Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

А вы умеете писать? Вовсе не это считают главным в челябинских детских садах

Учительская газета, №25 от 21 июня 2005. Читать номер
Автор:

Как вы думаете, какой ребенок будет лучше учиться в школе: тот, что ходит в детский сад, и другой, сидевший дома с бабушкой, которая научила его читать, писать и даже считать до ста. Трудно ответить на этот вопрос, не правда ли? Особенно если живешь в Челябинске. Потому что вопросам предшкольного образования здесь уделяется самое серьезное внимание. И охвачены им в этом большом трудовом городе почти все дети от трех до семи лет. Если уж быть совсем точными, то 95,3 процента. А впрочем, и эта цифра не совсем точна. Но все по порядку.

Как организовано в городе предшкольное образование, мы разговариваем об этом с заместителем начальника управления по делам образования Челябинска Мариной СОЛОДКОВОЙ.

– Марина Ивановна, давайте для начала представим статистическую картину дошкольных учреждений в городе.

– Программы дошкольного образования реализируются в 328 образовательных учреждениях, из них 310 – это сами детские сады, а 18 – иные образовательные учреждения. В детских садах воспитываются 42539 детей. Из них почти тридцать три тысячи, то есть 77,5 процента, – дети от 3 до 7 лет. А всего в Челябинске живут 34598 ребят этого возраста.

– Значит, неорганизованных, домашних деток, то есть, теоретически рассуждая, не охваченных подготовкой к школе, чуть больше полутора тысяч?

– На практике их значительно меньше. Но занимаются они подготовкой к школе не только и не столько дома…

– К этому мы еще вернемся. Мне бы хотелось выяснить еще, какого уровня кадры работают в детсадах Челябинска.

– Всего в системе дошкольного образования занято 15148 человек. Обеспечение педагогическими кадрами почти стопроцентное. 255 руководителей детских садов имеют высшее образование. 96 процентов воспитателей получили подготовку в высшей и средней специальной школе. 291 работник имеют почетные звания и правительственные награды.

– Хорошие цифры. С уверенностью можно сделать вывод о вполне высоком уровне образованности и профессиональной компетентности педагогов. Вот теперь самое время разобраться в том, как в Челябинске рассматривают проблему образования детей, находящихся на пороге школы. И начнем, если вы не против, с такого, казалось бы, простого вопроса. Как в городе считают, что такое: ребенок готов к школе?

– Этот вопрос на самом деле таит в себе достаточно серьезную проблему. Предположим, он одет, обут, у него есть портфель, учебники, тетрадки, ручка. Готов такой малыш к школе? Вроде бы да. А если он еще и читает, считает, пишет!.. Но это – готовность внешняя. А как насчет внутренней, психологической? И ведь школа же обязана принять любого ребенка. И она должна так обустроить свой образовательный процесс, чтобы ему было просто, или хотя бы не очень сложно, адаптироваться в первом классе. Школа должна работать и с готовым к обучению ребенком, и с тем, кто психологически не готов.

– Итак, что такое: ребенок готов к школе?

– Впервые мы задумались над этим лет пять назад. Это было время, когда школа предъявляла к дошкольнику очень высокие требования. Но вот что интересно: когда вузы предъявляли свои требования к школе, мол, вы не готовите детей к поступлению, мы отвечали, что, дескать, наша задача совсем иная. Мы обязаны обеспечить выполнение государственного образовательного стандарта школьного образования, а не готовить детей в вуз. Мы даже не заметили, как сами вслед за вузом стали вдруг требовать с дошкольных учреждений, чтобы дети уже на пороге в первый класс умели читать, считать и писать.

– А что родители?

– А родители, которые, конечно же, желают своим детям лучшего, быстренько почувствовали конъюнктуру. И началось! Малышей чуть ли не с трехлетнего возраста мамы и бабушки начали, простите, «натаскивать» на чтение и письмо.

– И что в этом плохого?

– Да нельзя забывать, что дошкольное детство – самоценно! В нем нет места натаскиванию, тренировке. В детстве надо играть. И исподволь готовить психику малыша к новому, очень сложному этапу в его жизни – школе. Детский сад – это место, где дети играют. Выдающиеся ученые говорили: ребенок, который не наигрался в детстве, будет плохо учиться. Ребенок развивается – играя, познает мир – играя.

– Но, с другой стороны, разве детский сад сегодня – это не образовательное учреждение?

– Безусловно, так. Там реализуется образовательная программа. И вот когда мы задумались над этим, то решили со всеми «говорить на одном языке» – с детьми, причем и с теми, кто сидит дома, и с теми, кто ходит в садик. И со взрослыми: воспитателями и специалистами, и с родителями. А факультет психологии Южно-Уральского госуниверситета разработал методику готовности детей к школьному обучению.

В основе диагностики готовности лежат требования программ дошкольного образования. Не требования программ первого класса – я это подчеркиваю, это очень важно – а требования дошкольного образования. Один из самых главных показателей, который мы рассматриваем, – это мотивационная готовность ребенка к обучению в школе, а не готовность читать, считать, писать.

– И что это такое?

– Деятельность ребенка в 1-м классе совершенно меняется: от игровой (в детском саду) к учебной (в школе). Значит, меняется взаимодействие ребенка: раньше у него были воспитатель и знакомый круг детей в группе, а теперь будет много чужих взрослых и еще больше чужих детей. И надо научить малыша взаимодействовать со всеми.

Мы смотрим, как первоклассники адаптировались, какими дошколята вышли из детского сада и какими – из первого класса. И сегодня мы увидели, что школа-то хуже справляется со своей задачей: мотивационная готовность к учебе снизилась. Количество детей с высокой мотивацией к учебе уменьшилось. Снизилась интеллектуальная активность детей к концу первого класса. И мы теперь стали предъявлять претензии к начальной школе. Смотрим уже на второклассников, как они справляются с этими проблемами.

– А как быть с домашними детьми?

– Сегодня по разработанной диагностике, если этого хотят родители (только по их желанию!), мы смотрим и тех детей, которые не посещают дошкольное учреждение. Таких у нас в городе пять процентов. И для них развернут целый спектр услуг.

– Поподробнее, пожалуйста: каких именно?

– Во-первых, в 144 детских садах организована группа кратковременного пребывания. Разработана нормативная база для семей, которые хотят, чтобы ребенок был основное время дома и в то же время был наилучшим образом подготовлен к школе. Мама может привести ребенка в детский сад, чтобы он только погулял с другими детьми. Или на занятие. Например, по музыке или рисованию.

– И сколько это стоит?

– Нисколько. Это бесплатные занятия. В России бесплатное образование. К тому же мы хорошо понимаем: за плату могут и не привести, а подготовить к школе надо если не всех, то как можно больше детей.

– Хорошо, но зачем ребенку гулять с другими именно в детском саду?

– Это же смотря какую цель преследуют родители. Одни хотят развить в своем ребенке социальные навыки. Другие считают, что сыну или дочке нужны услуги логопеда, он какую-то букву не выговаривает. Мы хорошо знаем, не только как много у нас детей не охвачены дошкольным образованием, но и из каких они семей, социальных слоев, какое у них здоровье, какие трудности в их воспитании испытывают родители… У нас организованы группы кратковременного пребывания детей, не только стоящих на пороге школы, но и 3-4-летних и даже годовалых. Ребенок может приходить в группу к детям, подходящим ему по возрасту, и проживать там 2-3 часа.

– А родители в это время где? Уходят домой?

– Если хотят, да. Или идут получать консультативную помощь. Она может быть оказана и в самом детском саду, и в другом специальном учреждении.


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту