search
main
0

А жизнь ее – солнцеворот. Людмила Нещерет знает, как сделать для детей сказку

Она всегда доброжелательна и неутомима. Деловита, профессиональна, авторитетна. У нее много друзей. Встретившись в юности, они идут с ней по жизни, радуясь успехам, деля заботы…

Детство Людмилы Нещерет прошло в военных городках. Одно из первых воспоминаний в три-четыре года – Сахалин, сопки, цветущий багульник.

Исколесив вместе с родителями почти весь Советский Союз, она рано стала самостоятельной. Решительность, активная жизненная позиция – это Люда взяла от отца-фронтовика, всю жизнь посвятившего службе в армии.

Председатель Нижегородского отделения Союза журналистов России Наталья Скворцова вспоминает: «Мне всегда обидно, когда сейчас говорят, что детское движение было заорганизованным. Впервые мы встретились на областном финале «Зарницы» в 1970-х годах. Людмила была тогда руководителем комсомольского штаба «Поиск». И мы, журналисты детской телепрограммы, видя строгие торжественные лица подтянутых ребят, понимали, что это идет от души, от сердца.

Знаю, что многие штабисты из того и последующих составов стали потом крупными руководителями. В этом, считаю, есть и частица, заложенная Нещерет. Принять решение, взять ответственность за себя и других – это тоже оттуда, из тех времен». Она всегда брала ответственность на себя. И прошла практически все ступеньки иерархической пирамиды советской системы образования. Старшая вожатая школы, методист Дворца пионеров, секретарь комсомольской организации техникума, преподаватель, методист, директор частной школы. Восемь лет Людмила Григорьевна преподавала математику в ставшем ей родным Горьковском техникуме железнодорожного транспорта.

Однако работа в институте усовершенствования учителей (теперь Нижегородский институт развития образования) дала новый толчок ее профессиональной деятельности. Теперь уже мало кто помнит, но Нещерет гордится тем, что начала в Нижегородской области аттестацию работников дополнительного образования и вожатых. Сама работник этой системы, она понимала: аттестация – это хоть и небольшое, но повышение зарплаты, повышение статуса этой категории педагогов в образовательной среде. И первое, за что взялась Людмила Григорьевна, будучи зав.отделом воспитания и дополнительного образования НИРО, – разработка документации, которой тогда и в России-то не существовало!

Тогда-то и пришла идея публиковать уникальный опыт нижегородских педагогов. Дело в том, что после развала журнала «Вожатый» не стало в России издания, где освещалась бы подобная тема. Учителя-практики забили тревогу: где найти научно-методическое обеспечение воспитательной работы?

Инициативу Нещерет поддержали и помогли в создании журнала «Проблемы школьного воспитания» директор Нижегородского гуманитарного центра Александр Белявский и Николай Бармин, бывший тогда директором Департамента образования и науки Нижегородской области. И в 1995 году на Нижегородчине под эгидой областного Департамента образования и науки появилось приложение к журналу «Педагогическое обозрение». Главным редактором его тогда стал заместитель директора департамента Сергей Наумов (теперь министр образования и науки Нижегородской области). Именно на страницах этого маленького по формату издания многие нижегородские практики впервые прочитали статьи известных в области воспитания ученых России, Белоруссии и др. Авторами журнала и его тематических приложений наряду с авторитетными теоретиками стали и нижегородские педагоги.

Каким же энергичным, легким на подъем человеком надо быть, чтобы сдвинуть всю эту махину? Это сейчас, когда журнал стал популярен не только среди нижегородских педагогов, но и во многих регионах России, авторы сами предлагают, приносят свои труды, хотя никаких гонораров за публикацию не предусмотрено. И все же Людмила Григорьевна неустанно ищет темы, заказывает материалы, много ездит по области, встречаясь с педагогами-читателями, устраивает «круглые столы».

Знаменательным для нее было знакомство со Сталь Анатольевичем Шмаковым. Его пригласили на курсы в НИРО, и тема-то была самой обычной – «Игра в работе педагога». Собрались нижегородские педагоги-игровики, и никто из них, в том числе и сами организаторы курсов, не подозревал, что через три дня в их жизни произойдет нечто, то, что даст их работе новый виток. Прощаясь, кто-то из курсантов сказал: «А хорошо, если бы и дети были здесь! Мы получаем теорию и тут же – практика». Предложение последовало тут же от начальника лагеря из Семеновского района: «А поехали к нам в «Колос»?

Вот и представьте, летом 1994 года лагерь в Нижегородской области на одну смену превратился в «Волшебную страну Беллиору». Может, кто-то и не поверит, но в обычном лагере провинции вожатыми отрядов были кандидаты наук, и взрослые дяди и тети во главе с доктором педнаук, академиком Шмаковым вполне серьезно наравне с детьми играли, точнее, жили в СКАЗКЕ. Всем настолько понравилось, что сделали смену в 1995-м уже в «нижегородском Артеке», так называют у нас областной оздоровительный детский лагерь «Лазурный» В следующем году здесь же произошло и «Возвращение в Беллиору». Так постепенно авторская программы Людмилы Нещерет «От игры – к самовоспитанию», разработанная в 1994 году, подкреплялась конкретными практическими материалами, обрастала единомышленниками.

Вернуться к ИГРЕ Нещерет помог случай, даже два. Во-первых, это был справочник по мифологии, во-вторых, просьба «поднять детский лагерь завода» ее бывшего штабиста Дмитрия Лаврова, ставшего к тому времени директором ОАО «Оргстекло» г.Дзержинска Нижегородской области. И появилась игровая программа «Сварожий круг, или Солнцеворот-99». Лев Толстой писал в своих дневниках о счастье – быть с природой, видеть ее, говорить с ней. А разве не счастье ли пережить в лагере «солнцеворот» – 18 дней смены в роли своих далеких предков-славян, в племенах-отрядах по легенде «Предания Сварогова цикла», сделать умный шаг к постижению самобытности древнерусской культуры в природе и на природе?! Счастливчиками оказались ребята от 7 до 15 лет, приехавшие тогда в лагерь им. Зои Космодемьянской. На следующий год большинство из них специально приехали вновь, потому что было продолжение «Солнцеворота» – «Бояновы руны».

Один из ее нынешних проектов подсказал ЮНЕСКО, когда объявил десятилетие культуры мира. Изучение материалов российско-белорусского проекта «Учимся и учим культуре мира» и опыта минских педагогов на базе того же лагеря в 2001 году помогло рождению новой программы «На пути к культуре мира». Смена была посвящена культуре древнего Востока, Древней Греции и Древней Руси и называлась «Путешествие к планетам разноцветных солнц». Сама программа является логическим продолжением «Солнцеворота» и рассчитана, по замыслу Людмилы Григорьевны, на несколько лет: «На наш взгляд, сегодня делом особой социальной значимости является воспитание человека миролюбивого, доброжелательного, терпимого к окружающим, умеющего улаживать конфликты и создавать стойкий иммунитет к насилию, способного вести конструктивный диалог, самореализовывать собственную личность».

В конце 2000 года в Нижнем Новгороде появилась никому тогда неизвестная фирма «Педагогические технологии». «Началась она с десяти тысяч рублей, которые дал мне мой бывший ученик. На эти деньги напечатали две книги, продали их, получили прибыль и вновь вложили в дело». Первые полгода существования «ПТ» генеральный директор Людмила Нещерет и главный бухгалтер Наталья Луковникова не платили себе зарплату, даже в налоговой над ними смеялись. Все отдавали на развитие. Очень большой прибыли, как думают некоторые, от фирмы нет и сегодня. «Зачем же, – спрашиваю, – лишняя головная боль?» «Где же учитель сегодня найдет деньги (в Нижегородской области, например, на это нужно минимум 5000-10000 рублей), чтобы напечатать книгу?! – восклицает она. – А мы помогаем педагогам опубликовать свой опыт работы, причем не берем с них ни копейки, более того, выплачиваем им гонорар». Недостатка в авторах нет – рукописей на год вперед. Можно много рассказывать, почему небольшая издательская фирма не только не затерялась, но и успешно развивается среди множества других подобных, которые существуют в нижегородском и близлежащих регионах. Открою лишь один секрет – эксклюзивность публикуемых материалов. «Дело в том, что у нас очень высокий потенциал учителей, – поясняет Людмила Григорьевна. – Благодаря Елене Родионовой (заместитель министра образования и науки Нижегородской области. – И.М.) в области большое внимание уделяется воспитательной работе. Вот прошел конкурс «Вожатый года», который первым у нас возродили более десяти лет назад, и обобщается опыт работы вожатых. Вместе с областным Центром развития творчества детей и молодежи издали «Творчество педагогов дополнительного образования», опять же по итогам ежегодного областного конкурса методических разработок. А областной Центр эстетического образования? Какой там потенциал методистов, какой огромный опыт накоплен!».

Сейчас ее мечта – дождаться очередного отпуска, уехать на дачу и… лежать в новом гамаке. Все-таки сказываются годы, когда отпуск (читай – отдых) клался на алтарь апробации очередной программы. Но с детства и по сей день ее преследует девиз «Если не я, то кто же?». И действительно, кто, если не она, Людмила Григорьевна Нещерет, загорится новой идеей?!

Нижний Новгород

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте