Системе методической работы в российской школе более 150 лет. За все время существования методической работы служба сопровождения педагогической деятельности выполняла разные функции и решала разные задачи.
Еще совсем недавно, в начале 20‑х годов XXI столетия, методическая работа сводилась в основном к информированию педагогов о предстоящих курсах, совещаниях, аттестации. Наблюдалась подмена понятий: методическим сопровождением принято было называть исключительно организацию курсовой подготовки, в задачи которой отнюдь не включалось регулярное взаимодействие с педагогами, выстраивание траектории профессионального роста учителя.
Трансформация методической работы в школе стала возможной в связи с утверждением нового стандарта методической работы в регионе в марте 2022 года и Всероссийским совещанием «Развитие методической службы в Российской Федерации», которое состоялось 28 апреля 2022 года. Стало понятно, что решение проблемы продиктовано глобальностью государственных задач по созданию условий для непрерывного профессионального развития педагогов и управленческих кадров. Лозунгом возрождения стало высказывание на совещании министра просвещения РФ С.Кравцова: «Рядом с педагогом должен быть человек, способный помочь разобраться в возникающих вопросах. Важно отметить, что никогда ранее такая задача перед методическими службами не ставилась. Работа методических служб была ориентирована в лучшем случае на группу педагогов, имеющих сходные методические проблемы. Теперь основной акцент в деятельности методической службы смещается в сторону учителя». Иными словами, был сформулирован стратегический приоритет развития методической службы – адресное сопровождение учителя.
Организация методической работы в современной московской школе осложняется несколькими особенностями развития столичной образовательной системы: во-первых, активностью и разнонаправленностью деятельности специалистов Городского методического центра; во-вторых, необходимостью координирования усилий специалистов внутри образовательных организаций, которые представляют собой огромные образовательные комплексы и порой насчитывают более десятка учебных корпусов, в которых осуществляется образовательный процесс на разных уровнях – от дошкольного до среднего общего образования. В связи с этим школьной методической службе необходимо было проанализировать, что положительного можно сохранить в организации, а что требует преобразований.
Основой для реформирования методической работы в нашей школе стали методические объединения учителей-предметников. Почему? Потому что за период существования образовательной организации удалось создать такие объединения, которые включали всех педагогов независимо от того, в каком здании они работают и на какой ступени преподают. В их компетенции содержание образования по предметам основной образовательной программы, контроль и анализ образовательных результатов, в том числе данных независимой диагностики и государственной итоговой аттестации, разработка планов корректирования реализации образовательной программы.
В короткий срок была разработана нормативная документация и организована деятельность 16 проектных офисов по актуальным направлениям образования. В их ведении координация работы педагогов по реализации образовательных программ по городским вертикалям и предпрофильным классам, организация проектно-исследовательской деятельности в соответствии со специализацией офиса, аудит достижения целевых индикаторов и эффективности использования оборудования, формирование медиаповестки школы. Примечательно, что назначение руководителем проектного офиса или методического объединения в организации стимулируется и расценивается как ступенька в управленческой карьере. Общение внутри объединений и офисов осуществляется как очно, так и в онлайн-режиме.
Реализация актуальных задач московского образования и эффективное функционирование методической системы требуют от управленческой команды продуманной и взвешенной кадровой политики, главными составляющими которой являются подбор и расстановка кадров, воспитание управленческого резерва. Однако одна из важнейших – повышение профессионального мастерства педагогов, что возможно только при обеспечении непрерывной системы обучения педагогического персонала.
В системе обучения педагогов, несомненно, ведущими являются внешкольные формы повышения квалификации, организуемые региональными организациями дополнительного образования и Городским методическим центром. Уровень их эффективности достаточно высок. Управленческой командой школы осуществляется изучение эффективности курсовой подготовки по следующим критериям:
– использование конкретных навыков, приобретенных на курсах, в процессе преподавания конкретных тем;
– анализ результатов тематических и итоговых контрольных работ, независимой диагностики и соотнесение этих результатов с проблемами пройденных педагогами курсов;
– выступление педагога, прошедшего курсовую подготовку, перед профессиональным сообществом внутри образовательной организации.
Курсовая подготовка в рамках городской системы повышения квалификации – ведущий способ обеспечения условий для непрерывного образования педагогов, гарантирующий достижение такого уровня качества общего образования, который соответствует высокой планке столичного образования.
При этом важно построить внутришкольную систему обучения педагогических кадров. Ее несомненным преимуществом является сохранение и распространение среди сотрудников основных ценностей и приоритетов образовательной организации.
В системе обучения педагогического персонала мы выделяем внутришкольные административные формы, которые направлены на всех педагогов: педагогические советы, совещания и планерки, посвященные злободневным проблемам, возникающим в образовательном процессе, заседания методических объединений и проектных офисов, методические недели, посвященные обсуждению выявленных профессиональных дефицитов и способов их преодоления. Каждая из них характеризуется разнообразием форм проведения. Среди них и круглые столы, и творческие отчеты, и самопрезентации опыта, и защита педагогического проекта. По данным формам в школе разработаны памятки учителю, по ним проводятся индивидуальные консультации.
Важными во внутришкольной системе обучения педагогов являются формы, направленные на группы педагогов по уровню сформированности педагогического мастерства: наставничество, Школа молодого педагога, мастер-классы, которые проводятся по актуальным и востребованным направлениям (например, формирование функциональной грамотности, использование возможностей Московской электронной школы в преподавании отдельных предметов или в подготовке к государственной итоговой аттестации).
В настоящее время методической службой формируется портфель предложений для организации проблемных курсов за счет бюджета образовательной организации, изучаются возможности организаций высшего и среднего профессионального образования для внебюджетного обучения учителей в соответствии с возникающими трудностями реализации образовательного процесса. При этом не следует забывать об обеспечении условий для сохранения психологического здоровья учителей и овладения ими восстановительными методиками.
Важно четко понимать, кому и какая адресная методическая помощь необходима, так как она будет разной для педагогов с ярко выраженным новаторским духом и лидеров образовательной организации, для тех, кого принято называть золотой серединой, – сомневающихся в самодостаточности своей творческой манеры преподавания – и для консерваторов, с раздражением воспринимающих любое новшество.
Методическая система в нашей школе на пути становления и развития. Многое предстоит сделать. Очень хочется, чтобы каждый учитель знал, что рядом есть специалисты, которые помогут решить проблему, подскажут, поддержат.
Татьяна СКОРОМНАЯ, педагог школы №2026
Комментарии