Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

А вы танцуете? . «Нон-стоп» развивает коммуникативные навыки

Учительская газета, №08-09 от 2 марта 2010. Читать номер
Автор:

В лексиконе начальника Управления образования администрации Иванова Елены ЮФЕРОВОЙ наряду со словами «модернизация», «профильный», «ЕГЭ» есть и такие – «джаз-модерн», «логоритмика», «подкачка». Совершенствовать городскую систему образования и решать стратегические задачи ей помогает то, что она… танцует. И учит этому других. Свой театр эстрадного танца «Нон-стоп» Юферова создала еще в 1986 году. С тех пор он только укреплял в ней веру, что нужен и ей, и ее единомышленникам.

Когда Елена Александровна пришла преподавать историю в ивановскую 3-ю школу, услышала от директора: «Будете вести танцы!» Что уж тут удивляться, она вернулась в школу, где училась сама, и здесь прекрасно знали, что она занималась в детстве хореографией серьезно. Стала совмещать. Сначала под «танцевальную тему» выделили четверть ставки, потом половину. Кружок переживал свои первые удачи с «Пляшущими человечками», «Куклами Карабаса», «Фотографом-Джазом», «Одесской шпаной». Юферова почти сразу поняла, что на одном своем детском увлечении не выедешь, нужно идти учиться. Диплом Ивановского областного училища подтвердил: теперь она не просто любитель – специалист.

К ней на «огонек» стали заглядывать однокурсники по училищу и студенты-практиканты. Интересовались, чем она занимается, и сами преподаватели. Многие из этих любопытствующих остались. Кружок оброс людьми, танцевальный класс в 3-й ивановской школе стал едва ли не самым популярным местом. Когда коллектив вырос до 180 человек, поклонники Терпсихоры решили, что уже мешают школе. Хотя об этом они говорили друг другу в шутку. Вся воспитательная система школы строилась на эстетическом цикле, а Юферова к тому времени была заместителем директора по воспитательной работе, и театр действительно вырос из школьной сцены. Чуть позже Елена Александровна пересела в кабинет начальника городского управления образования. Но свои хореографические импровизации не бросила.

В последние годы в Иванове то и дело открываются любопытные новые учреждения дополнительного образования. Почти два года назад – в сентябре – появился Центр развития детской одаренности, который выявляет не только способности к учебе, но и помогает найти применение своим лидерским качествам. А под театр «Нон-стоп» пришлась кстати идея Центра детского творчества «Танцы плюс».

Сначала его хотели назвать «Позицией»: мол, и в танце есть позиция, и центр подразумевает у своих воспитанников активную позицию в жизни. Выбрали «Танцы плюс». Потому что танцы – это вообще большой плюс в жизни. Дают человеку много возможностей для самореализации, для успешного движения. Плюс также означает, что в центре к хореографическим этюдам добавились и другие направления, которые раньше были не свойственны нон-стоповцам. По оздоровлению, по коррекции, по спортивному развитию. Единоборства сразу привлекли мальчиков. Ребята в центре занимаются хореографией и ушу. Это тоже имеет прекрасный результат, потому что дает совершенно другое ощущение силы и широты движения. Родители мальчиков рады, что те танцуют, а ребята довольны, что спортом занимаются.

– Этот плюс означает то, – говорит директор центра и педагог-балетмейстер Алена Макарова, – что мы будем развивать двигательную активность ребенка, не замыкаясь на хореографии. Такой своеобразный эксперимент.

Центр – учреждение автономное. Среди допобразовательных он такой первый. Три дошкольных учреждения осваивают новую форму с января.

– Мы идем по целине, – констатирует Юферова. И объясняет замысел центра: – Наша концепция в том, чтобы здесь развивались не только художественные, но и коммуникативные способности. За 20 с лишним лет мы заметили, что дети, которые занимаются хореографией, как правило, вырастают в очень хороших лидеров. Они очень общительны. Они свободно держатся, привлекают к себе людей. Они могут в конечном счете руководить. Мы наблюдаем, как развивается судьба наших ребят и что дает им хореография. Поэтому решили уделить этому специальное внимание. Сейчас мы нарабатываем программы, которые будут включать специальные занятия по развитию коммуникативных способностей. Есть очень много танцевальных упражнений на взаимодействие, на взаимопонимание. Хотим их исследовать – нам это интересно. Не просто танцевать, а к чему-то еще стремиться.

Юферова любит концептуальные учреждения. Считает, в них можно системно развить какое-нибудь направление, провести его полную диагностику. Выйти на новые результаты. Поэтому и интеллектуальный центр возник, ведь он позволяет работать с одаренными детьми более глубоко. Еще Елена Юферова надеется создать уникальный музейно-образовательный комплекс. В городе собрана богатейшая коллекция: в Ивановском музее камня около 3000 экспонатов, которые смогут привлечь и специалистов, и юных исследователей. Строится муниципальный Центр технического творчества, где будут развиваться не только традиционные виды технического творчества: авиамоделирование, судомоделирование, но и компьютерный дизайн, леготехнологии.

В жанре театра танца – философские номера. Здесь уделяется огромное внимание развитию актерского мастерства. Дети достаточно эмоциональные, они понимают, что танцуют. Взрослые им стараются объяснять сложные места. Номер «Территория памяти» положен, например, на стихи «Гренады». С этим представлением нон-стоповцы стали бронзовыми призерами Дельфийских игр в Самаре. А что такое Гренада для современных детей? Островное государство на юго-востоке Карибского моря и только. Педагоги рассказали им об истории стихотворной «Гренады», о патриотизме, о том, как относились к этому стихотворению в разные годы. Дети замирали, слушая строки: «Песню иную о дальней земле возил мой приятель с собою в седле. Он пел, озирая родные края: «Гренада, Гренада, Гренада моя!». И потом танцевали с совсем другим ощущением. А в шоу встретились два поколения: беспризорники 1920-х годов и современные дети, которые не знают, что такое Гренада, но они умеют сопереживать.

В театре танца импровизируют, поэтому дети здесь хорошо сочиняют и сами. А взрослые поглядывают за ними, когда они творят собственные композиции, потому что в такие моменты возникает множество самых неожиданных идей, из неосознанного движения вырастают различные интересные приемы. Дети создают интересные хореографические номера. Елена Юферова мечтает как-нибудь организовать конкурс детских балетмейстерских работ.

Воспитанники «Нон-стоп» приходят в центр на работу. Выросшие дети приводят сюда своих детей. Принимают малышей с трех с половиной лет. И желающих танцевать много. Наверное, потому что родители уверены: из танцора получится руководитель на все сто. Подтверждение тому есть: одна из солисток коллектива – десятиклассница Лена Летова стала председателем городской ученической думы. Готовит благотворительный марафон для детей с ограниченными возможностями. Очень комфортно себя в этой ипостаси чувствует, может подойти к микрофону, может найти контакт с самыми разными взрослыми. Видно, какую пользу ей принесли танцы. Она, как и ее собратья, научилась держать себя в пространстве. А когда чувствуешь свое тело, значит, руководишь духом.

Лора ЗУЕВА, Михаил КУЗМИНСКИЙ

Иваново


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту