Да здравствует Солнце!
Год 1993-й. В 44-м номере “УГ” появляется статья Г. Корнетова “Какой быть школе ХХI века: инновационная модель содержания среднего образования”. В основу проекта положена идея научной системной школы. Читатели спорят: в 12-м номере газеты за следующий год Александр Данилюк, заместитель директора по науке технического лицея при Донском государственном технологическом университете, заявляет: “Это не шаг к новой школе, это шаг по старому пути”. И дальше: “Господа! Взгляните же, наконец, на Россию, на русского человека, на русскую школу, ее самобытные и богатые традиции. Солнце восходит над Отечеством нашим, а вы что-то ищете среди теней уходящей ночи…”
О том, какое солнце стоит сегодня над Отечеством, лучше не вспоминать. (Опубликованные данные ЮНЕСКО по результатам обследования 60 государств свидетельствуют, что наша школа занимает срединное место в третьей двадцатке стран).
Для работы над программным документом ЮНЕСКО “Образование: сокрытое сокровище” (он посвящен образованию в XXI веке) российских специалистов не пригласили…
И все же надежда “догнать и перегнать” развитые страны в области образования у России еще есть. “Школьные педагоги имеют больше власти, чем премьер-министры”, – такое парадоксальное утверждение прозвучало на “круглом столе”, организованном “УГ” в марте 97-го. Встреча, в которой приняли участие около 100 специалистов, состоялась в МПГУ, а называлась она “Образование для XXI века”. В числе приглашенных был и Колин Пауэр, заместитель генерального директора ЮНЕСКО по образованию.
В ноябре 1997 года на базе 199-й школы-лаборатории Московского комитета образования состоялась дискуссия по теме “Проблемы школьного образования”, организованная в рамках исследований школьной лаборатории “Вопросы социального прогнозирования в области образования” (научный руководитель школы – академик РАО И.В.Бестужев-Лада). Собирались работники окружных управлений образования, учителя, ученые, представители Московского комитета образования. Говорили: о школьной реформе, об инновациях, о поисках наиболее эффективных путей к главному результату – современной передовой школе. Дискуссия родила инициативу – обратиться через “Учительскую газету” ко всем желающим с просьбой принять участие в конкурсе проектов “Модель школы ХХI века”. Так появился совместный проект 199-й московской школы, “УГ” и РАО.
Ирина Димова, заместитель главного редактора “УГ”, одна из самых ревностных “мам” нового конкурса, видит перспективность этого начинания: “Мне кажется, этот проект может инициировать новое движение, подобное конкурсу “Учитель года России”. Модель школы будущего не должна быть навязана сверху, пусть она вырастет из недр самой жизни, тех школ-звезд, которых так же немало в России, как и ярких педагогов”.
Объявляя конкурс, организаторы, конечно, не надеялись, что пойдет “вал” писем. Но все же идея была услышана и подхвачена коллективами, отдельными учителями, учеными-специалистами, администрацией как городских, так и сельских школ. На экспертизу жюри конкурса поступило 16 проектов из Москвы, Санкт-Петербурга, Воронежа, Воронежской обл., Хабаровска, Хабаровской обл., Оренбургской обл., Олонца (Респ. Карелия), Глазова, Усть-Илимска Иркутской обл., Орлова Кировской обл., Самары и др.
Прошел год. В ноябре 1998-го в Москве собрались люди, представляющие 8 лучших проектов.
Гостеприимными хозяевами стали 199-я школа во главе с директором Марией Андреевной Комлевой и ее замом Ириной Федоровной Ахметовой, начальник ЮЗОУ Москвы Галина Георгиевна Габуния и “Учительская газета”. Защита проектов проходила в РАО с широким представительством научных кругов столицы, директоров московских школ, педагогов. А на следующий день участники конкурса гостили в нашей редакции. Обстоятельный разговор касался, впрочем, больше проблем настоящей школы, чем контуров будущей (см. “УГ” ? 48, “Пикантный вопрос министру”).
Награждение победителей и лауреатов конкурса “Школа ХХI века” состоялось в 199-й школе.
Жюри определило как лучший проект “Школа дифференцированного обучения” (школа ? 8, г. Усть-Илимск, Иркутская область). Награду – 3 тысячи рублей и почетный диплом получил руководитель проекта Олийник Владимир Анатольевич. Все остальные участники второго тура конкурса были отмечены поощрительными премиями в 1 тысячу рублей и дипломами лауреатов конкурса. В преддверии наступающего, 1999 года мы рады еще раз поздравить руководителей проектов и назвать их имена:
Волков Павел Борисович, руководитель проекта “Негосударственное образовательное учреждение как научно-педагогическая школа” (комплекс д/с – начальная школа “Анастасия”, г. Глазов, Удмуртская республика).
Зайцева Любовь Владимировна, руководитель проекта “Негосударственное образовательное учреждение: возможность удовлетворения разносторонних образовательных потребностей населения” (негосударственное учреждение “Рост”, Санкт-Петербург).
Гагин Юрий Александрович, доктор педагогических наук, научный руководитель проекта “Школа индивидуальности – школа эпохи тотальной неклассичности” (школа ? 311, Санкт-Петербург).
Канин Леонид Иванович, руководитель проекта “Модель четырехступенчатой школы нового типа” (общеобразовательный лицей ? 3, Воронеж).
Рототаева Нина Алексеевна, руководитель проекта “Школа социального успеха” (УВК ? 1678, Москва).
Пищулин Александр Авраамович, руководитель проекта “Сельская школа – центр социума” (Елисаветинская школа основного общего образования, Бутурлиновский район Воронежской области).
Пыстина Елена Андреевна, руководитель проекта “От родного порога в ХХI век” (средняя школа ? 3, Олонец, Республика Карелия).
Мы обещаем вам, уважаемые читатели, по возможности побывать в каждой из названных школ и подробно рассказать о том, как “теория” проектов воплощена в практике. Благодарим тех, кто хоть и не попал в финал, но прислал нам свои интересные материалы, поделился идеями. Приглашаем вас также принять участие в новом конкурсе. Новое тысячелетие приближается так же неотвратимо, как и новый год, и будем надеяться, что “тени уходящей ночи” исчезнут, а Солнце над нашим Отечеством наконец воссияет.
Лидия АНДРЕЕВА
Положение о конкурсе проектов “Модель школы XXI века”
Конкурс проектов “Школа XXI века” проводится “Учительской газетой”, Российской академией образования и школой-лабораторией ? 199 Московского комитета образования.
1. Цели конкурса.
– выявление потребностей общества в образовательных услугах и современных тенденций школьного образования;
– построение модели будущей школы;
– распространение инновационных идей и их использование в современном образовании.
2. Участники конкурса.
Принять участие в конкурсе могут педагогические работники образовательных учреждений всех типов, сотрудники органов управления образованием, научные специалисты в области педагогики и смежных наук, родительская общественность и сами учащиеся. Образование и возраст участников не ограничиваются.
3. Организация и проведение конкурса.
I этап – подготовка проекта-модели “Школа XXI века”
II этап – представление материалов для экспертизы – февраль-март.
III этап – экспертиза представленных материалов, утверждение жюри конкурса – до 1 сентября 1999 г.
IV этап – определение победителей конкурса, выбор трех лучших проектов – до 20 сентября 1999 г.
V этап – объявление и награждение победителей конкурса.
4. Содержание конкурса.
В ходе проведения конкурса выявляются потребности общества в образовательных услугах в настоящее время и в будущем, анализируется ситуация в современном школьном образовании, ее негативные и позитивные тенденции, разрабатываются рабочие гипотезы по созданию школы будущего, которые сводятся к созданию проекта модели “Школы XXI века”.
Проект должен включать в себя следующие разделы:
1. Цели и задачи проекта.
2. Стратегия и механизм реализации.
3. Ожидаемые результаты.
4. Сроки реализации проекта.
5. Бюджет проекта.
Оценка представленных проектов будет осуществляться по следующим критериям:
– новизна и оригинальность;
– возможность широкого применения;
– перспективность;
– экономичность.
5. Экспертная комиссия.
В целях достижения максимальной объективности в процессе выбора победителей, а также возникающих при этом споров создается Экспертная комиссия. В ее задачу входит:
– экспертиза материалов, представленных участниками;
– экспертиза заявлений участников конкурса, опротестовывающих какое-либо из решений жюри.
Члены и председатель Экспертной комиссии утверждаются совместным решением учредителей конкурса.
Членами Экспертной комиссии могут быть ученые, педагоги, политологи, социологи, директора учебных заведений, сотрудники органов управления образованием.
6. Жюри конкурса.
Членами жюри могут быть представители общественности, работники образовательных, научных, методических учреждений, органов местного самоуправления, творческих союзов и центров, родительская общественность.
Жюри конкурса оценивает качество представленных материалов, выявляет победителей.
Список победителей, а также лучшие проекты будут опубликованы в печати.
Призовой фонд включает в себя 10 тыс. рублей, а также поощрительные призы.
Материалы, поступившие позднее 1 сентября 1999 г., не рассматриваются.
Комментарии