search
main
0

А вы говорите по-английски?

Этот вопрос волнует в любом возрасте

Обучение – это напоминание другим, что они знают все так же хорошо, как и ты.

Ричард Бах «Иллюзии»

 

Хочу поделиться своим опытом работы с людьми, начавшими изучать английский язык уже на пенсии. В рамках проекта «Московское долголетие» в нашей школе организована работа «Английского клуба», занятия в котором длятся уже 5 лет и являются очень востребованными у людей «серебряного» возраста.

Раньше я не имела опыта работы с людьми старшего поколения, так как по образованию являюсь учителем английского языка в начальной школе. Волнительно и даже страшно было мне, когда я представляла наше первое занятие, хотя стаж моей работы в школе достаточно солидный. Для начала надо было узнать мотивацию моих учеников: «Чего вы ждете от нашего курса?» Ответы были разные: «вспомнить давно забытое», «научиться читать на английском языке», «уметь понимать чужую речь на слух», «тренировать память», «общаться в поездках», «просто выйти из дома». Как же угодить всем? Как сделать так, чтобы пожилые люди шли на занятия с желанием и получали то, что надо именно им? Ведь когда мы даем знания ребенку, мы вписываем их своим красивым учительским почерком в детскую книгу жизни на чистый лист. А в «серебряном» возрасте книга жизни каждого почти написана, можно лишь вставить что-то между строк…

И вот я решила построить свои занятия так, чтобы в них каждый смог найти нужное для себя. Сначала я написала рабочую программу с почасовым планированием. Весь курс рассчитан на полтора учебных года. В первом полугодии уделяется внимание страноведению, изучению алфавита, правилам чтения. Сколько радости было в глазах моих учеников, когда они вспоминали знакомые слова и выражения, смогли перевести и понять суть простых текстов! В этой работе обязательно надо учитывать, что изначальный уровень владения языком у всех моих учеников был разный. Постепенно я стала вводить лексику по темам «Животные», «Цвета», «Моя семья», «Еда», «Профессии».

В нашей школе преподавание английского языка ведется по учебникам Starlight, из которых я беру тексты, упражнения, записи для аудирования и другой нужный для обучения материал. Очень живо слушатели курса реагируют на занимательные задания, песни, стихотворения и диалоги из учебников для 4‑6‑х классов.

К концу первого полугодия мои ученики способны выполнять задания, сочетающие в себе знания по достаточно большому количеству лексических и грамматических тем: «Глагол to be», «Множественное число», «Артикли», Глагол have got», «Числительные».

Примеры заданий:

  1. Нарисовать 10 пустых квадратов, пронумеровать их. Закрасить квадрат, соответствующий порядковому номеру, предлагаемым цветом. (The first square is red. The tenth square is green. etc.)
  2. Прослушать рассказ монстра. Нарисовать его, опираясь на рассказ. (I have got a big head and a fat body. I have got 3 eyes, 1 nose, 1 mouth and 2 ears. My hair is green. I have got 4 short arms, 5 long legs and big feet. etc.)

Особый интерес вызывают задания на живое общение: «Покупаем сувенир», «Заказываем еду в кафе», «Знакомство», которые разыгрывают в парах. Каждый диалог можно переделать на свое усмотрение.

Занятие я начинала с рефлексии, с ответа на вопросы: «Что нового и интересного вы узнали на прошлом уроке?», «Что было непонятно, трудно для вас?». Учитывая ответы, я продолжала строить свою работу дальше.

Во втором полугодии учащиеся знакомятся с простыми временами, а также продолжают пополнять свой словарный запас, развивают навыки чтения, аудирования, говорения и письма.

Перед летним перерывом два занятия посвящаются составлению списка литературы на лето. Мы обсуждаем произведения англоязычных авторов, прочитанные на русском языке, биографию этих авторов, эпоху их жизни. Каждый из нас берет на заметку что-то интересное и желание ознакомиться с этими произведениями поближе (на русском или английском языках в зависимости от уровня).

Вот так, постепенно у пожилых людей открывалось второе дыхание для изучения иностранного языка и восприятия новой информации.

Но пандемия внесла в наши занятия свои коррективы… Я и мои ученики находились в растерянности, когда же можно будет встретиться и продолжить наше общение? И тут на выручку пришел опыт проведения дистанционных уроков! В нашей школе впервые был набран дистанционный курс обучения английскому языку людей старшего поколения, который пользовался огромной популярностью. Сложность состояла в том, что моим ученикам надо было подружиться не только с английским языком, но и с компьютером. Все опасения оказались напрасны, и вопрос «А вы говорите по-английски?» снова зазвучал на наших занятиях! Обучение строилось на основе материала, который я выводила на экран или включала прослушивать моим ученикам. А домашние задания, которые помогали отвлечься от рутинных забот, я рассылала по электронной почте.

Оказалось, что новый опыт был необходим и мне! Этот опыт обогатил меня, заставил взглянуть на мою работу с другой точки зрения. Наше сотрудничество оказалось взаимовыгодным. Не бойтесь начать учиться и учить! Как писал Леонардо да Винчи: «Природа так обо всем позаботилась, что повсюду ты находишь, чему учиться».

Наталья ТАРАСОВА, учитель английского языка школы №1353 имени генерала Д.Ф.Алексеева

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте