа детей в соцсети и к «взрослым» сайтам на школьных компьютерах.Педагоги за:- сохранение объема домашнего задания;- дополнительное обучение детей в группах продленного дня;- введение единого для всех школ графика каникул.Педагоги против:- дополнительного обучения детей с утра до начала уроков;- родительских собраний в формате видеоконференций; – доступа к любым интернет-ресурсам, кроме образовательных.Хотите влиять на принятие важных решений? Голосуйте в мобильном приложении «Активный гражданин» или на сайте проекта ag.mos.ru.Для этого нужно зарегистрироваться по номеру телефона, проголосовать. За каждый опрос начисляют баллы, которые затем можно обменять на городские услуги и полезные мелочи.Информация к сведениюПроект «Активный гражданин» – электронные референдумы по важным для города темам. Модель действий такова: мэр Москвы и отраслевые департаменты инициируют запуск  опроса, москвичи голосуют, власти принимают решения с   учетом мнения жителей. При этом достигают сразу несколько целей – информирование о развитии города, вовлечение москвичей  в управление, развитие инструментов обратной связи.  За время реализации проекта 249 тысяч жителей столицы участвовали в 2,6 млн опросов.Один из опросов был посвящен организации учебного процесса в школах, в нем приняли участие 83737 человек. Из них: 44,05% – родители детей дошкольного и школьного возраста, 35,80% – взрослые, не имеющие детей; 12,10% – те москвичи, что недавно окончили школу; 4,47% – работники образования; 2,75% – бабушки и дедушки детей дошкольного и школьного возраста, 0,83% – няни.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте