search
main
0

«Абрамцевской школе» – 125 лет

История Абрамцевского художественно-промышленного колледжа имени В.М. Васнецова началась в знаменитой подмосковной усадьбе Абрамцево, которую купили в 1870 году Савва Иванович Мамонтов и его супруга Елизавета Григорьевна и объединили вокруг себя прогрессивных представителей русской культуры, организовав своеобразный творческий кружок, получивший позднее название «Абрамцевский».

В 1885 году по инициативе Е.Г. Мамонтовой и активной поддержке В.М. Васнецова, Е.Д. и В.Д. Поленовых, И.Е. Репина, М.А. Врубеля, В.И. Сурикова, В.А. Серова, М.М. Антокольского, М.В. Нестерова, К.А. Коровина, И.С. Остроухова в усадьбе была открыта художественно-столярная мастерская, а немного позднее мастерские женских рукоделий и гончарного дела. В кружке уделяли большое внимание проблемам национального искусства, сохранению и развитию традиций народного творчества. Здесь крестьянских детей успешно обучали искусству изготовления деревянной резной мебели, вышивки, ткачества и керамики в традициях народного искусства.

В XX столетии учебному заведению довелось пережить несколько этапов развития. Небольшая столярная мастерская была вначале преобразована в «Художественно – деревоотделочную мебельную школу кустарного ученичества», затем профтехшколу, а в 1957 году – в среднее специальное учебное заведение – Абрамцевское художественно-промышленное училище (АХПУ).

На протяжении всех лет существования государственного учебного заведения оргкомитет Выставки достижений народного хозяйства СССР за плодотворную подготовку кадров награждал его дипломами I и II степени.

В советское время яркий след оставил руководитель Абрамцевского художественно-промышленного училища имени В.М. Васнецова Цыпин Юрий Яковлевич, который занимал место директора с 1961 по 1987 годы. При нём были построены новые корпуса учебного корпуса, мастерских и общежития, был создан кабинет художественных образцов, музей Боевой Славы 328-й Варшавской Краснознамённой стрелковой дивизии. В 1978 году учебно-производственные мастерские были переведены на хозяйственный расчёт и преобразованы в экспериментальные учебно-производственные мастерские. Прибыль, полученная в результате хозяйственной деятельности, использовалась на укрепление материальной базы.

В 1961 году в училище была создана любительская киностудия, которой было присвоено звание «Народная киностудия» в 1976 году. Руководил студией режиссёр В.И. Полин, выпускник ВГИКа. Результат работы киностудии – более 30 фильмов, многие из которых получили областное, всесоюзное, международное и республиканское признание. Созданной фотостудией руководил выпускник училища Н.Н. Соловьёв.

За хорошую работу по воспитания и обучению художников-мастеров для народных художественных промыслов в 1985 году к 100-летию училища Юрий Яковлевич Цыпин был награждён орденом «Дружбы народов», училище – орденом «Знак Почёта» и грамотой Президиума Верховного Совета Социалистических республик. Училищу было присвоено имя идеолога, художника Виктора Михайловича Васнецова.

Министерство культуры РСФСР часто использовало училище как базу для распространения передового опыта, проводило различные семинары, курсы повышения квалификации. Это тоже говорило о значимости учебного заведения для страны.

90-е годы не прошли бесследно и для Абрамцевского училища. Невозможно было содержать учебно-производственные художественные мастерские, кино- и фото- студии… Не было средств для обслуживания станков, обновления оборудования, содержания зданий. Перебои с выплатой заработной платы вынуждали педагогов искать заработки на стороне.

Стойко переживая невзгоды постперестроечного периода, педагогический коллектив колледжа смог адаптироваться к новым условиям, определиться с направлением учебного процесса, наметить «Программу» дальнейшего развития. Вот ее основные положения:

· сохранение и творческое развитие уникальных методик преподавания, базирующихся на основах традиционной культуры;

· обучение новым, востребованным временем специальностям, освоив которые дипломированные специалисты будут способствовать возрождению в обществе интереса к народной культуре, подлинным духовным ценностям;

· воспитание чувства патриотизма, ответственности за сохранение традиций национального искусства, неповторимой специфики народных художественных промыслов;

· формирование потребностей здорового образа жизни;

· создание современных условий для организации учебного процесса с активным использованием высокотехнологичных тенденций развития для реализации творческого потенциала учащихся и педагогов;

· укрепление материально-технической базы.

Правопреемник училища – Абрамцевский художественно-промышленный колледж имени В. М. Васнецова – динамично развивается. Опираясь на многолетний учебный опыт и традиции предшествующих поколений, колледж проводит успешное обучение студентов по специальностям: «Художественная обработка дерева», «Художественная керамика», «Художественная обработка металла», «Художественная обработка камня», «Художественная обработка кости». Подготовка высококвалифицированных художников-мастеров по данным направлениям требует глубокой профессиональной культуры, эрудиции и умения работать с материалом. Все обучение направлено на то, чтобы выпускник был готов к выполнению художественно-исполнительской, художественно-творческой и культурно-просветительской деятельности в соответствии с современными тенденциями традиционного прикладного искусства. Спектр дисциплин изучающих теорию народного творчества, историю и современное состояние народных художественных промыслов, изучение веками наработанных приемов обработки материалов достаточно широк. Основным требованием при разработке учебных программ явилась тесная связь теории и практики. Например, курс дисциплины «Народные художественные промыслы и декоративно-прикладное искусство» является профилирующим для всех специальностей нашего колледжа. Преподавание по курсу проводится в тесной взаимосвязи с другими дисциплинами специального цикла: историей декоративно-прикладного искусства, народным орнаментом, композицией, практическим обучением в учебных мастерских, материаловедением и технологией производства изделий. Эта программа дает учащимся основные сведения о технологии, художественных особенностях и стилистической направленности главнейших художественных промыслов России. Использовать теоретические знания, закрепить их помогают ежегодные практики, которые приводят к завершению формирования молодого специалиста, способного использовать свои знания и навыки в производственных условиях. В последние годы возобновилась связь с предприятиями народных художественных промыслов и появилась возможность прохождения там учебной, производственной и преддипломной практики. В 2008 – 2009 учебном году наши студенты проходили практику в ЗАО «Скопинский сувенир», в Автономной некоммерческой организации «Дом ремесел» города Ростов, ПК «Дулевский фарфор» и др.

Для плодотворной организации учебного процесса в колледже имеется более сорока специализированных кабинетов и лабораторий, 23 просторные учебно-производственные мастерские, спортивный и актовый залы, столовая, благоустроенное общежитие на 500 мест и вспомогательные помещения. Особое значение для обеспечения высокого уровня преподавания имеют кабинеты образцов и пластической анатомии, фонды рисунка, натюрморта, живописных работ, а также два гипсовых зала и большие площади на которых регулярно проводятся выставки работ студентов и преподавателей, что, несомненно, способствует повышению интереса учащихся к самостоятельной творческой деятельности.

В кабинете образцов хранятся уникальные дипломные работы выпускников, выполненные за последнее столетие. По составу и качеству экспонатов он не уступает лучшим музейным собраниям декоративно-прикладного искусства страны. Дипломные работы часто служат наглядными пособиями для преподавания таких предметов, как композиция, исполнительское мастерство, технология и материаловедение.

Качественная реализация образовательных задач также обеспечивается наличием копий мировых шедевров скульптурного искусства, которые собраны в двух гипсовых залах. Причем важно, что малый гипсовый зал расположен в рекреации колледжа и, всегда открыт для работы студентов. На его базе выполняются домашние задания по рисунку, проводятся дополнительные занятия.

Необходимо отметить, что в учебно-производственных мастерских, оснащенных новым современным оборудованием, сохраняются традиционные, известные с «поленовских» времен индивидуальные формы обучения студентов. Наполняемость учебных групп в 6 – 8 человек позволяет опытным мастерам использовать традиционные методы обучения приемам и навыкам ремесла, что называется «из-под руки». Преподаватели исполнительского мастерства, пришедшие с конкретных промыслов, делятся с учениками и коллегами секретами ремесла, стремясь к сохранению тех качеств, которые отличают творчество художника-мастера от работы ремесленника-самоучки.

Научно-методическая работа педагогов строится с учетом специфики учебного заведения и новых прогрессивных направлений в системе среднего профессионального образования. В 2007-2008 учебном году методический кабинет колледжа был переведен в новое помещение и оснащен современным мультимедийным комплексом. Методическая служба стремится создать условия для профессионального роста педагогов, развить их творческий потенциал. В реализации этого направления большая роль отводится обмену опытом. Одним из плодотворных направлений является регулярная работа «Круглых столов», где обсуждаются актуальные вопросы обучения.

В тесной связи с методической службой работает библиотека, фонд которой насчитывает свыше 33000 экземпляров. Он представлен учебной, справочной, дополнительной специальной, художественной и учебно-методической литературой. Особую ценность представляет фонд редких книг XIX – первой половины XX века, в котором хранится около семи тысяч экземпляров. Начиная с 1970-х годов, в колледже активно действует экспозиция «Музея боевой славы 328 стрелковой варшавской Краснознаменной дивизии»», где проводятся занятия по истории Отечества, проходят встречи с ветеранами Великой Отечественной войны.

Преподавательский состав колледжа отличается профессионализмом и творческим отношением к делу: 70 преподавателей имеют высшее образование, 23 – высшую квалификационную категорию, 5 – звание «Почетный работник СПО», 4 – «Заслуженный работник культуры», 12 – состоят в Союзе художников России. Многие из педагогов – выпускники колледжа и работают здесь более 10 лет. Они активно участвуют во всероссийских и международных выставках, где их работы заслуженно отмечаются наградами и дипломами.

Однако главный показатель высокого профессионализма педагогического коллектива – востребованность выпускников, значительная часть которых были и остаются ведущими специалистами на предприятиях народных художественных промыслов России, Белоруссии, Молдавии, Казахстана. В колледже сложился особый, «абрамцевский» тип художника-универсала, характерной чертой которого является «прочная опора на народные традиции, желание постичь их содержательную сущность, свободный, «синтетический» подход к проблемам освоения художественного наследия, стремление к органичному претворению в своих работах общих стилевых и формообразующих тенденций современного искусства, важных жизненных событий».

Несмотря на трудности сегодняшнего дня, усилия коллектива направлены на поддержание высокого уровня учебного процесса, который обеспечивает выпускникам конкурентоспособность на современном рынке труда.

Развитию творческих возможностей студентов способствует их активное участие в различных выставках, конкурсах, олимпиадах. Впервые наше учебное заведение участвовало в масштабной международной выставке, которая состоялась в Чикаго в 1893 году. С тех пор это стало традицией. Список мероприятий, где колледж демонстрировал свои достижения в последние годы, вызывает уважение. Это международные выставки «Образование и карьера. XXI век» (Москва), «Время диалога» (Россия-Германия), «Художественная керамика» (Франция), Дни России в Польше, Третий международный фестиваль гончаров (Скопин, 2007), всероссийские выставки «Фестос», «Образовательная среда», «Гончары России. Посуда», «Гончары России. Игрушка», «Ладья», «Ассамблея искусств», «Жар-птица» и другие. Колледж является постоянным участником областных и районных выставок. Своеобразные выставки-отчеты дипломных работ студентов АХПК проходили в Москве (ЦДХ и Фонд НХП РФ), Электростали, Александрове, Хотьково. С 2008 года действует проект выставок «Династии АХПК», наглядно свидетельствующий о семейной преемственности. Значение этого цикла сложно переоценить. Здесь нынешнее поколение приобщается к традициям и осознает ценность сохранения духовного наследия.

Помимо выставок огромное значение для повышения статуса колледжа, стимулирования роста профессионального мастерства, пропаганды и продвижения практических результатов обучения имеет участие студентов в творческих конкурсах и олимпиадах. За последние годы на базе колледжа трижды проводились региональные, а в 2007 году состоялся заключительный этап Всероссийской олимпиады профессионального мастерства студентов СПО декоративно-прикладного направления. Не перечисляя конкретные награды можно уверенно сказать, что наши студенты всегда занимают призовые места, получают престижные премии и именные стипендии.

В 2005 году в колледже была открыта новая специальность – Живопись. На отделении готовят художников – живописцев, преподавателей детских художественных школ и студий. В контексте со сложившимися направлениями работы колледжа в основу обучения будущих педагогов был положен принцип художественного воспитания с опорой на традиционную народную культуру. На специальных предметах по педагогике и методике преподавания изучается базовая программа «Изобразительное искусство и художественный труд», созданная под руководством народного художника России, академика РАО Б.М. Неменского. Она вводит в мир традиционной жизни своего народа, помогает понять его культуру. Мы надеемся, что выпускники этой специальности будут стремиться донести до подрастающего поколения основополагающие ценности национального искусства, деятельно участвовать в процессе формировании его духовно-нравственных ценностей.

Для музеев декоративно-прикладного и народного искусства востребована специальность реставратора. Лицензия, выданная колледжу, позволяет готовить нам специалистов данного направления. Идеей подготовки реставраторов в нашем учебном заведении заинтересовался С.В.Ямщиков. Началась подготовительная работа, но несвоевременный уход из жизни этого выдающегося человека все приостановил. Для открытия этой специальности и дальнейшей подготовке художников-реставраторов у конечно же необходим высокопрофессиональный человек, энтузиаст, и мы надеемся, что он появится и возглавит эту работу.

Более 100 лет назад великий педагог К.Д.Ушинский говорил о том, что необходимо построение теории общественного воспитания на началах русской народности, но до сих пор это не получило полноценного воплощения, и мы чувствуем острую потребность в осуществлении этой идеи.

Коллектив колледжа делает ставку на то, что традиционная народная культура является основой в воспитании духовности, нравственности и патриотизма молодого поколения. Традиции всегда играли универсальную и регламентирующую роль. Они составляли нормативную основу всех сфер жизни, пронизывали и цементировали ее. Человек, рожденный в традиционной культуре, сразу попадает в поле действия сложившихся, не обсуждаемых норм и правил, которым он должен неукоснительно следовать. Причем регламентации подвергаются все стороны его жизни – от представлений о жизни и смерти, религиозных воззрений до обыденных, повседневных забот. Задача педагогов помочь студентам ответить на вопросы, для какой цели готовить себя, ради чего жить, каким ценностям отдать предпочтение…

Сегодня перед нами стоит острая проблема возможной реорганизации средних специальных учебных заведений страны, что грозит разрушить структуру уникального колледжа, значение которого в сохранении и развитии народных промыслов трудно переоценить. АХПК является национальным достоянием государства. Колледж традиционно существует в районе с богатым культурным прошлым, обладает уникальной, исторически сложившейся школой подготовки художников-мастеров традиционного прикладного искусства, творческим потенциалом в лице опытного педагогического коллектива и серьезной учебно-производственной базой.

Сейчас нам уже 125!

Подводя итог работы нескольких поколений, в 2010 году был открыт музей истории колледжа, выпущен альбом «Гармония творчества и педагогики», в котором представлены работы преподавателей колледжа, являющихся сотрудниками в 2010 – юбилейном году. Готова к изданию книга по истории колледжа, охватывающая все этапы исторического развития нашего учебного заведения. В сентябре открылась юбилейная выставка в Сергиево-Посадском музее-заповеднике, в ноябре – выставка дипломных работ разных лет в Административном корпусе Московского Кремля.

29 октября в стенах АХПК состоялся торжественный юбилейный вечер для сотрудников. В адрес колледжа была прислана поздравительная телеграмма правительства Российской Федерации, подписанная В.В. Путиным. На вечере было сказано много теплых слов, вручены грамоты, поздравительные письма, подарки.

Знаком «Почетный работник среднего образования РФ» были награждены преподаватели исполнительского мастерства Ямбаршева Г.В. и Котов В.Ю., Грамотами Министерства образования Московской области – девять сотрудников колледжа, Благодарственными письмами Российской Академии художеств – пять человек, Знаком Московской областной Думы «За трудовую доблесть» – старейшие преподаватели Васильев В.С. и Иванова Л.А. Знаком Главы Администрации муниципального Сегиево-Посадского района «За отличие» были награждены директор колледжа О.Б.Кузьмина и преподаватель О.Е. Козлова. Награды разного уровня были вручены почти всем сотрудникам учебного заведения.

Труд коллектива колледжа – это каждодневное подвижничество, это преемственность поколений, это сотни новых специалистов.

С юбилеем, родной колледж!

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте