Правительство РФ утвердило концепцию Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы. Ее реализацию намечено провести в три этапа. На первом – в 2006-2007 годах – предусмотрена разработка моделей развития образования по отдельным направлениям, их апробация, а также начало масштабных преобразований и экспериментов. На втором (2008-2009 годы) будут создаваться условия для реализации эффективных моделей, разработанных в рамках первого этапа. Наконец, третий этап (2010 год) будет направлен на закрепление полученных результатов и их повсеместное распространение.
Основной упор сделан на качество образования. В частности, планируется разработать и внедрить принципиально новые стандарты более чем по 60% образовательных областей, в 1,5 раза по сравнению с 2005 годом увеличить долю школьников и студентов, охваченных обучением с использованием информационных технологий, оптимизировать нагрузку обучающихся.
Один из ожидаемых результатов – повышение рейтинга России в международных обследованиях качества образования. Сейчас наша страна занимает 30-е место. По прогнозам, реализация программы поможет нам подняться как минимум на 10 пунктов и достичь среднего показателя для стран Организации экономического сотрудничества и развития.
О программе рассказывает Петр АНИСИМОВ, начальник Управления учреждений образования Федерального агентства по образованию:
– Федеральная целевая программа развития образования, наиболее интегрированная и системная, позволяет реализовывать различные проекты на всей территории Российской Федерации. В рамках программы за 2001-2005 годы были проведены эксперименты:
• по совершенствованию структуры и содержания общего образования (в нем приняли участие 1829 образовательных учреждений в 73 регионах России и более 100 тысяч учащихся);
• по разработке и апробации моделей обеспечения равных стартовых возможностей получения общего образования для детей из разных социальных групп и слоев населения, который стартовал в 2005 году;
• по введению профильного обучения в общеобразовательных учреждениях, который начался в 2003 году в 10 регионах РФ;
• по совершенствованию структуры и содержания профессионального образования;
• по реструктуризации сети общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности, в котором приняли участие 30 тысяч школьников из 136 общеобразовательных учреждений 18 субъектов РФ;
• по введению Единого государственного экзамена (в 2005 году в эксперименте участвовали 78 регионов. Свидетельства о результатах сдачи экзамена принимали 578 вузов и филиалов, подчиненных разным министерствам и ведомствам);
• по государственным именным финансовым обязательствам, в которых приняли участие 6 вузов из трех субъектов РФ – Республики Марий Эл, Чувашии и Якутии.
ФЦПРО на 2006-2010 годы предусматривает реализацию тех основных идей, которые заложены в основополагающие документы: в Закон «Об образовании», в программу модернизации образования, в «Приоритетные направления развития образования». Она существенно укрупнена за счет интеграции с федеральной целевой программой «Развитие единой образовательной информационной среды».
Новая программа охватывает все уровни российского образования и рассчитана на софинансирование различных мероприятий со стороны федерального уровня и субъектов РФ.
Много проектов планируется провести вместе с регионами в рамках эксперимента, в большей степени это касается общего, а также начального и среднего профессионального образования. При этом будут учтены результаты тех экспериментов, которые проведены в рамках ФЦПРО на 2001-2005 годы.
Программа имеет межотраслевой характер и позволит проводить единую федеральную образовательную политику, решить проблему диспропорций в развитии региональных систем, сформировать единое образовательное и информационное пространство. Основная ее стратегическая цель – обеспечение условий для удовлетворения потребностей граждан, общества и рынка труда в качественном образовании. Путь к этому – создание новых институциональных и общественных механизмов регулирования в сфере образования, обновление его структуры и содержания, развитие фундаментальности и практической направленности образовательных программ, формирование системы непрерывного образования.
Запланирована система программных мероприятий по следующим направлениям:
• Совершенствование государственной системы оценки деятельности образовательных учреждений и организаций в части нормативно-методического и информационного обеспечения процедур лицензирования, аттестации и государственной аккредитации.
• Развитие новых форм и механизмов оценки качества деятельности образовательных учреждений, в том числе с привлечением общественности и профессиональных объединений, которые позволят обеспечить объективность и прозрачность процедур оценки.
• Совершенствование механизмов признания документов об образовании для повышения академической мобильности, увеличения экспорта образовательных услуг.
• Завершение эксперимента по введению единого государственного экзамена, корректировка его основных результатов и поэтапный переход к ЕГЭ на всей территории РФ.
• Создание Общенациональной системы оценки качества образования, направленное на выработку механизмов и инструментария объективной оценки качества образования.
• Совершенствование системы государственной аттестации научных и научно-педагогических кадров с целью повышения качества и результативности системы подготовки кадров высшей квалификации, обеспечения воспроизводства и развития кадрового потенциала образования и науки, а также гармонизации отечественных процедур аттестации с международной практикой.
Все проекты, запланированные в рамках ФЦПРО, выносились на широкое обсуждение научно-педагогической общественности, органов управления образованием, они были открыты и доступны на этапе формирования программы. Победителями по отдельным проектам становились наиболее квалифицированные специалисты, коллективы учебных заведений, региональные системы образования. На этой базе мы смогли сформировать достаточно открытую систему, ликвидировав те негативные моменты, которые возникали при реализации прошлой программы.
Комментарии