На уроке ОБЖ в 11 классе, посвящённом мировому терроризму, я решил использовать роман Фредерика Форсайта «Афганец». Но по мере создания сценария, я понял, что выхожу за временные рамки одного урока, к тому же, в моём «романе», как и полагается в этом жанре, несколько «сюжетных линий» (которые можно назвать межпредметной интеграцией и метапредметностью). В общем, получился рассказ с продолжением. Надеюсь, не «мыльная опера».
Урок должен быть интересным. Это непременное условие. Только тогда внимание ученика становится естественным, а его участие в уроке обусловлено непосредственными познавательными потребностями, а не внешними факторами, вроде школьной отметки.
Захватывающая история – один из способов создать такой урок. Но если это не литература, где знакомят учащихся с рассказами, новеллами, романами, а другой предмет, – уместно ли использовать литературное произведение как основу урока?
Думаю, да. Надо лишь расставить акценты и выбрать места для постановки учебных задач своего предмета. Потому что, одна и та же история может трактоваться на биологии, к примеру, совсем по-другому, чем на истории.
Глава первая
Учитель: 11 сентября 2011 года мир содрогнулся. Произошла самая крупная террористическая акция в мире. Ответственность взяла на себя «Аль-Каида» и её лидер Усама бен Ладен (на экране медиапроектора – башни-близнецы Нью-Йорка в момент атаки террористов).
Доклад ученика:
Террорист №1
«Усама бен Ладен, человек, которого Америка назвала «террорист №1», родился в Саудовской Аравии. Отец был миллионером, имел десяток жён и около полусотни детей.
В 1978 во внутренний конфликт в Афганистане вмешался СССР, который ввёл туда войска. Началась Афганская война.
Туда тут же приехал Усама, став не только командиром одного из отрядов, состоявшего из арабских добровольцев, но и спонсором афганского сопротивления. Которое, кстати, поддерживали в то время и США – то есть, они были тогда на одной стороне баррикады. Любопытно.
После афганской войны (1989), бен Ладен вернулся на родину в семейный строительный бизнес. Во время иракской агрессии в 1991 году против Кувейта, на территории Аравии разместились американские войска, пришедшие на помощь Кувейту. Усама назвал это «оккупацией», и обвинил саудовских правителей в пособничестве США. За что был выслан из страны и обосновался в Судане.
Там он развернул свой бизнес: проложил более тысячи километров шоссейных дорог, впервые соединив деревни и посёлки страны со столицей. Также занялся фармакологией, построив крупнейший в Африке завод по изготовлению медикаментов. Разве не достоин уважения такой бизнесмен?
Но это были не все статьи его дохода. Ещё одной сферой деятельности бен Ладена в Судане стала работорговля и производство наркотиков, которые создавались прямо в его фармацевтическом центре.
Всё это время он не прекращал «газават» – священную борьбу против США. В частности, спонсируя сомалийских пиратов, покупая оружие для «Талибана», активно поддерживал, что для нас очень важно, исламистов на Кавказе во время чеченской войны. Но свой главный удар он нанёс 11 сентября 2001 года.
Впрочем, есть мнение, что чаще ему приписывали все теракты, совершенные в минувшем десятилетии, на основе весьма сомнительных данных. А он не отказывался.
В 1996 Судан выслал «Террориста №1» в ответ на угрозу введения санкций ООН, и бен Ладен перебрался в Афганистан. Где был убит 2 мая 2011 года бойцами ВМС США и ЦРУ по приказу президента Барака Обамы в рамках тайной спецоперации. Вскоре после этого тело бен Ладена похоронили в море. 6 мая Аль-Каида подтвердила его смерть, пообещав отомстить».
Учитель: А следом пришла весть – бен Ладен жив!
Глава вторая
Учитель: Если Усама мёртв, – зачем так быстро избавились от его тела, вызвав подозрения во всём мире?
С другой стороны – так ли это важно?
(Здесь и далее курсивом выделяется обращение к классу, открытые вопросы, приглашение для обсуждения, а ниже предлагается возможная версия для учителя).
Слова одного из жителей Востока: «Нельзя ненавидеть ислам только из-за бен Ладена. Но, в то же самое время, невозможно надеяться, что терроризм исчезнет только потому что бен Ладена больше нет».
Терроризм не исчезнет. После 11 сентября 2001 года все антитеррористические центры поняли, что без внедрения своих агентов в ряды арабских фанатиков они не могут спать спокойно. Как и все граждане западных государств (восточных, впрочем, тоже). Но внедрить информатора в «Аль-Каиду» оказалось практически невозможным.
Почему?
Коренного араба могут перевербовать, и он будет работать против Запада. Неараба они просто не примут. Европеец с восточной внешностью, безупречно владеющий арабским языком? Все арабы родом из разросшихся семей, кланов, племён. Один неправильный ответ на вопрос о семье, клане, и самозванца раскроют. Помимо того, он должен выглядеть как свой, говорить как свой и, самое важное, вести себя как свой. Одно неточно произнесённое слово в какой-нибудь молитве, и фанатики ислама его вычислят. Ни один европеец не сойдёт у арабов за араба.
Но такой всё-таки нашёлся.
Во время прослушивания одного телефонного разговора агенты ЦРУ узнали о готовящейся акции, которая, как говорилось в разговоре, будет превышать эффект 11 сентября в разы. Но что это за акция – понять не удалось. Тогда и было принято решение о внедрении своего агента. Его звали Джеймс, бывший офицер-десантник, прошедший спецподготовку, в общем, «джеймс бонд», но главное – он провёл в детстве несколько лет в Афганистане, потому бегло владел арабским. Но этого было мало. В специальном лагере ему составили учебный план на ближайшие три месяца.
Вы не хотите попробовать составить самостоятельно такой план для человека, который должен сойти в лагере арабских террористов за своего?
Учебный план
1. Физическая подготовка.
2. Умение одеваться в национальную одежду (халат, тюрбан для головы), уход за волосами и бородой.
3. Арабский язык (чисто по-арабски он не мог говорить, по легенде он был из Афганистана, поэтому должен был говорить на арабском с пуштунским акцентом, пушту – язык южных и восточных афганцев).
4. Знание Корана и основных молитв.
5. Знание традиций и истории арабского мира.
6. Знание имен и внешности всех главных людей в «Аль-Каиде».
7. Спецподготовка.
8. Знание подробностей жизни своего «двойника».
Представьте, что мы находимся в этом учебном лагере, в этой школе суперагентов, «фабрике джеймс бондов». Первый урок – «Арабский язык» (на экране – арабская вязь).
الشيخ محمد الطاهر الرافعى الذي وفد إلى مصر سنة, ليتولى قضاء المذهب الحنفي أى مذهب أبي حنيفة النعمان بأمر من السلطان العثمانى حيث كانت مصر حتى ذلك الحين ولاية عثمانية.
В арабской письменности строчку пишут справа налево. Так как арабской вязью мы вряд ли за урок научимся писать, давайте просто попробуем – каково это: писать справа налево?
Задание: кто быстрей напишет слово справа налево (к доске выходят два ученика).
Варианты слов даются на слух: Афганистан, Узбекистан (пишут, разумеется, по-русски, но справа налево).
Задание: Существуют «арабские» цифры. Ими пользуется весь мир. И мы с вами. Не пользуются только арабы! Правда, не все. В Африке (Алжир, Египет) пишут привычными для нас цифрами. Другие арабские страны используют свои цифры. Вот они.
0 ٠ 3 – ?
1 ١ 4 – ?
2 ٢ 5 – ?
Спецагент отличается от обычных людей остро развитой интуицией. Выберете интуитивно из предложенных ниже вариантов, арабские аналоги наших 3, 4, 5.
٤ ٣ ٥
Правильный ответ: 3٣ 4٤ 5٥
Глава третья
Учитель: Никто и никогда не смог покорить Афганистан. По-настоящему. Да, войска чужеземцев захватывали эту страну, но что делать дальше – не знали. С 1979 по 1989 годы эту участь разделили советские солдаты. Оставив 14 000 только погибшими, мы ушли из этой горной ловушки. До нас были англичане, после нас – американцы. Результат один: страна никому не подчиняется, ни чужим, ни даже своим предводителям. Государство раздроблено на части, на воюющие анклавы. Солдаты меняют своего военачальника по принципу – кто больше заплатит. Хаос.
Мулла Омар
«В 1994 году произошло вроде бы мелкое событие. Близ Кандагара солдаты привели в лагерь двух девчонок и по очереди надругались над ними.
Деревенский проповедник из соседнего села взял 30 своих учеников и отправился в этот лагерь. Солдат они избили палками, а начальника вздёрнули на стволе танковой пушки. Этого проповедника звали мулла Омар. Известие быстро распространилось. К мулле стали обращаться за помощью. Его отряд стал расти, как на дрожжах. В отличие от других полевых командиров, его люди не брали денег, не насиловали, не отнимали урожай, не требовали награды. И превратились в героев нации! Был отряд, стала армия. Захватили Кандагар (второй по величине город Афганистана). Себя они называли студенты (а профессор – мулла Омар). На пушту (языке Афганистана), студент – «талиб». Так родилось движение «Талибан».
Учитель: Почему люди приняли его?
Потому что появился наконец-то порядок, закон, исчезло насилие, коррупция, преступления.
Но вместе с тем это и самый суровый режим за всю исламскую историю. Женщинам запрещено было посещать школы, выходить на улицу без сопровождения взрослого родственника, предписано носить одежду, полностью закрывающую фигуру и лицо. Мужчины были обязаны носить бороды и выполнять исламские ритуалы. Пение, пляски, музыкальные инструменты, спортивные игры и даже невинные детские увлечения, типа запуска бумажного змея, были под строжайшим запретом.
«100 ударов плетью за связь неженатой пары.
Отсечение руки за воровство.
Побивание камнями за ненакинутый на голову женский платок.
80 ударов палками за употребление алкоголя».
Публичная казнь через повешение за более тяжёлые преступления.
(Из статьи «Воскрешение бен Ладана», «АиФ», №39, 2011 г.)
После взрыва башен-близнецов в Нью-Йорке и ввода американской армии в Афганистан «Талибан» с боями отошёл вглубь страны и затаился в горных пещерах.
А после смерти Усамы бен Ладена мулла Омар, по некоторым данным, стал главной целью западных спецслужб.
Глава четвёртая
Учитель: Итак, агент Джеймс проник на Ближний Восток, где связался с лидерами террористических организаций, работая «под прикрытием».
Но как избежать провала, когда ты именуешься чужим именем? Если тот, кем ты назвался, жив, то он может заявить о себе. Если мёртв, то как ты вернулся с того света?
Он должен быть не жив и не мёртв.
Из американской тюрьмы, благодаря «нетипичной» работе адвоката, за «отсутствием явных доказательств вины», выпускается на свободу афганский боевик, принимавший участие в нескольких террористических операциях. Не успел изумлённый афганец переспросить переводчика – я свободен? – как его грузят в машину, далее самолёт и заброшенный дом в канадской тайге – тюрьма для одного человека. Там агенты ЦРУ выуживают у него всю возможную информацию для Джеймса, начиная с друзей детства и заканчивая… хотя, вряд ли можно закончить такую работу.
Как запомнить огромный объём информации? Имена и лица тысячи людей?
На помощь приходят мнемонические приёмы.
Мнемоника
«Мнемоника (греч. mnēmoniká — искусство запоминания), система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования искусственных ассоциаций. Например, известный приём заучивания числа 3,1415926536 (число «пи») с помощью двустишия: \”Кто и шутя и скоро пожелает(ъ) пи узнать, число уж(ъ) знает(ъ)\”. Здесь число букв очередного слова (по правилам русской орфографии, действовавшим до 1918 года) соответствует очередной цифре запоминаемого числа.
Уже в глубокой древности люди пользовались сначала внешними (зарубки, узлы и пр.), а затем и внутренними (представления предметов, действий) опорами как средствами запоминания. В наш цифровой век интерес к мнемонике несколько утрачен. И зря. Потому что техника мнемоники не только облегчает запоминание нужной информации, но и помогает осмыслить её. Основная идея: связать элемент информации, который нужно запомнить, с каким-то ярким образом, и затем, по мере надобности, «вытащить» из памяти данный образ, и «раскодировать», то есть, вспомнить связь, а с ее помощью и нужную информацию».
Задание: я покажу несколько лиц, а вы попытайтесь запомнить фамилии этих людей.
На экране ряд портретов с подписанными внизу фамилиями.
Подсказка: попробуйте в лице, одежде, причёске, другой какой-то особенности человека найти связь с его фамилией. Ну, например, у Синицина синяя рубашка. Человек с фамилией Самохвалов имеет на фото очень гордый, надменный взгляд и т.д. У вас минута. Потом проверим ваши мнемонические способности – годитесь ли вы на роль суперагента?
Глава пятая
Учитель: Перед следующей частью нашего «романа», я хочу предложить вам небольшой тест. Согласитесь или не согласитесь с этими высказываниями? Нужно отвечать либо «да», либо «нет».
Тест
1. Хорошо иметь дома по телевизору в каждой комнате.
2. Женщина должна знать своё место. Это место определяет мужчина.
3. Продукты покупать лучше в универмаге, а не на рынке и в киосках.
4. Детей нужно рожать, пока они рождаются.
5. Материальный достаток – один из показателей успешности человека.
6. Лучше сразу умереть, чем терпеть унижения.
7. Нет ничего плохого в бутылке хорошего вина на праздник.
8. После трудного дня, чтобы отдохнуть и расслабиться, можно покурить марихуану.
9. Мужчина и женщина имеют равные права.
10. Мужчина может изменять, а женщина нет.
Ответы записаны.
Учитель: Я раскрою секрет. Эти высказывания (пусть несколько поверхностные и на бытовом уровне) показывают весьма существенные различия между менталитетом людей двух цивилизаций: нечётные (по порядковому номеру) высказывания характерны для европейского (западного) образа мышления христианских стран (включая, очевидно, и Россию); чётные рассуждения характерны для восточного (исламского) мира.
Совпали ли ваши ответы с таким раскладом?
Если да, то можете ли вы теперь назвать одну из причин терроризма (а также, международных конфликтов, вражды народов и др.)?
Одна из причин – мы разные! У нас разное мировоззрение. Разные ценности, разное воспитание и разные привычки.
Но эта разность может служить оправданием террористов?
Нет. Поэтому, можно предложить такое определение: «Терроризм – попытка решения проблемы несовместимости между людьми, используя неограниченное насилие».
Это нетерпение всего чуждого, вызванное невежеством и скудностью воображения. Это эгоизм в своём максимальном проявлении.
Глава шестая
Учитель: Проблема насилия – огромная, многоплановая, очень много вопросов пока остаётся без ответов. Очевидно, что, не изменив наши взгляды на ценности восточной культуры, не учитывая разное воспитание в Вологде, Твери, и, скажем, в Тегеране, очень мало шансов борьбу с насилием хоть когда-нибудь закончить.
Что ж, пора проверить вашу эрудицию касательно ценностей восточной культуры.
Чужой этикет
Игра, по форме напоминающая телевизионные версии «Брейн-ринга» или «Своей игры», на выбор учителя.
Этикет – это установленный порядок поведения в обществе: приветствия, прощания, благодарности, извинения, жесты и многое другое.
1. Во время разговора африканских арабов, один из них вызвал смех у остальных, бросив какую-то остроту. Тут же собеседники ему протянули руки. Зачем?
Ответ: После удачной шутки принято протягивать ладонь, по которой собеседник ударяет своей ладонью. У русских протянутая рука воспринимается, как намерение попрощаться, и они начинают её пожимать, чем вызывают большое недоумение собеседника.
2. Кто представляется первым при знакомстве?
Ответ: Мужчина, независимо от возраста и положения, всегда представляется женщине первым.
Младших по возрасту или служебному положению следует представлять старшим: юноша представляется мужчине, мужчина – шейху, и т.п. Если знакомящиеся люди равны по возрасту и положению, то холостой должен представляться женатому, а незамужняя женщина – замужней.
3. При знакомстве и при встрече принято обмениваться рукопожатиями (как и у нас). Откуда пошёл этот обычай?
Ответ: Обычай рукопожатия имеет древнюю историю и глубокий смысл. Причем тот факт, что для рукопожатия следует подавать правую руку, не случаен. Ведь именно правая рука практически всегда сжимала рукоятку меча. Протягивая её при встрече, человек тем самым показывал, что у него благие намерения.
4. Египетский дипломат Абдель Фаттах в своей книге \”Общение с людьми и этикет\”, советует примерной арабской женщине не протягивать руку при знакомстве с иностранцем (особенно с европейцем), а ограничиться кивком головы. При этом следить за тем, чтобы в её руках всегда была сумочка или платок. В чём смысл данного совета?
Ответ: На Западе считается общепринятым, когда при встрече или даже при знакомстве, мужчина может поцеловать женщину в щеку или руку. Арабские женщины приходят в замешательство, когда, например, на различных дипломатических приёмах им начинают в знак уважения и приветствия целовать руки, протянутые для рукопожатия. С точки зрения арабского этикета подобные действия абсолютно неприемлемы. Сумочка или платок в руках – знак для \”недалёких\” представителей западной культуры, что подавать руку для поцелуя она не собирается.
5. Представьте такую сцену. Европеец преподносит своему арабскому деловому партнёру какой-то сувенир. Но тот почему-то насупился. Тогда один из помощников шепнул, что его западный друг – левша. Лицо араба прояснилось. Кто может прокомментировать ситуацию?
Ответ: Левая рука в исламских странах считается «нечистой» (она используется для личной гигиены). Поэтому передавать документы, визитные карточки или сувениры, есть плов (а плов едят руками) ею запрещается, если только вы заранее не предупредите, что вы левша.
А кто мне скажет: зачем нам быть в курсе чужой этики, мы свою-то не всегда знаем?
Чтобы что-то принять, надо это сначала понять.
Маленькое уточнение: вопросы подбирались для обычных «европейских» школьников.
Глава седьмая
Учитель: Вернёмся в роман «Афганец».
Агенту удалось проникнуть в «Аль-Каиду». Более того, он был включён в группу восьми смертников, которая осуществит акцию, как сказали, более грандиозную, чем падения самолётов на башни-близнецы. Однако всех участников операции держали в неведении, и Джеймс не мог передать своим – что же они должны сделать в конечном итоге? Наконец, они сели в самолёт, который летел на какой-то остров близ Сомали. Их было семеро. Джеймс поинтересовался у главного по имени Сулейман – куда делся восьмой? Он не надеялся получить ответ, – задавать вопросы здесь было не принято, но Сулейман буркнул: «Он нам не подходит, у него морская болезнь».
Не надо быть спецагентом, чтобы догадаться – какую операцию им предстояло выполнить.
Вы догадались?
Теракт готовился на море. Но как передать эту информацию? Не могло быть и речи о том, чтобы позвонить по телефону в аэропорту назначения – шесть пар глаз его «коллег» внимательно смотрят друг за другом. Их всех инструктировали проявлять повышенную бдительность.
Что бы вы предприняли в этой ситуации?
Находчивость – необходимое качество разведчика. Проходя по салону, Джеймс незаметно вытащил ручку из кармана стюардессы и, зайдя в туалет, быстро нацарапал несколько слов на клочке бумажной салфетки. По прилёту, на выходе из аэропорта он внимательно прислушивался к разговорам пассажиров. Неожиданно для всей своей группы вдруг остановился и помог какой-то женщине вытащить из багажника машины большую дорожную сумку. «Сенкью вэри мач» – кивнула она, но он уже шагал дальше.
Спустя сутки в аэропорту Лондона «Хитроу» во время таможенного осмотра у одной пассажирки нашли в кармане сумки бумажную салфетку с написанной фразой. Она уверяла, что понятия не имеет, как эта бумага попала в её багаж. Вызвали полицию. Уже через пару часов в антитеррористическом центре эксперты подтвердили, что это почерк Джеймса. На салфетке было написано: …..
А чтобы вы написали, будь вы на месте Джеймса?
В романе: «Если любите свою страну, по приезду домой позвоните по телефону ххххххх. Скажите, афганец говорит, что это будет какое-то судно». «Афганец» был его позывной.
И началась грандиозная работа! Службы безопасности во всём мире стали отслеживать передвижения крупных судов.
А какие корабли самые большие? Как они называются?
Супертанкеры.
(На экране – самые известные супертанкеры мира) «Супертанкеры — сверхкрупные океанские танкеры. Используются для перевозки сырой нефти. Чемпион среди них – «Кнок Нэвис». Его длина— 458 м, ширина — 69 м. Cкорость – 13 узлов или 24 км/час. Тормозной путь корабля составляет 10 км, а чтобы развернуться, кораблю надо описать дугу в 4 км. Осадка судна – 25 м, это не позволяло танкеру проходить Суэцкий, Панамский каналы, и даже Ла-Манш.
В данное время «Кнок Нэвис» отправлен на утилизацию.
Если подобную махину взорвать в крупном порту – от порта, как и от города мало что останется. И даже необязательно взрывать, – пробить днище, и излившееся море нефти приведёт к гигантской экологической катастрофе. Побережье будут очищать долгие годы, экономику региона ждёт кризис непредсказуемой силы».
Учитель: ЦРУ, Интерпол и другие службы разных стран проверили все крупные танкеры, затем, вообще все крупные суда, и ничего не обнаружили. «Афганца» не было нигде. Руководство операцией решило, что их агент раскрыт и убит.
Но это было не так. Группа смертников села на небольшой корабль – сухогруз. Джеймс по обрывкам разговора (никто ведь не знал, что он владеет английским – своим родным языком) понял, что судно это похищено. На борту свежей краской выделялось новое название – «Графиня». Обследовав корабль, он обнаружил, что напалубные сооружения поддельные и маскируют огромные резервуары, от которых отходят какие-то трубки и шланги.
Глава восьмая
(На экране карта мира)
Что объединяет страны, показанные на карте зелёным цветом?
«Большая восьмёрка».
Что это такое, вы знаете?
G8
«Группа восьми (англ. Group of eight, G8), Большая восьмёрка — международный клуб, объединяющий правительства Великобритании, Германии, Италии, Канады, России, США, Франции и Японии. Так же называют и неофициальный форум лидеров этих стран, в рамках которого осуществляется согласование подходов к актуальным международным проблемам.
Вы знаете лидеров стран «Большой восьмёрки»?
На экране появляются флаги и портреты лидеров стран. Задача – соединить изображения, объединив политика с символом своей страны, назвав его имя.
На момент создания данного урока, это:
Николя Саркози (Франция)
Барак Обама (США)
Ангела Меркель (ФРГ)
Стивен Харпер (Канада)
Наото Кан (Япония)
Сильвио Берлускони (Италия)
Девид Кэмерон (Великобритания)
Дмитрий Медведев (Россия)
«Большая восьмёрка» не является международной организацией, её решения не имеют обязательной силы, у неё нет даже устава, и поэтому официально принять статус G8 какой-то другой стране практически невозможно.
По негласному правилу саммиты «восьмёрки» проходят ежегодно по очереди в каждой из стран-членов, где вырабатывается согласованная линия оценки международной жизни, а также рекомендации к действию.
Во время таких встреч всегда принимаются повышенные меры безопасности. Ещё бы, самые влиятельные люди мира сходятся в одной точке – мечта террориста!»
Глава девятая (заключительная)
Учитель: В романе Фредерика Форсайта «Афганец» таким местом стал самый большой и дорогой в мире океанский круизный лайнер «Queen Mary-2», вышедший из нью-йоркского порта в Атлантический океан. Его охраняла целая флотилия из кораблей армии США. Через час, справа по курсу, радар обнаружил неизвестный корабль, лежащий в дрейфе. Вертолёт, взлетевший с палубы военного эсминца, облетел подозрительное судно и доложил, что оружия на борту не обнаружено. Из радиопереговоров выяснилось, что у сухогруза небольшие поломки, происходит ремонт, в помощи не нуждаются. Лайнер с лидерами «Большой восьмёрки» должен был пройти на расстоянии трёх миль от данного судна, поэтому курс решили не менять.
Какое название имело это судно?
Только теперь Джеймс, находящийся на борту «Графини», понял смысл операции, и поразился её простоте и гениальности. На их борту не было оружия, кроме пары автоматов, которые не страшны, разумеется, океанскому лайнеру, да ещё на расстоянии трёх морских миль.
Как же планировалось уничтожить «G8»?
В замаскированных резервуарах «Графини» был газ. Бесцветный газ. Это был не сухогруз. Это был танкер. В нужный момент Сулейман – единственный на судне, который всё знал! – с помощью специального микровзрывного устройства сорвал все крышки с резервуаров. Невидимое огромное облако газа, подгоняемое ветром, направилось в сторону многопалубной махины «Queen Mary-2», где находились лидеры восьми крупнейших государств и ещё несколько тысяч жизней.
Джеймс понял, что проиграл. Через несколько минут это облако без цвета и запаха незаметно преодолеет три мили и достигнет цели. И тогда Сулейман подожжёт его (скорей всего, взорвёт «Графиню»), гигантское облако огня промчится по небу и изжарит всех, кто находится сейчас на многочисленных палубах «Queen Mary-2», включая восемь главных пассажиров. Джеймс был как никогда близок к провалу, и в его распоряжении оставались лишь несколько секунд. Но он сумел ими воспользоваться.
Как?
Строки из романа: «Боец обучен делать выбор. И делать это быстро. Большую часть жизни Джеймс этим и занимался. У него было всего две возможности: броситься на Сулеймана, до того как тот нажмёт взрывное устройство, или броситься к этому самому взрывному устройству (он уже заметил кнопку под рукой террориста), чтобы взрыв произошёл раньше, чем смертоносное облако достигнет «Queen Mary-2». Джеймс выбрал второе. И был прав – Сулейман опередил его, выхватив пистолет, и выстрелив Джеймсу в грудь. Но рука убитого агента уже коснулась кнопки. Раздался взрыв, «Графиня» взлетела на воздух, волна огня промчалась по небу, и погасла, не дойдя какую-то сотню метров до круизного лайнера «Queen Mary-2».
Эпилог
По всему миру работают агенты разведок разных стран. Многие из них борются против терроризма. Многие погибают неизвестной смертью, без славы и почестей. Среди них немало и российских разведчиков. Вот только про них не написаны ещё достойные бестселлеры. Или написаны? Попробуйте найти к следующему уроку такие примеры.
Существует пять фронтов на войне с терроризмом: дипломатический, финансовый, смертоносных акций, интеллектуальный, психологический. И нет среди них фронта менее важного, чем другие.
Когда-то я терпеливо пытался разобраться в мировых религиях, и понять их основные отличия их друг от друга. Но отличий-то немного, по большому счёту. Разница в ритуалах, обычаях, в той роли, в которой выступает Иисус у одних, Мухаммед у других, Будда у третьих. Но все призывают верить в Бога и не делать зла. Поэтому борьба против терроризма – это не борьба против мусульманства. Просто терроризм выбрал себе маску мученика ислама. Чтобы скрыть свой истинный лик.
Конец урока
Комментарии учителя
Основной литературный источник: Фредерик Форсайт «Афганец», Москва, 2007 г., 575 с.
Имена героев романа изменены, чтобы ученикам было легче запомнить второстепенную информацию. Цитаты сокращены и редактированы.
«Queen Mary-2» – реальное судно, самое большой круизный лайнер в мире.
Урок-роман можно рассматривать как конструктор. Любой учитель (ОБЖ, истории, обществознания, географии и др.) может взять для себя какую-либо часть, переставить местами главы, изменить, усилить и т. д.
С другой стороны, именно цельный «урок с продолжением» может «взять» подростка не хуже любимого сериала.
Касательно вопроса в конце урока о российских разведчиках, у меня есть пример генерала Кима Цаголова, который около пяти лет в Афганистане изображал глухонемого мусульманина. При этом он не просто собирал нужную информацию (дело было во время Афганской войны 1979-89 годов), а перевербовывал целые банды, которые переходили на сторону Советской армии и Афганского правительства. Его история (увы, не роман – очерк) описана в книге Александра Покровского «11 встреч», С-Петербург, 2007.
«Доклады учеников» можно воспринимать как тексты докладов, а можно, – как дополнения учителя к сообщениям, самостоятельно подготовленными школьниками.
Если вы заметили, в «докладах» я не старался рисовать лидеров мирового терроризма абсолютно чёрной краской. В нескольких главах проскальзывает мысль о неодинаковом восприятии действительности разными людьми и народами, о сложности в едином понимании добра и зла представителями различных вероучений, о трудном и длинном пути, который необходимо пройти всем нам в мир без насилия.
Евгений Вирячев, преподаватель-организатор ОБЖ школы №7 Вологды, лауреат конкурса «Учитель года России-2007»
Комментарии