Наталья НЕЖКИНА, доктор медицинских наук, ведущий научный сотрудник Лаборатории развития ребенка и здоровьесберегающей деятельности в образовании Московского гуманитарного педагогического института:
– Здоровый образ жизни начинает занимать все более значимое место в системе ценностей современного человека. Это и неудивительно, так как, по данным экспертов ВОЗ, на 50-55% здоровье человека зависит от его индивидуального образа жизни: трех основных компонентов – питания, движения и психологической саморегуляции. Здоровый образ жизни воспитывается как в семье, так и в образовательных учреждениях. Поэтому родители и педагоги, безусловно, должны быть знакомы с основами здорового жизненного стиля как в повседневной жизни человека, так и в системе физического воспитания. Наиболее часто используются упражнения аэробного характера. Они всем нам хорошо знакомы: ходьба, бег, плавание, лыжи, велосипед, ритмическая гимнастика, танцы, занятия на кардиотренажерах.
Поскольку осознанное выполнение упражнений значительно повышает их эффективность, учителю важно объяснить детям основные эффекты аэробных упражнений. Аэробные упражнения увеличивают количество активного кислорода в клетке, что дает человеку дополнительную энергию и значительно повышает его работоспособность. Следует помнить, что этот процесс идет только тогда, когда пульс на занятии не превышает 150-170 ударов в минуту.
Аэробные упражнения активно включают в работу второе, третье и четвертое сердце организма человека. Во время аэробики происходит усиление венозного кровообращения за счет активной работы диафрагмы (второе сердце), усиления работы межреберных мышц (третье сердце), ритмичных сокращений и расслаблений скелетной мускулатуры (четвертое сердце). Это значительно облегчает приток крови к сердцу, и его работа становится более экономичной и эффективной, поэтому общий тонус организма повышается.
Аэробные упражнения повышают плотность митохондрий (силовых станций клетки) в сердечной мышце. Это делает сердце более выносливым и сильным. Кроме этого, увеличивается эластичность сосудов, что очень важно, так как мы большое внимание уделяем тренировке поперечно-полосатых мышц туловища, совершенно забывая, что сосуды тоже имеют мышечную стенку, которую можно и нужно тренировать. Это очень актуально, ведь в наш век именно сосудистые заболевания стоят на первом месте среди всех причин смертности. Во многом это связано с детренированностью сердечно-сосудистой системы. Не случайно первый эффект, который отмечает человек после начала регулярных занятий, – исчезновение сердцебиений и одышки! «Я буквально взлетаю на пятый (десятый) этаж и чувствую себя прекрасно!» – восклицает он. Попробуйте и вы провести такой тест (забежать на пятый этаж), и если почувствуете, что дыхание сбилось, начинайте заниматься аэробикой!
Аэробные упражнения сжигают адреналин, который выделяется во время стрессовой реакции и вызывает сосудистый спазм, головные боли, сердцебиение, повышение артериального давления, может привести к инфаркту и инсульту.
Важно помнить, что только нагрузки аэробного характера используют в качестве энергетического субстрата жир и способствуют ликвидации излишней полноты. Исправляя различные недостатки телосложения и тем самым избавляясь от одной из причин для переживания собственной неполноценности, человек имеет возможность приобрести такое важное качество, как уверенность в своих силах. Кроме того, аэробные тренировки выгодно отличаются от других видов мышечной деятельности тем, что не ведут к нарастанию мышечной массы. Повышение последней, как известно, сопровождается увеличением холестерина в крови. Аэробные тренировки, напротив, имеют некоторый антисклеротический эффект, понижая уровень холестерина в крови. Очень важно то, что нагрузки аэробного характера хорошо восполняют дефицит двигательной активности, который, к сожалению, способствует развитию целого ряда болезней современной цивилизации: вегетативной дистонии, артериальной гипертонии, остеохондроза позвоночного столба, нарушений зрения.
Аэробные упражнения тренируют не только физическую выносливость человека, но и такие важные психические качества, как быстрота реакции, скорость переключения внимания, активность. Заниматься аэробикой следует 40-60 минут в день 2-4 раза в неделю. Такой широкий спектр благотворного действия аэробных нагрузок на органы, системы, психику человека позволит вам выбрать именно этот вид динамических физических упражнений для своей системы самооздоровления!
Комментарии