search
main
0

Академия нищих наук

Большинство российских школьников только мечтают о компьютерах

Сначала давайте порадуемся за соседей. Согласно государственной программе президента Республики Казахстана “Информатизация системы среднего образования”, принятой в 1997 году, объем капитальных вложений в эту сферу составит 154 млн. долларов США, в результате чего к 2002 году все 100 процентов школ Республики Казахстан будут оснащены компьютерной техникой.

“Концепции информатизации сферы образования РФ”, которую Министерство образования России утвердило летом 1998 года, Казахстан назван образцово-показательной страной. Вот только догнать казахов нам будет затруднительно. Цифры нынешнего состояния информатизации образования в России удручают. Хотя, возможно, оптимист скажет: “Я думал, все гораздо хуже”.

Последние статистические данные собраны в 1996 году. Более свежих пока нет. Из общего числа всех общеобразовательных школ около 40% были оснащены компьютерами или компьютерными классами. На каждый установленный компьютер приходилось около 70 учеников. Для сравнения: участники Второго Международного конгресса ЮНЕСКО в том же 1996 году признали оптимальным соотношением 10 школьников на один компьютер. Из 70.000 школ только около 2.300 были подключены к различным телекоммуникационным сетям, а к глобальной сети “Интернет” имели доступ не более двухсот.

Цифры эти можно подкорректировать, если учесть, что в среднем компьютерный парк школ увеличивается на две тысячи учебных классов современных компьютеров ежегодно. Это опять-таки данные Министерства образования РФ. Но наше министерство признает, что компьютеризация школ очень неоднородна по всей стране. В отдельных субъектах Федерации машинами обеспечено 38% полных средних школ, в “богатых” регионах эта цифра вырастает до 97%. По другим данным, сегодня в России в школах 120 000 компьютеров (по два на школу), больше половины из них устаревшие.

Классический пример – Дагестан. По данным Дагестанского госпедуниверситета, только около 10% дагестанских школ хорошо оснащены вычислительной техникой, а около 90% школ не имеют компьютеров вообще. В массовой школе информатика преподается преимущественно в старших классах. Позволить себе непрерывный курс с 1-го по 11-й класс могут только инновационные учебные заведения. Конечно, Дагестан – особый регион, которому “не повезло” с воинственным соседом. Но во многом его проблемы типичны для всей России. И не только в части финансовых и технических трудностей. Многие регионы могут присоединиться к списку “сопутствующих” нерешенных вопросов:

недостаточный уровень развития инфраструктуры информатизации образования и низкий технический уровень базовых средств информатизации,

низкий уровень организации работ по информатизации образования, что приводит к неоправданному дублированию работ, неэффективному использованию выделяемых для этих задач ресурсов,

отсутствие необходимой методологической основы создания и внедрения компьютерных технологий обучения.

И так далее и тому подобное.

Иная ситуация в тех районах, где нашлись деньги на техническое оснащение. С 1997 года школы Сахалинской области могут хвастаться современными компьютерными классами. Разрабатывая сахалинские шельфы, зарубежные толстосумы не забыли о наших бедных детишках. Вот и в ближайшие два года на компьютеризацию планируется израсходовать еще 300 тысяч долларов из внебюджетного фонда области.

В общем, каждый выкручивается, как может. Вот выход, который нашли в Республике Татарстан. Специалист Министерства образования Республики Татарстан Алмаз Хабибуллин: “Министерство образования Республики Татарстан видит одно из эффективных направлений решения этой проблемы в интеграции образования и экономики на базе использования информационного потенциала образовательной системы экономическими информационными системами, в первую очередь системами маркетинговой информации и маркетингового консалтинга. Такой подход позволил бы наделить школу в дополнение к функциям образовательным и функциями экономическими, причем не только отсроченного, но и непосредственного характера, особенно на уровне производителей и муниципальных органов управления”.

Возможно, это действительно выход в нынешней ситуации. Похоже, что, витая в облаках “чистой науки” и “чистого образования”, школы достигнут немногого. Чтобы информатизация страны стала реальностью, как некогда электрификация, уже недостаточно тех мер, которые были приняты десять лет назад. Вернее отсчет можно вести с 1985 года, когда на школы без специалистов, учебников и техники обрушился новый предмет “Основы информатики и вычислительной техники”. В вузах теперь в массовом порядке идет подготовка учителей информатики. В институтах повышения квалификации открыты кабинеты информатики. Созданы региональные (Томский, Ростовский, Кемеровский, Пермский и др.), областные Центры информатизации образования при комитетах по образованию региональных администраций. Возникли даже межрегиональные ассоциации информатизации образования (Западно-Сибирская, Приморская и др.), Ассоциация преподавателей информатики, проводятся традиционные российские конференции в области информатизации общего среднего и педагогического образования (“Регинформ” – Пермь, “Черноземье” – Воронеж и др.). Институт общего и среднего образования РАО для методической поддержки учителей создал свой сервер. Многие университеты (Воронежский, Петрозаводский, Томский) проводят для школьников сетевые олимпиады. Наконец, в 1996 году появилась Российская академия информатизации образования.

Но если сельские дети по-прежнему будут видеть компьютеры по телевизору, какой смысл в глобальных проектах и ученых академиях?

Оксана РОДИОНОВА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте