search
main
0

Академики – школе

Издательский дом «Дрофа» вышел с предложением к РАН и РАО начать и в течение нескольких лет реализовать совместные проекты «Российская академия наук – школе» и «Российская академия образования – школе». В их рамках две ведущие научные организации страны предложат педагогическим работникам свое видение важнейших научных и педагогических проблем современного образования и попытаются освоить их на страницах книг и пособий, выходящих в двух взаимосвязанных сериях издательского дома «Дрофа».

Методической литературы высокого качества сейчас издается довольно мало. На прилавках книжных магазинов можно встретить либо конкретные разработки, связанные с отдельными курсами, предметами и классами, либо изложение личного опыта и своих собственных взглядов на те или иные проблемы преподавания отдельных авторов. В последнем случае авторов, как правило, мало заботит, как их мнение вписывается в общий контекст. Чаще всего они не считают нужным изучить все то, что было сделано до них, зато свою точку зрения отстаивают с жаром и энтузиазмом, не желая (а часто и не умея!) соотнести ее с тем, что было и есть.

А вот работ, проверенных серьезным экспериментом, попросту не стало. Так называемые «Общие методики» известные обобщающие работы перестали издаваться еще в конце 80-х. Их называли настольными книгами для преподавателей, поскольку «общие методики» олицетворяли понимание проблем методики обучения конкретному учебному предмету в данный исторический период, рассматривали вопросы целей, методов, подходов к отбору содержания и др. Но их главное достоинство заключалось в ответе на вопрос не «как что-либо сделать», а «почему и зачем нужно сделать именно так, а не как-то иначе». В этих книгах было очень много рассуждений, размышлений, анализа, обобщения опыта. Это не были конкретные разработки, зато каждый учитель мог понять, почему вот это называется методом, а это – формой организации обучения, где цель, а где задача, что такое средство обучения и когда оно становится источником знания и прочее.

Подобные издания никак нельзя было отнести к коммерческой литературе, поэтому, как только в издательское дело пришел рынок, их перестали издавать. Стало гораздо выгоднее печатать разработки конкретных уроков. В результате, как мне кажется, качество методической подготовки учителей в целом резко упало. Немудрено, ведь их вот уже более 20 лет не вооружают какими-то более или менее фундаментальными знаниями по основам методики. Понизился уровень как теоретической, так и практической подготовки педагога, ибо если он знает ответ на вопрос «как», не понимая, «почему», то это работает лишь до какого-то определенного времени, а потом учитель заходит в тупик.

Поэтому мы были очень рады, когда в конце прошлого года «Дрофа» предложила восстановить традицию выпуска книг, развивающих педагогическое мышление. И прежде всего решили издать фундаментальные методики по всем предметам. Сотрудничество крупнейшего издательства учебной литературы с двумя ведущими российскими академиями более чем оправдано. Ведь большинство авторов методик собрано именно в РАО и РАН, и почти все крупные исследования в этом направлении проводились именно здесь. Сейчас у нас уже сформированы рабочие коллективы. РАО будет создавать пособия по каждому учебному предмету, а РАН – книги, связанные с описанием достижений отдельных наук. Это нужно для того, чтобы показать учителю, где сейчас находится передний край науки, и каковы ее перспективы.

Проект касается создания как методических разработок, так и книг для чтения по школьным предметам. В результате нашей совместной деятельности у учителя появятся учебники, курсовые методики и пособия с описанием передовых достижений науки. Предполагается охватить все предметы школьного курса. Благо, что ресурсов для этого у нас вполне достаточно, ведь помимо сотрудников РАО и РАН мы можем привлекать к этой работе и научные кадры из других институтов.

Бытует мнение, что пособия, составленные учеными, априори далеки от школы, поскольку их создают люди, не представляющие, как работать с детьми. На самом деле, если учитель заявляет, что он научился чему-то на практике самостоятельно, то почему бы не спросить, кто же дал ему базовые знания, основы, которые помогли в практической деятельности, и чем он при этом постоянно пользовался в своей работе? И выяснится, что в вузе он учился по учебникам, написанным именно академиками и докторами наук. Может быть, в школе они и не работали, но разве это исключает их пускай косвенного, но вполне определенного участия в успехах самого педагога? Успехи любого учителя есть продукт коллективного творчества. Поэтому чистой практики, оторванной от теории, не существует. Чем же в этом смысле занимается теория? С одной стороны, она интерпретирует информацию сверху и несет ее в школу, а с другой – обобщает школьную практику.

В каких школах будут работать по методическим пособиям, созданным нашими авторами? Думаю, это будут вполне обычные школы. К тому же, как мы полагаем, в перспективе речь будет идти не об отдельных книгах, а о целых УМК. Сейчас на первом плане стоит создание общих методик, но уже подготовлен перечень педагогических книг по каждому учебному предмету, которые, с нашей точки зрения, могли бы быть востребованы учителем – практикумы, лабораторные работы, элективные курсы и т.д.

Книги, которые издают (или планируют издавать) сотрудники РАО и РАН, некоторые изначально обвиняют в излишнем академизме. Но в чем же, на мой взгляд, вообще заключается академизм? Думаю, прежде всего в том, чтобы рассказывать обо всем этом взвешенно, тщательно отбирая факты, без лишних и ненужных эмоций, апеллируя к мнению авторитетных, уважаемых во всем мире людей и стремясь всю эту информацию дать систематизированно. Ведь крайне важно, чтобы ученики при ее освоении учились прежде всего размышлять и понимать суть происходящего. Текст учебных книг должен научить человека размышлять. Между академизмом и практической направленностью всегда есть золотая середина. И найти ее очень легко, используя известный тезис о том, что «нет ничего практичнее хорошей теории».

P.S.

Буквально недавно стало известно, что Михаил Викторович избран действительным членом Российской академии образования. От всей души поздравляем его!

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте