search
main
0

А вы развод сыграть смогли бы? Студенты советуют не расставаться с любимыми

В студенческом театре Государственного университета – Высшей школы экономики состоялась премьера спектакля по пьесе Александра Володина «С любимыми не расставайтесь». Наверное, вот это «с любимыми» и притягивает студентов в небольшой зал в подвале здания Вышки на Мясницкой.

Хочу думать, что нет особого подтекста в том, что экономика тут на высоте необычайной, а искусство загнали в подвал. «Мы, по сути, все в подвале», – весело парировал ректор ГУ-ВШЭ Ярослав Кузьминов мои упреки. Кстати, у такого замечательного театра, ставшего в очередной раз победителем студенческого фестиваля «ФЕСТОС» и получившего даже приз «Хрустальный ФЕСТОС», практически нет никаких условий ни для репетиций, ни для выступлений. Впрочем, сам Ярослав Иванович ни разу ни на одном спектакле театра не был, впрочем, как и выдающиеся сотрудники университета Исаак Фрумин, Ирина Абанкина, Борис Рудник и другие. Откуда же им знать и о таланте актеров, и о тех условиях, в которых они работают.

Этот театр начинается с вестибюля университета, где вольно расположились многочисленные витрины с экономической научной и учебной литературой, где тема денег в разных вариантах предлагается для изучения, постижения, обсуждения. А в театр все приходят бесплатно. И программки раздают бесплатно, причем делает это руководитель театра, актриса театра и кино Ирина Сиротинская, уже семь лет работающая со студентами, а теперь и выпускниками, которые, получив диплом и устроившись в солидные фирмы, не порывают со своим увлечением. Редкая выпускница или выпускник Вышки поступают в театральный вуз, хотя могли бы все, ведь у Ирины Сиротинской своя, авторская, программа подготовки актеров, созданная ею после окончания ВГИКа. Освоившие эту программу демонстрируют на сцене очень хороший уровень подготовки. Впрочем, что это я? Какая сцена? Это просто треть зала, отведенная под действо, актеров от зрителей не отделяет ничто, они лицедействуют буквально на расстоянии вытянутой руки от тех, кто с напряженным вниманием смотрит постановку. А разворачивается перед зрителями то, что заявлено в программке, где до деталей продуманы каждое изображение, каждая фраза. Изображение, впрочем, одно: картинка, на которой почти разорвавшийся на две части канат, его связывает тонкая ниточка, потяни чуть-чуть в разные стороны – и все, разорвутся, упадут две части, и не соединишь их, а свяжешь, так получится большой и, может быть, даже нелепый узел. Под изображением – цитата из Кодекса о браке и семье, принятого еще в РСФСР: «Забота о советской семье, в которой гармонически сочетаются общественные и личные интересы граждан, является одной из важнейших задач Советского государства». Так и хочется спросить: «А Российского?» – и ответить: «В капиталистическом государстве его забота о семье проявляется, но совсем не в той мере, в какой этого хотелось бы всем».

А в битком набитом зале гаснет свет и тут же вспыхивает: все танцуют, и после этого совсем неожиданным становится момент, когда луч света выхватывает судью, сидящую на небольшом возвышении, и пару: Катя (Полина Одинцова) и Митя (Василий Торкановский) разводятся, и каждый доказывает, почему он не может продолжать семейную жизнь.

Кстати, Полина – экономист-аналитик в «Кит-финанс», выпускница ВШЭ, а Василий – студент юридического факультета и победитель Всероссийской студенческой олимпиады по юридическим наукам. Это к тому, что в театре играют те, кто преуспевает в основном деле.

Другие пары будут появляться одна за другой перед очами судьи, у каждой будет своя история. Эти бесхитростные, но очень пронзительные истории будут все время возвращать к чуть держащимся концам надорванного каната. Нильсу Батюку, Константину Седову, Дмитрию Филатову приходится выходить в нескольких ипостасях – ребят в театре маловато, гораздо больше девочек, но это и хорошо: видно мастерство актеров, которые могут так легко и быстро перевоплощаться.

Спектакль идет чуть больше часа, время пролетает как мгновение, вот уже звучат аплодисменты, крики «Браво!», артисты кланяются, дарят цветы Ирине Сиротинской и уходят. А зал, удивительное дело, не трогается с места, все сидят, кто-то тихонько обсуждает увиденное, и проходит еще минут десять, прежде чем зрители начинают уходить вслед за актерами.

Тут пора закрыть программку и… обнаружить на последней странице своего рода юридический ликбез, который легко ложится на эмоциональное ощущение после жизненных историй.

К просчету в семейном воспитании, имеющем прямое отношение к прочности будущего брака, относится так называемый инфантильный гедонизм, то есть желание молодой пары наслаждаться жизнью, забывая, что еще существуют обязанности по отношению друг к другу, своей семье, детям. (Семейное право.)

Супруги обязаны строить свои отношения в семье на основе взаимоуважения и взаимопомощи, содействовать благополучию и укреплению семьи, заботиться о благосостоянии и развитии своих детей. (Часть 3 статьи 31 Семейного кодекса РФ.)

По-своему влияет на рост числа разводов доступность, которая создает иллюзию простоты происходящего, тогда как чаще всего это не так. Даже при заключении брака у некоторых молодоженов где-то подспудно таится мысль о возможности легкого развода, даже когда в семье появятся дети. (Семейное право.)

Суд принимает меры к примирению супругов и вправе отложить разбирательство дела, назначив супругам срок для примирения в пределах шести месяцев. Брак расторгается, если судом будет установлено, что в дальнейшем совместная жизнь супругов и сохранение семьи стало невозможным. (Статья 34 Кодекса о браке и семье РСФСР.)

Несомненно, главный враг брака, причина номер один гибели брачного союза – алкоголизм одного из супругов, преимущественно мужчин. Причем, как правило, речь идет не о бытовом пьянстве, а о глубоком распаде личности алкоголика, чья волевая сфера поражена полностью. (Семейное право.)

Никто из ребят-зрителей, выходящих из зала, программки не выбрасывает. Может быть, еще раз перечитают абзацы из законов, может быть, кто-то подумает, прежде чем выбрать себе спутника или спутницу жизни, кто-то, возможно, еще раз крепко поразмышляет, стоит ли ему расставаться с тем, кому перед венцом обещал быть верным и любящим на всю жизнь.

Заниматься правовым просвещением можно по-разному. Не прав тот, кто считает, будто можно добиться эффекта, читая лекции и проводя семинары. Рецепт, предложенный студентами Высшей школы экономики, и интересен, и эффективен. Когда театр наконец выберется из подвала на свет божий и сможет давать спектакли в большом зале, вероятно, этот рецепт будут использовать и другие вузы.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте