search
main
0

Активная школа – себе и людям. Евгений БЕЛЯКОВ, директор фонда «Сивитас»

«Учительская газета» уже не раз писала об образовательных программах благотворительного фонда «Сивитас» (см., например, №№ 34 и 48 от 22 августа и 28 ноября этого года). Фонд известен прежде всего своим проектом «Гражданин» (появился в 1998 г.), впоследствии получившим статус ежегодной акции «Я – гражданин России» (проводится по всей стране совместно с Федеральным агентством по образованию РФ, «Учительской газетой», Самарским региональным центром гражданского образования). В рамках этой программы подростки ищут решение общественных проблем, используя метод социального проекта. Таким образом они учатся быть активными, неравнодушными гражданами.

Следующей весной «Сивитас» представит педагогической общественности новую программу «Активная школа». Рабочая группа фонда уже полтора года активно трудится над выстраиванием ее концепции. Проводятся «пилотные» семинары в регионах России, на которые съезжаются не только учителя – преподаватели общественных дисциплин, но и администраторы, родители учеников, сами ученики и просто заинтересованные школьной жизнью люди. Это сообщество учится работать, применяя для развития школы проектирование, что пока для России ново. Каждое новое мероприятие помогает устроителям понять, что еще в программе «Активная школа» надо усовершенствовать. Директор фонда «Сивитас» Евгений Беляков встретился с нами в промежутке между возвращением с семинаров в Ростове и Элисте и отъездом на семинар в Пензу.

– Евгений Михайлович, чем отличается проект «Активная школа» от проекта «Гражданин»?

– Основным субъектом «Гражданина» являются дети. Взрослые выполняют только вспомогательную функцию. Дети инициируют проект и его осуществляют. Сфера их деятельности довольно широкая – любые общественные проблемы. А в проекте «Активная школа» субъект – школьное сообщество. Оно состоит из пяти участников: ученики, родители, учителя, администрация, соседи. Соседи – это те, кто живет рядом со школой, выпускники, словом, все, кто говорит: это – наша школа. Сфера приложения усилий – не любая проблема, а такая, которая находится на пересечении интересов школы и общества.

– Например?

– Примеров масса. Как сделать так, чтобы родители могли посещать школьный спортзал или интернет-клуб и соблюсти при этом требования безопасности. Как школе найти дополнительные источники финансирования…

Чем население района, «соседи», могут помочь школе, понятно. А вот чем школьники могут быть полезны «соседям»?

Дети, как показывает опыт проекта «Гражданин», могут добиться многих полезных вещей. В маленькой деревне Богдановка в Самарской области не было ни поликлиники, ни машины «скорой помощи», а до ближайшего медпункта – несколько километров. Дети собрали данные: в какую цену выливается ожидание «скорой» из райцентра. Они представили свои финансовые расчеты главе Нефтегорского района и добились того, что администрация нашла и машину, и средства для зарплаты водителю. В селе Писаревка Брянской области дети сумели благоустроить автобусную остановку. Не просто убрать мусор вокруг нее, как на обычном субботнике. Они созвали всех односельчан, шестьсот человек, на сход, чтобы обсудить проблему чистоты. Школьники выяснили, кто из местных властей отвечает за остановку, и настояли на том, чтобы эти чиновники следили за вверенной им территорией. Этим детям по двенадцать лет! Если школьники самостоятельно могут с таким успехом заниматься социальным проектированием, то уж взрослые – тем более.

– А как впишется программа «Активная школа» в перегруженное ученическое расписание? В виде дополнительных уроков?

– Нет. Это слишком универсальная вещь, чтобы ее «встроить» в какой-то урок. Кроме того, в этой программе, как вы видите, пять больших групп участников. Учителя, например, могли бы использовать проектную методику при решении проблем на педсоветах. А со школьниками работать по ней на традиционных классных часах. И не надо упускать возможности собрать всех участников вместе – например, в рамках встреч попечительских советов. Для того чтобы люди почувствовали себя сообществом, нет более естественного места, чем школа.

– Что еще даст школе ваша программа, кроме возможности совершать добрые дела для общества?

– «Активная школа», как мы понимаем это определение, – такая школа, которая заинтересована в изменениях для образования, для себя и для общества, и которая готова вместе с обществом эти изменения осуществлять. Рабочая группа фонда «Сивитас» разработала систему критериев и индикаторов для «активной» школы, которая поможет школьному сообществу выбрать приоритетные направления развития и инноваций и эффективно осуществлять национальный проект. Подробнее о нашей работе можно будет прочесть на сайте нашего фонда www.civitas-russia.ru, а также в сборнике «Активная школа: Теория, практика, перспективы» под редакцией Анны Зеленцовой, Кевина Спенсли и Стивена Шехтера (в этом году вышло второе издание).

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте