Работая в школе 23 года, я могу сегодня сравнить, как менялось отношение к нашему языку. Ведь, например, было время, когда в речи выделяли высокий стиль, средний и низкий (жаргонизмы, вульгаризмы). Сейчас высокий стиль вообще исчез из употребления, и получается, что остались нейтральная лексика и слова низкого стиля, при этом нейтральная лексика становится высокой, а просторечная постепенно становится средним стилем: такие слова, как «мразь», «дрянь» и даже нецензурщина активно входят в разговорную норму.
Естественно, школа должна противостоять этому, иначе у нашей молодежи не будет выбора, на каком языке разговаривать. Но даже сама тема «Лексика» мало изучается в школьной программе – раздел «Лексика» есть только в пятом классе, и все! Единичные занятия в других классах на темы «Русский язык как развивающееся явление», «Богатство русского языка» и подобные вводятся исключительно в первых числах сентября, и особого внимания им не уделяется. Хотя на самом деле тема настолько серьезна, что на каждой ступени ежегодно надо вводить целый блок уроков, посвященных лексике родного языка. Тем более что на ЕГЭ задание А 2 как раз и проверяет знание лексики, а одиннадцатиклассникам выполнить это задание порой нелегко. Некоторые с трудом объясняют разницу между словами «представить» и «предоставить», «деловой» и «деловитый», даже не делают различий. Учитель вынужден предупреждать подобные ошибки и работать с лексикой в духе натаскивания накануне ЕГЭ. В девятом классе мы сдаем КИМы, но логического подхода в изучении лексики опять нет. Лишь в пятом классе мы говорим о том, что такое синонимы и антонимы, тем не менее в девятом от детей требуется поразмыслить над высказыванием лингвиста Степанова: «Словарь языка показывает нам то, что думают люди, а грамматика – как думают люди». Написать сочинение на эту тему трудно не только ученику, но и учителю. А ведь у нас не каждый ребенок вообще знает сегодня, что есть лингвисты! Знают ученых-физиков, ученых-математиков, а лингвистов – ни одного. В нашей школе работает Малая академия наук (МАН), и мы с детьми стараемся каждый год уделять особое внимание лексике нашего языка. Почему именно в последнее время в наш язык хлынул целый поток заимствований? Объяснение мы нашли в том, что более свободным стало передвижение между странами, открылись границы, также большое распространение получили компьютер и Интернет. Несмотря на все это, мы не должны считать иностранное слово более престижным, чем слово из своего родного языка. Ольга АЛЕХИНА, учитель русского языка и литературы школы №34, Воронеж
Комментарии