search
main
0

Ах, эта сказка!

Жил-был один мальчик…

Сказки окружают нас всю жизнь. Мы впитываем их с молоком матери вместе с колыбельными. Нам рассказывают их воспитатели в детском саду и заставляют читать учителя в школе. Потом по примеру наших родителей мы рассказываем их своим детям. А те, когда вырастают, рассказывают своим… И так, поколение за поколением, сказки сопровождают по жизни каждого из нас. Есть сказки старинные, бабушкины, которые уже давно стали народными. Эти сказки ранее передавались из уст в уста, как и легенды, былины. В них передавались мудрость и опыт, знания и представления о мире наших предков.

Но знаете ли вы, что сказки могут не только воспитывать, но и лечить, образовывать, развивать? С этими задачами успешно справляется одно из направлений в практической психологии под названием «сказкотерапия». И день ото дня этот вид арт-терапии становится все более и более популярным, используемым в том числе на уроках в начальных классах. А связано это с тем, что сказка воспринимается не только на сознательном, но и на подсознательном уровне.

Через восприятие сказок мы воспитываем ребенка, развиваем его внутренний мир, лечим душу, даем знания о законах жизни и способах проявления творческой силы и смекалки. Главное – помнить, что сказкотерапия – это сказки для конкретного ребенка, маленький человечек может отождествить себя с главным героем. Любая сказочная история может начинаться со слов: «Жил-был один мальчик (девочка), похожий(ая) на тебя…»

Мои способы работы со сказками на уроках разнообразны. Наиболее простым и наименее затратным является чтение. Но не стоит считать, что достаточно будет просто прочитать сказку. Необходимо ее правильно подобрать в соответствии с возрастом и поставленными задачами (например, коррекция агрессивного или гиперактивного поведения детей и др.). После прочтения/прослушивания сказки необходимо ее обсудить и сделать выводы. Также можно прочитать часть сказки (до кульминационного момента) и попросить продолжить ее, к примеру, ребенку можно сказать: «А как бы ты поступил в такой ситуации? Как бы ты помог героям сказки?»

Следующий способ – написание собственной сказки. Этот способ в большей степени диагностический. Он может дать ответ на вопрос, что в душе ребенка, который ее написал. Потому что, сочиняя сказку, ребенок в значительной степени проецирует свою жизнь и как бы в метафорической, аллегорической форме описывает себя, события своей жизни и свои проблемы. В этой же написанной сказке можно найти подсказку к тому, какими способами можно решить имеющиеся проблемы, какие ресурсы использовать.

К сказкотерапии хорошо добавить некоторые элементы арт-терапии. Например, перед сочинением сказки порисовать (использовать свободное рисование – «каракули» – или рисование с конкретно заданной инструкцией: нарисовать свой страх и т. д.). Затем в рисунке выбираются образы – главные герои, с ними пишется сказка. Также сказку можно проигрывать – инсценировать, к примеру, с помощью кукольного театра. Естественно, чем сложнее способ, тем более глубокая работа по нему возможна и лучшие результаты можно получить.

Самый большой успех имеют сказки Натальи Абрамцевой. Она родилась в Москве в семье военного и учительницы русского языка и литературы. Но у девочки был тяжкий недуг, вскоре приковавший ее к постели. (Наталья страдала сложным и редко встречающимся заболеванием спинного мозга, при котором человек обречен на полную неподвижность и быструю смерть. Тот факт, что писательница прожила 42 года, считается в медицине уникальным и труднообъяснимым, возможно, его отгадка в невероятной насыщенности духовной жизни Наташи.) Родители были вынуждены перебраться ближе к медицинским центрам, так семья оказалась в подмосковном городке ракетчиков Болшево, где прошли детские годы Абрамцевой. За всю свою недолгую жизнь она создала большое количество чудесных произведений для детей и взрослых, а именно 120 сказок и остальные произведения в виде пьес. Особенную популярность имеет книга «Сказки для добрых сердец».

Не забывайте читать ребятам сказки, откройте для них этот удивительный мир. Ведь в них собраны и сохранены все основные жизненные роли, которые мы, люди, передаем друг другу из поколения в поколение. Именно в сказках можно встретить все маски нашей личности и ознакомиться со всеми аспектами своей души, со всеми ее возможностями.

Екатерина ФЕДОНЮК, учитель начальных классов школы №2057

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте