search
main
0

Академия науки и творчества. Право на выбор

Средняя школа №6 по многим параметрам уникальное учебное учреждение. Здесь умеют и любят заниматься научной и научно-исследовательской работой. Причем не только педагоги, но и сами ученики. Так, в декабре 2011 года школа приняла участие в региональном конкурсе «Образовательное учреждение – центр инновационного поиска», став обладателем одноименного титула – победителем в номинации «Модель системы личностного и профессионального самоопределения обучающихся и воспитанников». Инновации для директора шестой школы Натальи Николаевны Ивковой и ее педагогического коллектива – это не просто дань моде, а способ и образ жизни.

Самый инновационный  проект- Предпосылкой к нашей победе стал  инновационный проект «Проектно-исследовательская школа»,   вот уже не первый год он успешно реализуется на базе школы, – говорит Наталья Николаевна. – Его главная цель – воспитание исследовательской культуры современного школьника. Сформировав такую культуру, каждый ребенок сможет в будущем реализовать себя  в том или ином направлении.  Структура школы, по словам Натальи Николаевны, заключается в работе 13 исследовательских лабораторий по 5 профилям: естественно-научному, инженерно-техническому, лингвистическому, общественно-политическому и профилю искусств. Руководители лабораторий вместе с ребятами в течение учебного года проводят опыты, эксперименты и исследования на различные темы, создают проекты,  пишут исследовательские работы, участвуют в конкурсах и конференциях различных уровней. Итоговым мероприятием проектно-исследовательской школы является день науки. Главная его цель – презентация годовой деятельности всех участников проекта.- Такая форма организации системы личностного и профессионального самоопределения учеников результативна, приносит  в школьную копилку достижения и новые победы. Эта форма работы положительно влияет и на подготовку к ЕГЭ, метод исследования помогает раскрыть любую дисциплину с новой стороны,  – убеждена директор школы.Модульное обучение – технология формирования сложного личностного образованияВ средней школе №6 уже третий год действует лаборатория современных образовательных технологий научно-методического и психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса.- Мы самая молодая лаборатория из созданных в округе. Все началось с того, что мы поехали в образовательный тур в город Псков.  Там  ознакомились с опытом Псковской лингвистической гимназии. Педагоги ездили  в эту гимназию, посещали уроки, особенно нас заинтересовала широко используемая здесь технология модульного обучения. Наши кураторы  по этой технологии – Галковская Ирина Васильевна и Яковлева Елена Николаевна. Кстати, педагоги Псковской лингвистической гимназии участвовали в разработке новых ФГОС, в том числе и наши кураторы. Учителя из Псковской лингвистической гимназии не раз приезжали к нам в школу, давали  мастер-классы. Наши педагоги постоянно учатся, а потом делятся своим опытом с коллегами из других школ Отрадненского округа. Мы провели несколько заседаний, среди них – «Современные образовательные технологии – неотъемлемая часть ФГОС основной школы», «Современные образовательные технологии. Систематизация и классификация», «Системно-деятельностный подход на уроках химии», «Система контроля и оценивания на уроках истории и обществознания». В течение учебного года весь педколлектив нашей школы выступал с десятиминутными презентациями собственной инновационной деятельности, внедрения современных образовательных технологий на уроках и во внеурочное время,  – рассказывает Наталья Николаевна.Практически все учителя средней школы №6 овладели модульной технологией обучения. Так, в январе прошлого года прошел семинар Ирины Галковской по модульному планированию «От теории к практике», на котором педагоги создавали программы по модульному планированию и разрабатывали уроки. В апреле 2013 года в школе №6  состоялся семинар «Модульное обучение – инструмент формирования сложного личностного образования», где присутствовали руководитель Отрадненского управления Министерства образования и науки Самарской области Владимир Гусаров, начальник  отдела развития образования Ольга Ларионова, директора, заместители директоров и педагоги школ округа. Программа семинара состояла из выступлений педагогов по внедрению опыта работы по модульной технологии.- Внедрение опыта  Псковской лингвистической гимназии  в нашей школе основывается на трех инновационных идеях: технологическом цикле «Выбор», внутришкольной системе повышения квалификации «Купол» и системе снятия трудностей в обучении «Сопровождение», – вступает в разговор зам. директора  по научно-методической работе  Наталья Кочеткова.Модульная технология предполагает интенсивную работу психолога. Анна Викторовна Кочеткова  настоящий энтузиаст своего дела,   реальный помощник для классных руководителей. Благодаря  диагностике, которую проводит Анна Викторовна, классный руководитель может понять, почему его подопечный не успевает –  ленится,  не способен к тому или иному предмету или у ребенка  дома проблемы.- Группа «Сопровождение», занимающаяся снятием трудностей в обучении, использует инновационный метод социально-педагогической супервизии по технологиям корректирующего консультирования Дэвиса Мейера. Техника позволяет открыть, сделать видимыми как внешние, так и внутренние проблемы ребенка посредством консультирования сначала педагога, затем родителя. Техника уникальна тем, что  при  консультации респонденты, отвечая на вопросы по определенной схеме, слышали себя со стороны. Конечно же, успех этой технологии обусловливает желание респондента к поиску и решению проблемы, – говорит Анна Викторовна.Патентное бюроВ рамках семинара по модульному обучению прошел фестиваль уроков.Примечательно, что работа лаборатории не ограничивается только участием педагогов округа в семинарах и практикумах, но и заключается в формировании у учащихся школ округа готовности к критическому мышлению, исследовательским компетенциям и мотивационной готовности к обучению по новым образовательным стандартам. С этой целью в рамках традиционного дня науки в школе уже второй год проводится конкурс для учащихся 1-11-х классов «Патентное бюро».- В прошлом году это были учащиеся только нашей школы, а   в этом учебном году были разосланы положения во все школы Отрадненского округа, – говорит Наталья Николаевна. Жаль, что пока откликнулась только Мухановская школа. На патент были поданы 57 изобретений. На заочном отборочном этапе в соответствии с критериями, такими как технологичность, новизна и другие, были допущены 19 претендентов. Ребятам было необходимо подготовить защиту: за 3 минуты рассказать о своем изобретении патентной комиссии, которую возглавил лучший изобретатель 2012 года ЗАО «ТАРКЕТТ» Виктор Викторович  Маслов. Патенты вручались в трех областях – бытовой, инженерно-технической и художественно-эстетической, в двух уровнях – патент  на идею (авторское право) и патент на изобретение. Победителями стали все 19 ребят. Отрадно  отметить, что многие работы были выполнены при поддержке родителей, а какие-то – при поддержке классных руководителей и педагогов. Лучшей работой признано изобретение Михаила Витлугина, ученика  8-го «Б» класса,  «Прибор для демонстрации вихревых потоков». Также были отмечены работы Борискина Ивана «Интеллектуальная система управления солнечной батареей», «Устройство для сушки и разморозки продуктов», «Стаканчик для рассады с системой фитильного полива» и другие. Все работы отличались качественной подготовкой. Такой способ формирования исследовательской культуры учащихся, как патентное бюро, развивает у ребят аналитическое мышление, а также наряду с исследовательской авторскую позицию. Таким образом, работа в 2012-2013 году была проделана немалая, – говорит директор школы. – Поскольку лаборатория существует уже три года, то в конце этого года был проведен анализ эффективности ее деятельности. За основу были взяты три критерия:- сформированность критического мышления, внутренней мотивации и исследовательского типа мышления у учащихся;- количество педагогов, внедряющих современные образовательные  технологии, в частности модульную технологию;- разработка новых критериев оценивания учащихся.- В своем опыте мы столкнулись с несколькими пробелами, говорит заместитель директора Наталья Кочеткова. – Во-первых, не все ученики готовы к переходу на технологию модульного обучения. Психологическая служба школы провела исследование, результаты которого показали, что  у  определенного процента ребят, обучающихся по  модульной  технологии,  не включен процесс познания, так как являются западающими определенные мыслительные операции. Традиционная система обучения не требовала активности от этих мыслительных операций, и они, скажем так, находились в спящем режиме. Мы постарались выделить и сгруппировать те действия, которые будут необходимы ребятам для обучения по модульной технологии. Стержнем развития интеллектуальных умений является критическое мышление. Поиски решения данной проблемы привели к разработке коррекционно-развивающей программы, которая призвана сгладить трудности при переходе от традиционной системы познания к модульной. В основу программы ложится методика Амтхауэра. В нашей практике встречаются и другие ситуации, у ученика, возможно, все в норме относительно избирательности, скорости, однако он не включен и не активен на уроках. В таких случаях нам на помощь приходит еще один инновационный метод – социально-педагогической супервизии по технологии корректирующего консультирования Дэвиса Мейера. О сформированности первого критерия говорит количество изобретений, с которыми ученики школы обратились в патентное бюро для получения патента на авторское право. А по второму критерию сравнивали количество педагогов, принимавших участие в семинарах в школе. Анализ результатов говорит о тенденции повышения и мотивации к участию в инновационной деятельности после прохождения курсов по данному направлению.Лаборатория  работает по трем основным направлениям: обучение педагогов в образовательных учреждениях, обобщение опыта и взаимообмена элементами педагогической практики и педагогические инновации. Учителями здесь разработан определенный алгоритм использования системы оценивания младших школьников, разработаны примерные тематические таблицы фиксации результатов по предметам, апробированы первые шаги самооценки учащимися первых классов своих результатов через систему вопросов.- Надеемся, что работа в нашей лаборатории построена правильно и что наша деятельность  принесет свои  ощутимые результаты педагогам всего округа. Здесь перенимается опыт, происходит обмен методиками, разрабатываются и апробируются инновационные методы и методики,  – подводит итог беседы директор средней школы №6 Наталья Николаевна Ивкова.Отрадный, Самарская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте