search
main
0

Аист ошибся. Малыгины не делят детей на своих и приемных

Семья Малыгиных на первый взгляд – самая обыкновенная. Мама, папа, бабушка и дедушка, дети. Да только детей в семье сейчас… 21 человек в возрасте от восьми месяцев до семнадцати лет. Еще восемь детей уже выросли, живут отдельно.

Малыгины занимают четыре квартиры на первом этаже стандартной многоэтажки. Три кухни превращены в комнатки, сделаны внутренние двери между квартирами. В каждой детской спальне стоят двухэтажные кровати. Библиотека, телевизор, пианино. В гостиной – два длинных стола и скамейки, на стенах множество фотографий, грамот, дипломов.

Войдя в дом, сразу чувствуешь особую атмосферу любви, спокойствия, внимания друг к другу. Сергей Васильевич, отец, – подполковник в отставке. Чувствуется, что у него и мыслей не возникает о проблемах с дисциплиной, от него исходит внутреннее спокойствие, убежденность в том, что дети его слышат с первого раза. Он их тоже терпеливо слушает. Подбегает один из сыновей: «Папа, какой казан взять для плова?» Показывает, какой, напоминает, что и как поставить, потом подойдет и поможет приготовить плов. Нарезая привезенный мною торт, спокойно предлагает детям: «Возьмите, попейте чаю на кухне, а мы пока посидим, поговорим с гостьей». Старшие мгновенно уносят торт, уводят младших, и минут сорок мы спокойно общаемся с родителями. Потом дети не выдерживают, начинают заглядывать к нам, предлагают показать дом.

«Тесно, конечно», – признает глава семейства. В узких коридорах темновато, все заставлено обувью, завешано верхней одеждой. Негде хранить припасы, мешки с сахаром, с картошкой, банки с соленьями-вареньями аккуратно размещены по всем углам. Одна комната – сплошь стеллажи с книгами, в углу узенькая кушетка. Отец спокойно поясняет: в других спальнях размещены по три-четыре ребенка, а эта дочка с особинкой, ей временами нужны покой и свое пространство. Это не значит, что она не общается с другими, просто иногда уединяется. Девочка досконально знает всю семейную библиотеку. Глядя, как она справляется с малышами, я думаю, что она станет хорошей воспитательницей.

Мечтается всем о собственном доме. Нужны простор, широкие коридоры, большие окна. Кроме того, Сергей Васильевич убежден: дети должны расти, зная о том, что такое работа на земле. Пусть у них будет своя грядка, один вырастит урожай, другая будет заниматься цветами или наблюдать за птицами, как мама-орнитолог. Сейчас у них есть огород, собирают осенью по пятьдесят мешков картошки, это большое подспорье. Взрослые дети помогают.

Был в гостях губернатор области Виктор Толоконский, благодаря ему в 1994 году Малыгины и получили нынешнее жилье – целую лестничную площадку. Обещал помочь с расширением жилья.

Городские власти предлагали Малыгиным переехать в коттедж, но далеко и в очень неудобном месте, в индустриальном районе. Семье необходимо остаться в своем районе, рядом с родными и близкими. Здесь школа, в которую ходят дети, рядом поликлиника, где всех ребят наблюдают давно знакомые, хорошо знающие их врачи и медсестры. Здесь же дома культуры, клубы, многочисленные кружки и секции. Все дети ходят на различные занятия по интересам: музыка, танцы, тэквондо, конный спорт, плавание. Все налажено, ломать, отрывать детей от привычного места нельзя.

Первого ребенка мама семейства Татьяна Григорьевна усыновила давно, еще до появления своих детей. Теперь он взрослый, женат, есть дети, а он мечтает стать главой приемной семьи, как вырастившие его приемные родители. Для Малыгиных все дети свои, и никакого деления на родных и приемных. В один голос говорят, что никаких проблем у них нет. Напрягает только неопределенность законодательства, перемена статуса: то были семейным детским домом, теперь приемная семья. Меняются законы об опеке – приезжают новые комиссии, либо самих приемных родителей вызывают по инстанциям, а это драгоценное время.

Говорим о детских домах, которые правительство собирается ликвидировать, создать вместо них семейные дома, приемные семьи. Сергей Васильевич уверен: детские дома совершенно нерентабельны. Детей в них растят так, как будто в дальнейшем общество будет им чем-то обязано. Что такое труд на пользу общества, они не знают, в магазин сходить не умеют, режим у ребят, как в казарме. В восемнадцать лет их выпускают в жизнь, о которой они ничего не знают. Дают в руки большую сумму денег, которую они мгновенно спускают. А дальше что? Сергей Малыгин считает, что должны быть законы, как в других странах. Там человек, покинувший младенца на произвол судьбы, должен платить штраф, а потом и деньги на его содержание. У нас отказаться от ребенка очень просто и горе-родителю ничего не грозит. Содержание социальных сирот ложится на плечи государства, то есть на нас – налогоплательщиков.

Татьяна Григорьевна говорит о том, что ее удивляет больше всего. Детям-сиротам регулярно покупают новые одежду и обувь. «А потом куда? У нас в семье все, что уцелело, переходит со старшего на младшего, дети знают, что башмаки на дереве не растут». Содержание детского дома обходится государству недешево. Здание, коммунальные услуги, штат, одежда, обувь, питание, мебель, оборудование, летний отдых… Тратятся громадные деньги. А в результате 80-90 процентов выпускников детского дома после первого года самостоятельной жизни оказываются в заключении. Отдать бы здания детских домов приемным семьям. Они вырастят детей, поставят их на ноги, передадут большой дом следующей семье, а сами будут жить в выделенной государством небольшой квартире либо с кем-то из взрослых детей, как пожелают. Кстати, дети в приемных семьях не получают всех тех льгот, которые имеют в детских домах. Никто не предлагает Малыгиным, например, бесплатно поехать летом в лагерь, отдохнуть. Никто не вывозит их в театр и в музей, все организуют сами. Нет у них права на бесплатные лекарства, а представьте себе эпидемию гриппа в семье из тридцати человек. Конечно, денег не хватает. Малыгины – оптимисты. Радуются тому, что есть. Рассказывают, что несколько лет назад город выделил им микроавтобус. Вся семья в него не помещается, но все же делают выезды. Раз в неделю ездят за продуктами на оптовую базу.

В октябре 2007 года Татьяна Григорьевна ездила в Москву, на съезд первых приемных матерей, получила награду президента страны. Пообщалась с другими родителями, знает, что проблемы у них общие. Детей они берут на воспитание самых разных, есть с отставанием в развитии. Как происходит процесс? Татьяна рассказывает, как в семье появилась младшая, Зоя. Осенью мать повезла в больницу сына, требовалась операция. Там ей рассказали о брошенной малышке. «Понимаете, я не могла уйти и оставить ее там». Посоветовалась с мужем, тот спросил, готова ли она опять переживать бессонные ночи, возиться с пеленками. Думали долго… минут пять. Гладя крошку по голове, Татьяна задумчиво говорит: «Я думаю, она или узбечка, или таджичка, ничего не известно, мать родила и сбежала…» Как можно бросить беспомощного младенца, которого ты выносила и произвела на свет? Когда дети подрастают и задают нелегкие вопросы, Татьяна отвечает: «Аист сначала ошибся и отнес тебя не туда, но мы тебя отыскали, теперь ты дома, все хорошо». Глядя на список детей и их возраст, я понимаю: каждый раз, родив своего ребенка, Татьяна уходила из роддома с двумя-тремя малышами. Иной путь для нее немыслим.

В четырнадцать лет, получая паспорт, приемные дети выбирают фамилию родителей, которые их воспитали. Дочь Клавдия, недавно вышедшая замуж, пишет: «Наверное, только в семье, где существует не просто любовь, а любовь, пропитанная взаимной ответственностью друг перед другом, терпением и пониманием, может существовать атмосфера семейного благополучия и счастья! А когда семья состоит не из одного ребенка, а из двух или трех, то родительская забота, равномерно распределяясь между всеми, не делает кого-то одного избалованным или эгоистичным. Дети с малых лет привыкают к коллективу, к ответственности, к взаимопониманию и заботе друг о друге! И, что интересно, родительского тепла, любви и заботы хватает на всех, не говоря уже об интеллектуальном, нравственном, творческом, коммуникабельном и даже музыкальном развитии всех детей!»

Один из сыновей сейчас учится в физико-математической школе, по окончании хочет поступать в университет. Другой – в районном профессионально-техническом училище, будет строителем. Главное – чтобы каждый ребенок хотел стать полезным членом общества, понимал, что без труда не выловишь и рыбку из пруда. Единая система воспитания, общий разумный подход заметны сразу, когда слушаешь самих детей, наблюдаешь за малышами и за взрослыми. «Когда от меня отказались в роддоме, моя мама Таня сразу, не задумываясь, забрала меня как своего сына. Я всегда буду любить ее, оберегать и защищать, как мои деды Родину. И всему моему роду будет хорошо на душе, потому что я вырасту надежным, отважным», – написал в сочинении восьмилетний Гоша.

Найти бы для всех брошенных, осиротевших детей таких родителей, как Малыгины, и общество не потеряло бы ни одного из своих будущих полезных членов.

Новосибирск

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте