search
main
0

Академики – школьникам: Программа станет легче

Пока политики и чиновники готовят проект закона о государственном школьном стандарте к обсуждению в Государственной Думе, представители науки и общественности в поте лица работают над содержанием стандарта – той “начинкой”, которая в скором времени будет вложена в законодательные “рамки”.

В апреле прошлого года, когда политические фракции в парламенте пришли наконец к единому знаменателю и выработали компромиссный законопроект, для подготовки компонентов стандарта общего образования была создана рабочая группа. Возглавить ее Министерство образования поручило кандидату педагогических наук, директору научно-педагогического Центра “Образование для всех” Виктору Фирсову.
Первое, что решили сделать, – перейти от предметов к образовательным областям. Решение вопроса о содержании образовательной области поручалось комиссии, в состав которой входили специалисты по разным предметам, объединенные одной областью знаний. То есть рассматривалась не программа по физике, истории, русскому языку или математике, а содержание основ естествознания, филологии, обществоведения. Однако надо было, как говорит Виктор Васильевич, довести до ума концепции образовательных областей, соединить наработки порядка двадцати предметных групп и представить их в едином формате согласно требованиям министерства. Эта работа вылилась в подготовку документов по госстандарту образования, которая, впрочем, из-за отсутствия финансирования была вскоре приостановлена. В начале 2002 года она возобновилась на новом уровне – в рамках проекта “Российский образовательный стандарт”. С приходом в рабочую группу академика Владимира Шадрикова работе был дан новый импульс, способствовало этому и обещанное полноценное финансирование. В апреле 2002-го содержание общего среднего образования можно было уже представлять на суд общественности.
Одной из основных проблем построения современного содержания называют предметное лоббирование. Естественно, каждый предметник исходит из того, что без его предмета человеку не прожить, и борется за каждый час. Это нормальное желание специалиста видеть свой предмет полноценно представленным в школе. Но поскольку предметов много, а ребенок один, то нужно установить определенную пропорциональность в объемах нагрузки.
– Нельзя эту важную задачу решать с точки зрения волюнтаризма и отдавать на откуп предметникам, – говорит Виктор Фирсов. – Нужно находить приемлемые решения. Для того и создаются экспертные советы, привлекается общественность, выносится содержание стандарта на широкое обсуждение, чтобы скорректировать действия предметников и совместными усилиями создать оптимальный вариант стандарта. Здесь важны не личности, а совместно выработанные концепции.
Если вначале группа Фирсова работала в основном по предметам, то группа Днепрова – Шадрикова – над разработкой концепции. Сегодня концептуальная и предметная группы объединены в единый коллектив, возглавляемый Днепровым . Владимир Дмитриевич утверждает, что нельзя взять и сочинить стандарты с нуля, да еще за полгода. Сегодняшнее содержание образования формировалось в течение десятилетий. В нем находит отражение то новое, что появляется в науке, технологиях, педагогике и обществе. Это очень сложный и долгий процесс: из всей культуры, накопленной человечеством, выбрать то, что является наиболее важным для формирования подрастающего поколения, и потом дать этому материалу педагогическую интерпретацию, чтобы ученик смог усвоить его наиболее эффективно.
Работая сообща, предметная и концептуальная группы акцентировали внимание на том, что ранее в проекте было недостаточно развито, – на двухуровневом представлении стандартов образования, деятельностном подходе к изложению содержания образования, личностном аспекте образования. Смысл обучения в школе сегодня видят не только в знаниях, а и в компетентности ребенка, умении разрешать самые сложные ситуации.
Недавно приступил к работе общественный экспертный совет, целью которого являются обсуждение идей и принципов нового образовательного стандарта, экспертиза и выработка оценки подготовленных проектов госстандарта. Наша газета уже публиковала материалы на эту тему (см. “УГ”, N3, 15 января 2002 г.). Свою точку зрения на “Требования к уровню подготовки выпускников” и “Обязательный минимум содержания образования” – главные компоненты стандарта – высказывали академик РАО Эдуард Днепров и проректор Института новых образовательных систем Аркадий Аркадьев. Они убеждены, что образовательный стандарт должен иметь “вектор в будущее”, быть нацелен на перспективу, то есть строиться на основе современной компетентностной парадигмы, иметь деятельностный характер. То, что это не вызывает ни у кого сомнений, показало первое заседание общественного совета, которое 19 апреля состоялось в Высшей школе экономики. Вместе с тем, не обошлось без дискуссий о том, насколько своевременны новации и подготовлены ли люди в системе образования работать по-новому, как совершенствовать стандарты, разгружать школьную программу.
“Если мы идем на разгрузку методом вычитания чего-то и постоянного объединения содержания образования, то мы рискуем как раз попасть в ситуацию, когда одни недовольны тем, что разгружают, другие – тем, что нагружают”, – сказал Владимир Шадриков на этом заседании. Разгрузку программы можно, по его мнению, сделать на основе дифференцированного подхода и индивидуализации образовательного процесса. К этому есть предпосылки, причем законодательные. Закон “Об образовании” предполагает изложение материала на уровне обязательного минимума содержания образования и на уровне требований, которые предъявляются к подготовке учащихся. Между этими двумя уровнями образуется своего рода “вилка” – то, что школа обязана дать ученику, с одной стороны, и то, что он обязан усвоить – с другой.
В марте – апреле этого года прошли семинары с разработчиками образовательного стандарта для начальной, средней и старшей школы, на которых сделана попытка свести воедино содержание образовательных отраслей (по сути, предметов). Группа Фирсова – Днепрова – Шадрикова получила задание разработать проект концепции профилированного образования, которую необходимо будет учесть в федеральном компоненте стандарта общего образования. Черновой его вариант разработчики госстандарта образования планируют вынести на обсуждение педагогического сообщества в августе этого года, в ноябре представить его Министерству образования, а в декабре – Правительству РФ.

Алла Павлова

Наш комментарий

Закон о государственных образовательных стандартах не сегодня, так завтра будет принят, и система образования получит долгожданную законодательную базу. Однако самая сложная работа еще впереди. Нужно будет определиться с самим содержанием образования, конкретным наполнением программ по предметам. В настоящее время работают предметные группы. Их наработки предстоит обобщить и свести в единый минимум содержания образования. Общая концепция основополагающего образовательного документа вырисовывается. Ученые на пути к консенсусу. Однако если на самом высоком уровне принципиальных разногласий нет, то на уровне конкретных предметов до полного единодушия далеко. Беда в том, что учитель эгоцентричен. Он считает, что его предмет самый важный и освободиться от дополнительного материала очень трудно. Естественным будет предположить, что, когда речь зайдет о том, объем каких предметов сокращать, какими темами жертвовать, каждый будет тянуть одеяло на себя. А нужно ведь все-таки оставить самое главное – то, без чего ребенок, став взрослым, действительно не сможет обойтись в жизни, оставив за рамками все второстепенное. Нужен такой стандарт по предмету, который бы устраивал всех участников образовательного процесса и вписывался в единую концепцию модернизации образования, а это задача не из легких. Думается, что стоит отойти от стереотипов, когда самым главным в содержании образования является “наполнение” ученика знаниями, как шара воздухом. Нужно учить ребенка тому, как добывать знания, используя самые разные источники, применяя информационные технологии, методики самообразования и саморазвития. То есть дать ему в руки инструментарий, с помощью которого он сможет учиться и сам. Безусловно, школа должна давать некий обязательный минимум знаний, его должны усваивать обязательно все. Но очень важно показать многообразие и взаимосвязь разных предметов. Интегрированное обучение становится особенно актуальным. В обучении в большей мере следует применять методологический и деятельностный подходы. Консерваторам от образования, не принимающим такую позицию, надо представить себя в шкуре ученика, который учит в день по пять-шесть предметов и в конце года сдает экзамены по каждому. Они наверняка взвоют. В этом-то и кроется секрет. Практически все программы составлены, исходя из нужд и интересов учителя-предметника, а не ученика. Необходима переоценка ценностей. Не ученик ради школьных предметов, а школьные предметы ради ученика.
Мы будем следить за тем, как продвигается работа в этом направлении, и предлагаем вам, уважаемые читатели, высказать свое мнение о том, какими должны быть новые образовательные стандарты.

Отдел школ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте