search
main
0

А я еду за хорошим настроением, за надеждой, верой и любовью…

Ну как им обьяснить, что в Перми у меня не просто работа в школе риторики. Это само по себе интересно – делиться опытом преподавания риторики, разработками новых программ и пособий, учебными планами, сценариями уроков для разных возрастных групп школьников. А главное – слушать выступления учителей, интенсивно, в жестко спрессованном режиме осваивающих риторику и способы ее преподавания в школе.

Для меня до сих пор остается тайной: какие приемы и способы общей методологической системы обучения создают эту необычайную в наше уныло-мрачное <> время такую радостную и светлую обстановку творческого подьема, которая царит здесь все время обучения. А ведь это время летних отпусков (летняя обучающая сессия длится весь август!). И сьезжаются сюда не только учителя из всех глубинных уголков Пермской области, но и из Углича, Нижнего Тагила, многих других городов и весей нашей необьятной России (а в былые годы приезжали и с Украины, из Белоруссии, Казахстана…). Что же дает им обучение риторике в Пермской школе, кроме маленького удостоверения о праве преподавания этого предмета?

Об этом лучше всего говорят сами учителя, выступая с заключительными речами в зачетные дни и письменными работами в жанре <>. Последний день сессии – это всегда искрометный праздник талантов, остроумия, глубокого, умного слова. Одна главная мысль проходит через все выступления: я здесь не только обогатился совершенно новыми для меня знаниями и умениями, не только пережил минуты высочайшего душевного подьема и интеллектуального напряжения – я открыл самое себя, я уезжаю другим человеком, приобретя множество новых друзей-единомышленников. Мне теперь никогда не будет пусто и одиноко.

Можно было бы, наверное, немало отнести этого эффекта на счет того прекрасного места, где проходит летняя сессия: левитановские пейзажи глубинного уральского села Шерья с возвышающимся над холмами, далекой речкой и озерами прекрасным (хотя и страшно разрушенным внутри) храмом Смоленской Божьей Матери середины ХVIII века. Наверное, не сбросить со счетов и удивительную сельскую школу-интернат, где живут и учатся целый месяц учителя. Школа, которая, как и все российские школы наших дней, испытывает на себе жесточайший прессинг зарождающихся <>, усилиями педагогов-энтузиастов во главе с замечательным директором-биологом превратила свое давно не ремонтированное здание в оснащенное всем необходимым оборудованием современное образовательно-воспитательное учреждение, обьединенное потрясающей концепцией: <> И это в эпоху <>, когда все только и заняты тем, как бы заработать.

И слова эти не лозунг, а реальность. Над крыльцом, на основании школьного козырька, горит фантастическим светом, истекающим сквозь ажурную листву экзотических деревьев и цветов, зимний сад. И это в северном уральском селе!

В редкие минуты отдыха между напряженными занятиями наши риторы с восторгом и удивлением видят, как эта дивная красота буйным цветом полыхает на большом пришкольном участке и во всех палисадниках. И не удивляйтесь, что дивные георгины, астры, мальвы никто не рвет. Некому и незачем. Умные шерьинские просветители через детей несут свет добра и красоты в охваченные жаждой материальных приобретений семьи. Каждый ребенок под окном своего дома, а также бездетного соседа высеял данные учителем семена и клубеньки. И теперь все село утопает в цветах. а жители еще и соревнуются: у кого они крупнее и ярче. Воистину: красота спасет мир!

Конечно, хорошему настроению этот <> немало способствует. Но ведь учебные сессии проводятся не только в любимом С.Минеевой Нытвенском районе под крылом уникального <> Натальи Борисовны Никулиной, которая разрабатывает вместе с Западноуральским учебно-научным центром (ЗУУНЦ) новую образовательную политику и реализует ее во всех школах своего района.

Школа риторики работает круглый год, и учебные сессии зимой проходят не в <>, а в промышленной Перми. Но дух там царит тот же. Может, за счет того, что Пермская школа риторики выработала и постоянно совершенствует великолепную, активизирующую мыслительную деятельность каждого слушателя технологию обучения. Здесь не только и не столько слушают лекции, сколько постоянно в небольших группах тренируются в изобретении собственных текстов и аргументированно защищают их главную мысль-тезис; самостоятельно работают с литературой, широко представленной по каждой теме, корректируют свое речевое поведение по видеофрагментам на разных этапах обучения.

О литературе стоит сказать особо, ибо далеко не каждая столичная обучающая система (и за немалую плату и в далеко не столь комфортных условиях) так заботится об этом.

Да, сегодня и <>, и другие столичные издательства выпускают или готовят к изданию немало пособий под названием <>. Но это, во-первых, только сегодня и только то, что современные, не связанные единой системой взглядов, риторической концепцией авторы вкладывают в это трудно осмысливаемое в нынешних условиях понятие. А маленькое пермское Издательство ЗУУНЦ уже более пяти лет снабжает учителей полным набором пособий и хрестоматий по риторике для всех этапов обучения. И в единой концепции классической аристотелевой риторики, адаптированной к российской жизни и практическим нуждам и интересам обновляющейся образовательно-воспитательной системы. Мало того, Издательство ЗУУНЦ выпустило в свет сборник, обобщающий опыт преподавания риторики выпусками пермской школы – <>, выпуск 1-й (1994 г.) и готовит выпуск 2-й к ноябрю 1995 г., т.е. к моменту очередной теоретико-практической конференции, на которую сьезжаются все выпускники этой школы за все 10 лет.

Это, разумеется, люди, которые учат и одновременно все время учатся. И именно в этом процессе рождаются радость, чувство полета, без которого нет Учителя. Прежде всего это сама руководитель (методолог) Школы риторики Светлана Алексеевна Минеева, кандидат филологических наук, доцент. И видеть ее каждый приезд в Пермь для меня большая радость: мы вместе входили в риторику почти 20 лет назад, когда и слова-то такого никто не знал, а уж о литературе по этому предмету и не слыхивали.

После крушения Союза и всех его институтов Светлана Алексеевна у себя в Перми на базе бывшего Дома политпроса, перестроившегося в культурно-деловой центр, создала эту Школу риторики. И с двумя помощницами организует всю работу по набору и обучению российских риторов, изданию и распространению литературы по этому предмету. Разумеется, это было бы им не по силам, если бы они сразу не сколотили вокруг себя группу единомышленников – ученых-филологов, философов, психологов, педагогов и риторов.

Самый важный результат этого обучения – большая группа преподавателей-стажеров, которые систематически работают в качестве групповых преподавателей под руководством С.Минеевой. Это и есть <> Пермской риторической школы.

Познакомьтесь с одним из них, постоянным стажером Пермской школы риторики, учителем начальной школы, энтузиастом и фантастом, создавшим уникальный класс, в котором сам ведет преподавание всех предметов в разработанной им (вместе с коллегами по школе риторики) концепции развивающего обучения по авторским программам, – Юрием Владимировичем Чудиновым.

На педагогических мастерских 11-й школы риторики он в ряду других стажеров защищал перед слушателями этого выпуска концепцию своей школы. Предлагаемый вниманию читателей фрагмент рукописной <>, создаваемой им вместе со своими маленькими учениками, является <> этой концепции.

Какой я?

Слушайте.

Ростом я чуть выше гномиков. Мы с гномиками очень похожи, но есть и отличия. У меня есть борода и усы. У гномиков их нет. Глаза у меня карие, а волосы русые. Что я люблю? Я много чего люблю. Люблю голубой цвет за его нежность и чистоту, люблю добывать знания, люблю думать, размышлять, но больше всего я люблю кого-нибудь радовать и дружить с гномиками. А в общем-то, я обычный ГНОМ, только у меня есть школа. Иметь школу и дружить с гномиками – это очень-очень много. Вот увидите, когда прочитаете нашу книжку.

Вот такой я, ГНОМ Юрий.

Привет, дорогие читатели! Меня зовут гномик Юля. Я люблю играть в прятки, качаться на качелях и играть в куклы.

У меня карие глаза, русые волосы, курносый нос, короткие ресницы и ямочки на щеках, когда я улыбаюсь.

Я шустрая и добрая.

Вот и все.

Я представился. Кто следующий?!

Разрешите мне представиться!

Я – гномик Маша. Я уже совсем не маленькая, и мой любимый цвет – красный. Я умею шить, вязать, печь манник. У меня длинные русые волосы, и я очень люблю жить у бабушки, потому что она меня больше всего любит, вкусно-превкусно кормит и никогда меня не ругает. Вот какая у меня бабушка. Я ее очень люблю.

Я – гномик Дима.

Мне очень нравится есть шоколад и конфеты и запивать их газировкой.

Еще я люблю смотреть телевизор и лежать на диване. Я умею играть в разные игры. Например, в карты или шахматы. Пока все.

Вот и все, пока!

Еще Юра очень любит животных. Маленькие все любят животных, но Юра их любит со всех сторон. И самих их любит, и узнавать о них любит, и спрашивать о них любит, и рисовать их любит. Он у нас самый главный любитель животных.

Софья ИВАНОВА

Пермь-Москва

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте