Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития. Обучение только тогда хорошо, когда оно идет впереди развития.
Лев Выготский

Содержание образования всегда определяется социально-экономическими условиями и интересами общества. Наше время – это время информационных технологий.
Использовать различные гаджеты, Интернет дети умеют уже в своей дошкольной жизни. А вот сформировать не только игровые, но и научные навыки работы с различными гаджетами помогает школа.
Однако в современной школе учитель часто сталкивается с проблемой необучаемости ребенка, то есть ученик с трудом читает, не понимает словесное содержание математических задач, плохо пишет, не может запомнить учебный материал. Конечно, в основе неуспеваемости всегда лежит не одна причина, а несколько. Это могут быть и педагогическая запущенность ребенка, и биологические факторы (дислексия, дисграфия). Соматически ослабленные дети быстро устают и теряют интерес к учению. Процесс активной переработки полученного материала, запоминания и сохранения информации, ее обработки – все это замедляется, и мотивация к обучению пропадает.
В силу своих особенностей очень часто эти дети не вовлечены в активную учебную работу. Использование робототехнических конструкторов Lego Education в учебном процессе как раз помогает им через игровые навыки почувствовать себя творцами, изобретателями, преодолеть низкую самооценку. Появляется интерес к процессу обучения, формируются навыки целеполагания учебных действий, контроля над своими решениями. Ученики начинают самостоятельно ставить перед собой цели, проводить исследования, фиксировать результаты. Что хотелось бы особенно отметить: у учеников появляются навыки сотрудничества, они прекрасно взаимодействуют во время работы, спорят, отстаивают свою точку зрения, учатся доказывать правильность своего решения. Развиваются навыки взаимопонимания и взаимопомощи, что полностью отвечает требованиям ФГОС. Используя работу в группах, учитель способствует развитию доброжелательного отношения друг к другу, умения справедливо распределять обязанности, оценивать усилия каждого.
Меняется взаимодействие в системе «учитель – ученик». Авторитарность учителя заменяется сотрудничеством педагога с учениками.
«Понятие «обучаемость» трактуется как восприимчивость к обучению» (Б.Г.Ананьев). Ребенку легче учится, когда появляется элемент игры.
В своей практике я решила использовать образовательные решения Lego Education WeDo 2.0 не только для изучения основ робототехнического моделирования, но и для лучшего, более глубокого, формирования и усвоения нового материала по предметам естественно-научного цикла начальной школы. Проекты, представленные в робототехническом конструкторе WeDo 2.0, хорошо интегрируются с темами из курса окружающего мира и обеспечивают связь между теорией и реальным миром посредством практических заданий, проектных работ и современных технологий.
Многие уроки из курса окружающего мира я провожу в технологии «перевернутого» обучения. Один из таких уроков был проведен по теме «Размножение растений. Растения и опылители». За несколько дней до урока ученики получили задание: посмотреть видеофрагмент о том, как размножаются растения, записать вопросы, возникшие в ходе просмотра, прочитать параграф учебника. На уроке предлагаю ребятам рассказать, что им было уже известно по данной теме, что узнали нового. Дальнейшая работа проходит с использованием робототехнических наборов Lego Education WeDo 2.0: создание и программирование модели «Растения и опылители», поиск ответов на возникшие в ходе беседы вопросы (как размножаются цветущие растения, какую роль в опылении растений играют птицы, насекомые и животные).
Работая в группах, учащиеся конструируют модель цветка и пчелы, пробуют смоделировать процесс опыления. С помощью инструмента документирования фиксируют свои идеи, предположения, делают фотографии получившихся моделей, обсуждают и делают выводы. В ходе урока я, как учитель, лишь направляю работу детей, консультирую, так как WeDo 2.0 включает в себя готовые проекты с пошаговыми инструкциями.
На следующем этапе урока прошу ребят подумать о том, как они могли бы собрать новый по форме цветок и опылителя, которого бы привлек этот цветок. Работая над созданием новой модели, ученики приходят к выводу, что бабочки и мотыльки имеют длинные хоботки, поэтому их больше привлекают трубчатые цветы.
При подведении итогов своего исследования учащиеся делают вывод, как насекомые помогают размножению растений, рассказывают, что узнали, чему научились, что их удивило.
Интересным получился урок по теме «Смена дня и ночи». Чтобы ответить на вопрос «Почему день и ночь сменяют друг друга?», ученики включаются в дискуссию, выдвигают различные гипотезы, предположения. При этом в обсуждении принимают участие все дети. Проанализировав информацию, полученную друг от друга, сверив ее с учебником, ученики приступают к построению модели из Lego WeDo 2.0. Это позволяет ребятам не только провести практическую работу и самостоятельно получить ответ на поставленный в начале урока вопрос, но и увидеть, как и почему происходит данный процесс.
Анализируя деятельность детей на уроках, я пришла к выводу, что одним из преимуществ Lego Education WeDo 2.0 является более глубокое понимание детьми законов природы. Создаваемые с его помощью модели помогают увидеть на практике те абстрактные понятия, которые есть в школьных учебниках и являются сложными для восприятия учениками начальной школы. А при использовании WeDo 2.0 они самостоятельно могут моделировать, наблюдать и анализировать процессы, происходящие в природе. Ребенок чувствует себя настоящим исследователем, и это мотивирует его к получению новых знаний. Развиваются познавательные навыки, навыки совместной работы, презентационные, ценностно-смысловые и информационные компетенции, а также навыки поиска решений поставленных задач и критическое мышление, умение аргументированно представить свою точку зрения. Создаются атмосфера психологического комфорта, положительный эмоциональный фон независимо от оценок и достижений ученика, что способствует улучшению процесса социализации ребенка. Все это помогает детям развить не только ключевые компетенции XXI века, но и навыки ведения научно-исследовательской деятельности.

Мария ГУСЕЙНОВА,
учитель начальных классов школы №2090 имени Героя Советского Союза Л.Х.Паперника