Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Агенты перемен

Учительская газета, №9 от 7 марта 2006. Читать номер
Автор:

С чего начинается демократия? Наверное, можно было бы ответить на этот вопрос длинно и пафосно, однако у Инны Феликсовны Свидерской, исполнительного директора Северо-Западного центра образовательных технологий «Открытое образование», есть свое простое объяснение. Демократия, считает она, создается не в кабинетах министерств, она рождается в наших семьях и школьных классах.

– Воспитывая наших детей, мы строим свое собственное будущее, и наша общая задача – сделать все возможное для того, чтобы из школы выходили граждане демократического общества, люди с активной жизненной позицией и верой в демократические идеалы.

Вот уже полтора года в Петербурге реализуется проект «Демократическая школа – для демократического общества». Он был задуман и осуществлен центром «Открытое образование» при поддержке Совета министров Северных стран. Также проект поддерживается Международным благотворительным фондом имени Д.С.Лихачева.

– Инна Феликсовна, расскажите, пожалуйста, об идее создания проекта.

– Демократическое общество – это общество, в котором мы бы хотели жить. И значит, надо воспитывать будущих граждан этого общества. Им его строить, в нем работать и жить. Воспитывая на принципах демократии сегодняшних детей, мы фактически определяем свое будущее.

– Кто является участником проекта?

– В проекте участвуют организации, представляющие все уровни образования – от начальной школы до органов управления образованием шести стран. Это школы и коледжи, педагогические университеты и некоммерческие организации. Основная цель проекта: обмен опытом. Конечно, условия и отправные точки в каждой стране свои, но проблема демократизации школы существует везде. В странах с так называемой старой демократией демократия, как картина, которая висит на стене много лет и которую со временем перестают замечать и ценить. Для этих стран интересны новые возможности и новые идеи в этом направлении. Странам, идущим к демократии, необходим опыт. В проекте участвуют Норвегия, Финляндия, Латвия, Литва, Эстония и северо-запад России, представленный Петербургом и Псковом. Главная задача, которую мы ставили перед собой, начиная проект, дать возможность педагогам из разных стран встречаться и обмениваться опытом, знаниями, мнениями. Здесь еще раз нужно сказать огромное спасибо Совету министров Северных стран, который помог нам осуществить такую важную и финансово-затратную часть любого международного проекта, как мобильная активность участников.

– Начиная проект, мы задавались многими вопросами, но основные, на которые нам хотелось получить ответ: что же такое демократическая школа? Как должна быть устроена школа в демократическом обществе, чтобы из нее выходили люди с открытым демократическим сознанием? Как будущие педагоги должны быть подготовлены к работе в этой школе? Чему учить и, главное, как учить? Конечно, демократические ценности должны быть представлены в содержании школьного образования – это касается в первую очередь предметов гуманитарного цикла. Но какие инструменты должны быть в арсенале педагога, какие мы можем предложить технологии, помогающие развивать качества, которые и отличают гражданина демократического общества?

– Каковы же эти качества?

– Мне кажется, это открытость сознания, готовность к диалогу и толерантность, умение делать осознанный выбор и ответственность за свои поступки, уважение как к самому себе, так и к личности другого человека.

– А что вы понимаете под демократическими технологиями?

– Это различные методы обучения, которые основаны на уважении к личности, позволяют ребенку проявить свою индивидуальность, дают ему право на выбор, учат активной жизненной позиции, помогают научиться жить в мире с окружающими и с самим собой. К примеру, многие интерактивные технологии являются по сути демократическими, так как позволяют высказаться каждому, учат слушать и понимать собеседника.

Результатом нашей работы должен стать портфолио демократической школы, ее методический портфель. Второй продукт, который должен появиться в результате деятельности проекта, хоть и нематериальный, но не менее важный – это некое сообщество агентов перемен, то есть людей, приверженных идее демократической школы, владеющих демократическими технологиями и готовых их распространять.

– Практическая реализация проекта?

– В каждой стране есть организация-координатор. Наш центр возглавляет весь проект. Также в число организаций-координаторов входят Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена, где проект курирует Татьяна Гелиевна Галактионова, и Псковский центр педагогических технологий под руководством Татьяны Владимировны Светенко. В Финляндии это Национальный центр профессионального развития в образовании Opeko, в Эстонии – Таллинский педагогический университет и т.д. Каждый координатор собирает в своей стране команду, куда входят люди, представляющие разные уровни системы образования: школу, вуз, органы управления образованием, НКО. В течение года организуются координационные встречи команд – участниц проекта. В прошлом году такие встречи прошли в Финляндии и Норвегии. Центральным событием года стала конференция «Демократическая школа – для демократического общества», состоявшаяся в Петербурге. Конференция собрала участников проекта из пяти стран, которые постарались представить все то лучшее, что делается в их странах в направлении демократизации школьного образования.

В этом году к проекту примкнула Латвия, и осенью мы побывали в одной из старейших латышских гимназий в городе Валмиера. Познакомились с работой школьной думы, в состав которой входят ученики, учителя, администрация школы, родительская общественность, представители местной власти, спонсоры. Нижняя палата занимается решением различных проблем школьного быта, а в ведении верхней палаты более серьезные и масштабные вопросы, такие как организация учебного процесса и бюджет школы. Кстати, с подобными общественными органами управления школой мы встретились во многих странах. Такие управляющие советы являются замечательным примером того, как демократические идеи претворяются в жизни школы. Кроме того, они представляют собой прекрасный механизм привлечения внебюджетных средств. Весной этого года норвежские учителя приедут в Петербург, а потом посетят Псков. В июне в Эстонии будет проходить летняя школа для всех команд-участниц. На следующий год мы планируем провести фестиваль демократических школ. Во всех странах, участвующих в проекте, будет проходить конкурс, и школы-победительницы приедут на фестиваль в Санкт-Петербург.

– Встречалась ли вам модель идеальной демократической школы?

– Знаете, каждый раз, когда я попадаю в новую школу, я смотрю на нее с двух позиций: как учитель и как родитель. И думаю о том, хотела бы я работать в этой школе или нет. И хотела бы я, чтобы в ней учился мой ребенок. Из всего увиденного за рубежом мне бы хотелось упомянуть начальную школу Sore Al Skole г. Лиллехаммера (Норвегия). Она построена по принципу открытого пространства, где нет внутренних стен. Каждый школьный день начинается с общего сбора, когда все дети, учителя, по желанию и родители, собираются вместе, обсуждают планы на день, поют. Обстановка очень теплая, все дети необыкновенно приветливы и доброжелательны. У нас на Северо-Западе есть замечательная Псковская билингвистическая гимназия, работающая по очень интересным авторским методикам. Здесь краеугольным камнем всего образовательного процесса является принцип уважения к личности каждого ученика и к его праву на свободный и осознанный выбор. Среди петербургских участников проекта хотелось бы назвать гимназию №700, где и директор, и педагогический коллектив всегда открыты ко всему новому и создана удивительно творческая атмосфера. Это, безусловно, лишь малая часть того интересного и уникального, что есть и в России, и в других странах. Есть столько замечательных школ и столько чудесных талантливых педагогов! Вот и хотелось бы дать им возможность познакомиться друг с другом.

– Понятно, что учителя ездят, смотрят разные модели, педагогические практики, а что потом?

– Надеемся, что у нас появится возможность опубликовать этот обобщенный опыт, чтобы все собранные материалы вышли за рамки проектного поля. Думаем также о возможности организации цикла обучающих семинаров по собранным технологиям.

– Что в работе российских учителей интересно иностранным коллегам?

– Если говорить о зарубежных учителях, то они проявляют особое внимание к авторским методикам. Поэтому программа нашей июньской конференции минимально состояла из докладов, и максимально были представлены интерактивные формы – мастерские и мастер-классы.

Нам же в свою очередь интересны как педагогические находки, так и различные формы и механизмы участия общественности в управлении образованием. Именно этой проблеме будет посвящена наша летняя школа.

– Будут ли присоединяться к проекту другие города северо-запада: Великий Новгород, Вологда, Мурманск, Архангельск?

– Будем рады новым участникам. Нам можно писать на адрес центра nwcenter@lfond. spb.ru или на электронный почтовый ящик проекта demschool@mail.ru.

– А дети будут включаться в проект?

– Вначале мы действительно планировали включать в команды и учеников, и учителей, но позже мы пришли к выводу, что целесообразнее, продуктивнее попытаться вначале сформировать сообщество учителей-демократов, которые впоследствии могли бы стать проводниками опыта, полученного в рамках проекта. Главное, что объединяет всех участников проекта, – это желание делиться и учиться, желание работать и учить своих детей в светлой, открытой и доброй школе.


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту