Способен ли первокурсник быстро адаптировался к студенческой среде? Каждый студент желал бы обойтись без шока от смены обстановки после поступления в высшее учебное заведение.
Переход из одной организации в другую, смена обстановки для любого человека происходит непросто. К переменам жизненной ситуации организм человека должен привыкнуть. Привыкание происходит постепенно, не мгновенно. Скорость этого процесса не одинакова – одни к новому месту привыкают быстрее, а другие медленнее. Но никогда не бывает безболезненно, минуя трудности.
Поэтому, уважаемые родители и будущие студенты, будьте готовы: без ошибок на первых порах не обойтись.
В то же время, не все, что будет происходить с вами, вызовет удивление, изумление или шок. Ведь ко многому вы уже готовы. Прежде всего, точно знаете о заведении, в котором предстоит учиться. Наверняка прочитали о местности, в которой расположен вуз. Перед поступлением студент, будучи школьником, мог посещать предуниверсарий, подготовительные курсы, где общался с такими же ребятами, как он. Общение в коллективе с людьми с похожими потребностями и взглядами на жизнь очень даже поддерживает. Школьники во время обучения на подкурсах могли в общем чате беседовать друг с другом, что давало основу для понимания, к чему надо стремиться.
Студентам на первых порах нужно научиться делать несколько дел – начать осваивать новые учебные дисциплины, познакомиться и подружиться с однокурсниками, обучаться чаще всего в другой местности, но точно – в учебном заведении, не похожем на школу по многим параметрам, несмотря на единое образовательное пространство.
Студенты с удивлением обнаруживают, что в части вузов в первые недели идет лекционный поток. «Что это, зачем, почему они так отличаются от школьных уроков?» – спрашивают себя первокурсники и не находят ответа. Затем в расписании появляются сплошные семинарские или практические занятия и к каждому из них нужно тщательно готовиться. При этом так хочется успеть погулять и пожить студенческой жизнью… Все это студенту предстоит освоить, поэтому без непонимания материала учебных занятий или конфликтов друг с другом в начале обучения никак не обойтись.
В начале адаптации к вузу недостижимо освоить все легко, играючи. Также не ждите, что адаптация пройдет гладко и без издержек. Вряд ли студент сразу поймет важность систематического обучения, особенно когда в вузе много интересного помимо учебы. Ему будет предложено участие в клубах, проектах, других мероприятиях. Вряд ли он сразу осознает, что вуз – не школа в плане самостоятельной подготовки. Никто не станет требовать постоянного выполнения заданий, как в школе, и будет казаться, что готовиться-то не нужно. Зачем, если нет контроля? Все это придется постигать самому, спотыкаясь, обучаясь на ходу у старшекурсников, однокурсников и т.д.
Ученые выделяют три фазы адаптации
Первая, до поступления на учебу, связана с аспектами правового регулирования.
Вторая отражает ценности абитуриента, благодаря которым тот быстрее адаптируется к организации. Например, если ценность здорового образа жизни, связанная с занятиями спортом, у будущего студента в приоритете, он с удовольствием не просто станет выступать на соревнованиях, но и быстрее познакомится и подружится с однокурсниками с такими же ценностями. Адаптация в этом случае пройдет быстрее.
Третья фаза проявится в способностях индивида принимать и усваивать установки к учебе, к миссии организации образования. Тогда адаптация пройдет легче.
Если не управлять адаптацией студента, его психическое состояние будет под угрозой срыва. В начале адаптационного периода так и бывает, студенты часто болеют. Неосознанно студенты могут наносить вред организации. Например, переживая свой ответ на семинарском занятии, могут не замечать, как рисуют на стуле, а осознание того, что тревожился и в это время что-то рисовал, происходит уже потом.
На протекание адаптации влияют спокойные или стрессовые условия обучения. Например, если постепенно, понемногу готовиться к практическим занятиям, не произойдет нервного срыва.
Нужно учитывать различия в школьном и вузовском обучении, подходах к нему, методах преподавания. Где-то больше демократии и разрешается творчество, а где-то приветствуется дисциплина и невозможность отступления от правил.
В высшей школе педагоги проводят мероприятия, чтобы уменьшить издержки адаптации у первокурсников. Для того, чтобы можно было точечно воздействовать на студентов, сначала стоит выяснить, к адаптивному или новаторскому типу относится конкретный человек. Студенты разных типов и друг к другу относятся по-разному. Новаторов считают эмоциональными, недисциплинированными, категоричными в плане проталкивания своих идей. Адаптивный же тип ругают за конформизм, приспособленчество, консерватизм.
На адаптацию положительно влияют такие моменты:
Студенты конфликтуют, если их личные ценности расходятся с ценностями вуза. Например, куратор в сознании студента-первокурсника несет в себе образ мамы. Ведь куратор толково и терпеливо все объясняет, словно заботливая мама для своих детей. Однако куратор – это работа, а не отношение. Приняв одно за другое, студент в дальнейшем может быть глубоко разочарован. Скажем, сегодня куратор откликнулся на его телефонный звонок, а завтра у педагога заболели свои дети и он, не думая больше ни о чем, уходит на больничный. Студент может продолжать ждать теплоты и отклика от куратора, забывая, что эти душевные проведения последнего – просто его работа в течении нескольких часов и не больше. Думаю, эти нюансы нужно обсуждать с ребенком заранее, чтобы не возникла дезадаптация.
Результат адаптации – приспособление студентов к условиям образовательной организации или дезадаптация.
Как заметить, что у студента дезадаптация? При дезадаптации одни студенты постоянно нервничают, эмоционально срываются на однокурсников, критикуют учебные дисциплины, другие протестуют, ведут себя агрессивно.
Обучение в вузе также связано с новыми экономическими условиями, в которые поставлен студент.
Это влияет на его адаптацию. Распределение денежных средств, самостоятельное слежение за расходами и т.д. заставляют первокурсника взглянуть на свою жизнь по-новому. Студент, уже, казалось бы, адаптированный к условиям обучения в вузе, к проживанию в общежитии, затем вынужден опять психологически приспосабливаться к новой, возникающей ситуации.
Этот процесс называется реадаптацией. Говоря на языке психологической науки, психическая реадаптация – это перестройка адаптационных механизмов, сложившихся в экстремальных условиях жизнедеятельности. Начало адаптационного периода обучения в вузе для студента как раз похоже на экстремальные условия, которые не адекватны для обычной жизни.
Как понять, что адаптация близка к завершению? Надо опираться на качественные показатели пределов адаптации:
- Уровень и стабильность качественных показателей обучения. Это означает, что студент не просто хорошо учится, а показывает высокие результаты, получает высокие баллы за ответы на занятиях, выполнение тестовых и других заданий.
- Систематическое выполнение норм. Студент систематически учит домашнее задание, постоянно занимается самостоятельной работой, вовремя защищает практику, курсовые работы, рефераты и т. д.
- Профессиональная устойчивость, профессиональная идентификация. Происходит, когда студент понимает, по какой специальности он обучается, идентифицирует себя с будущей профессией, то есть видит, что он становится похожим на представителя своей профессии, даже если студент в начале профессионального пути.
Ранее Ирина Колиниченко рассказала Сетевому изданию «Учительская газета» о том, когда классному руководителю стоит предложить родителям школьников обратиться к психологу.
Кроме того, Ирина Александровна делилась советами, как педагогу избежать эмоционального выгорания.
Комментарии