Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Академики – школе

Учительская газета, №21 от 24 мая 2005. Читать номер
Автор:

Издательский дом «Дрофа» вышел с предложением к РАН и РАО начать и в течение нескольких лет реализовать совместные проекты «Российская академия наук – школе» и «Российская академия образования – школе». В их рамках две ведущие научные организации страны предложат педагогическим работникам свое видение важнейших научных и педагогических проблем современного образования и попытаются освоить их на страницах книг и пособий, выходящих в двух взаимосвязанных сериях издательского дома «Дрофа».

Методической литературы высокого качества сейчас издается довольно мало. На прилавках книжных магазинов можно встретить либо конкретные разработки, связанные с отдельными курсами, предметами и классами, либо изложение личного опыта и своих собственных взглядов на те или иные проблемы преподавания отдельных авторов. В последнем случае авторов, как правило, мало заботит, как их мнение вписывается в общий контекст. Чаще всего они не считают нужным изучить все то, что было сделано до них, зато свою точку зрения отстаивают с жаром и энтузиазмом, не желая (а часто и не умея!) соотнести ее с тем, что было и есть.

А вот работ, проверенных серьезным экспериментом, попросту не стало. Так называемые «Общие методики» известные обобщающие работы перестали издаваться еще в конце 80-х. Их называли настольными книгами для преподавателей, поскольку «общие методики» олицетворяли понимание проблем методики обучения конкретному учебному предмету в данный исторический период, рассматривали вопросы целей, методов, подходов к отбору содержания и др. Но их главное достоинство заключалось в ответе на вопрос не «как что-либо сделать», а «почему и зачем нужно сделать именно так, а не как-то иначе». В этих книгах было очень много рассуждений, размышлений, анализа, обобщения опыта. Это не были конкретные разработки, зато каждый учитель мог понять, почему вот это называется методом, а это – формой организации обучения, где цель, а где задача, что такое средство обучения и когда оно становится источником знания и прочее.

Подобные издания никак нельзя было отнести к коммерческой литературе, поэтому, как только в издательское дело пришел рынок, их перестали издавать. Стало гораздо выгоднее печатать разработки конкретных уроков. В результате, как мне кажется, качество методической подготовки учителей в целом резко упало. Немудрено, ведь их вот уже более 20 лет не вооружают какими-то более или менее фундаментальными знаниями по основам методики. Понизился уровень как теоретической, так и практической подготовки педагога, ибо если он знает ответ на вопрос «как», не понимая, «почему», то это работает лишь до какого-то определенного времени, а потом учитель заходит в тупик.

Поэтому мы были очень рады, когда в конце прошлого года «Дрофа» предложила восстановить традицию выпуска книг, развивающих педагогическое мышление. И прежде всего решили издать фундаментальные методики по всем предметам. Сотрудничество крупнейшего издательства учебной литературы с двумя ведущими российскими академиями более чем оправдано. Ведь большинство авторов методик собрано именно в РАО и РАН, и почти все крупные исследования в этом направлении проводились именно здесь. Сейчас у нас уже сформированы рабочие коллективы. РАО будет создавать пособия по каждому учебному предмету, а РАН – книги, связанные с описанием достижений отдельных наук. Это нужно для того, чтобы показать учителю, где сейчас находится передний край науки, и каковы ее перспективы.

Проект касается создания как методических разработок, так и книг для чтения по школьным предметам. В результате нашей совместной деятельности у учителя появятся учебники, курсовые методики и пособия с описанием передовых достижений науки. Предполагается охватить все предметы школьного курса. Благо, что ресурсов для этого у нас вполне достаточно, ведь помимо сотрудников РАО и РАН мы можем привлекать к этой работе и научные кадры из других институтов.

Бытует мнение, что пособия, составленные учеными, априори далеки от школы, поскольку их создают люди, не представляющие, как работать с детьми. На самом деле, если учитель заявляет, что он научился чему-то на практике самостоятельно, то почему бы не спросить, кто же дал ему базовые знания, основы, которые помогли в практической деятельности, и чем он при этом постоянно пользовался в своей работе? И выяснится, что в вузе он учился по учебникам, написанным именно академиками и докторами наук. Может быть, в школе они и не работали, но разве это исключает их пускай косвенного, но вполне определенного участия в успехах самого педагога? Успехи любого учителя есть продукт коллективного творчества. Поэтому чистой практики, оторванной от теории, не существует. Чем же в этом смысле занимается теория? С одной стороны, она интерпретирует информацию сверху и несет ее в школу, а с другой – обобщает школьную практику.

В каких школах будут работать по методическим пособиям, созданным нашими авторами? Думаю, это будут вполне обычные школы. К тому же, как мы полагаем, в перспективе речь будет идти не об отдельных книгах, а о целых УМК. Сейчас на первом плане стоит создание общих методик, но уже подготовлен перечень педагогических книг по каждому учебному предмету, которые, с нашей точки зрения, могли бы быть востребованы учителем – практикумы, лабораторные работы, элективные курсы и т.д.

Книги, которые издают (или планируют издавать) сотрудники РАО и РАН, некоторые изначально обвиняют в излишнем академизме. Но в чем же, на мой взгляд, вообще заключается академизм? Думаю, прежде всего в том, чтобы рассказывать обо всем этом взвешенно, тщательно отбирая факты, без лишних и ненужных эмоций, апеллируя к мнению авторитетных, уважаемых во всем мире людей и стремясь всю эту информацию дать систематизированно. Ведь крайне важно, чтобы ученики при ее освоении учились прежде всего размышлять и понимать суть происходящего. Текст учебных книг должен научить человека размышлять. Между академизмом и практической направленностью всегда есть золотая середина. И найти ее очень легко, используя известный тезис о том, что «нет ничего практичнее хорошей теории».

P.S.

Буквально недавно стало известно, что Михаил Викторович избран действительным членом Российской академии образования. От всей души поздравляем его!


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту